Общество
  1. Общество
Общество
Челябинская область
0

Обязали развиваться. Южноуральские университеты готовятся реализовать послание Путина

Качество обучения в вузах сегодня не устраивает ни студентов, ни работодателей
Качество обучения в вузах сегодня не устраивает ни студентов, ни работодателей

Каждый третий выпускник вуза в Челябинской области недоволен качеством полученного образования, свидетельствует статистика. Между тем и работодатели признаются, что подготовка студентов не отвечает современным требованиям. Готовы ли университеты региона к тому, чтобы наладить работу с бизнесом и стать более конкурентоспособными, – выяснял «ФедералПресс». 

Глобальная проблема

Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил увеличить количество бюджетных мест в региональных университетах. Отдельно президент затронул тему качества образования.

С качеством образования в региональных вузах есть проблемы, признают опрошенные эксперты.

«За 16 лет работы в рекрутинге я ни разу не слышала, чтобы работодатели были на сто процентов довольны подготовкой студентов в вузах, кроме тех, где набирают на целевое обучение, – говорит директор рекрутинговой компании «ТИРС» Екатерина Карпенко. – Особенно если речь идет о таких общих профессиях, как менеджер. Современное образование очень академично».

Сами выпускники тоже не совсем удовлетворены качеством подготовки в вузе. По данным службы исследований HeadHunter, 7 % опрошенных в Челябинской области недовольны полученным или получаемым высшим образованием, 22 % отмечают, что «скорее недовольны». Полностью устраивает качество обучения 20 % опрошенных.

«По качеству бюджетного приема в образовательные организации высшего образования Челябинская область занимает 25 место из 79 по России, платного приема – 46 место из 77 по России. То есть занимает серединную строчку: не худший регион, но и не в лидерах. По доступности платного образования Челябинская область входит в 20-ку лучших по России (занимает 15 место из 74)», – рассказали в пресс-службе министерства образования Челябинской области.

«В обучении каждой профессии есть глобальные проблемы. Во-первых, восприятие современного человека сильно изменилось. Соответственно, методики образования устарели, а те знания, которые даются в высшей школе… По сути, половина из них бесполезна. Во-вторых, сегодня уже никому не интересны знания без умения их применить на практике», – говорит сопредседатель ЧРО «Деловая Россия» Антон Рудаков.

При этом без высшего образования, которое дает систему знаний и возможность мыслить масштабно, соискателям все равно не обойтись, отмечает Рудаков.

Подтверждает возникшую у вузов необходимость обратиться к практике заместитель начальника главного управления по труду и занятости населения Челябинской областиАлександр Шегуров. «Не всегда работодатели жалуются, что выпускники получают какое-то некачественное образование. Единственное, из встреч с работодателям я понял, что они просят больше уделять внимания именно практике. Все отмечают, что теоретически выпускники очень хорошо подготовлены, но с точки зрения подготовки работы на производстве оставляют желать лучшего», – отмечает Шегуров.

Впрочем, несмотря на то, что работодателей не всегда устраивает качество образования, процент трудоустройства в крупнейших вузах региона остается высоким. Так, по данным комиссии предварительного трудоустройства выпускников ЮУрГУ, количество трудоустроенных по специальности в 2019 году составляет 85 %, всего 98 % выпускников университета находят себе работу. В ЧелГУ также отметили, что большинство идут работать по специальности. В Министерстве образования Челябинской области приводят данные, что по специальности трудоустраиваются 80 % выпускников.

Однако не совсем верно оценивать университеты только по отзывам работодателей. Часто для сравнения используются рейтинги. Правда, в Челябинской области только один вуз регулярно мелькает в международных рейтингах – ЮУрГУ. Так, в сентябре 2019 года университет впервые вошел в мировой топ лучших вузов THE World University Rankings 2020, в котором занял позицию 1001+. Всего в рейтинге было рассмотрено более 1300 вузов из 92 стран мира.

«Рейтинги определенным образом отражают позиции вузов, однако не являются важными в определении абитуриентов при выборе направления обучения. Это скорее вопрос о наличии конкретной образовательной программы, удобного расположения вуза, благоприятной среды обучения, истории успеха выпускников и так далее», – отметили в пресс-службе ЧелГУ.

Бизнес пошел в вузы

В стремлении оставаться конкурентоспособными университеты региона постоянно работают над повышением эффективности и качеством образования. И главный тренд – бизнес сам стремится воспитать себе хороших работников. Так, только в ЮУрГУ заключили больше трех тысяч соглашений о сотрудничестве с работодателями. Вуз ведет мониторинг удовлетворенности работодателей и после опросов корректирует учебные планы. В ЧелГУ некоторых специалистов «разбирают» еще до выпуска из университета.

«Например, айтишники ЧелГУ трудоустраиваются, будучи еще студентами. С третьего курса с ними начинают работать представители крупных компаний, которые преподают в университете и присматривают себе потенциальных сотрудников. Большая часть проектов, реализуемых студентами, предложена компаниями-работодателями. Итогом совместной работы может стать трудоустройство», – отметили в пресс-службе.

Подобное сотрудничество сегодня уже не редкость. По словам Екатерины Карпенко, определяет развитие университетов именно запрос от отраслей экономики. Нет проблем с трудоустройством и у студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета, Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, потому что в регионе есть острая нехватка врачей и учителей.

«Отрасли создают спрос на профессии. Например, у нас сегодня катастрофическая ситуация с судостроением. Строить мы можем на мировом уровне, а специалистов нет, – говорит Екатерина Карпенко. – И люди понимают, что профессия, которую они получат в вузе в рамках того же судостроения, на протяжении 60–70 лет однозначно будет востребована. Менеджер проектов судостроительной отрасли, инженер-металлург или биолог, специализирующийся на разработке новых препаратов, – это конкретная путевка в жизнь. А вот просто некий менеджер вряд ли будет востребован».

Что университетам необходимо работать в плотной связке с работодателями, понимают и студенты. По словам Антона Рудакова, уже сейчас многие из них идут работать уже со второго курса.

«Промышленные предприятия и сами заинтересованы в студентах не просто потому, что хотят получить хорошего специалиста, а чтобы избежать текучки на предприятии. Есть такая вещь, как импринтинг, – это запечатление. Когда берешь выпускника к себе на работу, у него формируется жесткая психологическая привязка к предприятию, и он твой как минимум на 5–10 лет – это очень выгодно. Вложение не столько в молодого специалиста, сколько в человека, который отработает у тебя 10 лет», – говорит Рудаков.

Как отмечают эксперты, качество образования в вузах Челябинской области может вырасти только при участии бизнеса.

Автор фото:ФедералПресс/Евгений Поторочин Инфографика: ФедералПресс/Елена Майорова

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Telegram 1