В мастерской управления «Сенеж» два дня подряд проходил семинар-совещание по подготовке совместного расширенного заседания президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию. Губернаторы, министры, руководство Администрации президента, академики, ректоры университетов и эксперты в подгруппах разрабатывали инициативы, которые позволят отраслям выйти на качественно иной уровень развития. Упор был сделан на расширение полномочий регионов в сфере образования и включение работодателей в разработку вузовских программ. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Рабочая группа Госсовета по направлению «Образования и наука» представила в Мастерской управления «Сенеж» инициативы, которые разрабатывались на протяжении нескольких месяцев. Они должны качественно улучшить ситуацию в указанных сферах. Так, одно из предложений – усилить влияние субъектов РФ на вузы в регионах, а также дать возможность работодателям участвовать в разработке учебных программ.
По мнению членов Госсовета, лишь регионы могут точно знать и прогнозировать потребность во врачах, учителях, социальных работниках и работниках культуры. Главы субъектов опираются на планы социально-экономического развития территорий. За счет этого они могут точно сформулировать запрос региональным вузам на специалистов. Поэтому одной из самых острых тем во время традиционного «мозгового штурма» на семинаре-совещании стало формирование контрольных цифр приема. «Президент в послании дал установку увеличить количество студентов в нестоличных вузах, но тем не менее к системе распределения по вузам, по специальностям есть много вопросов. Регионы зачастую исключены из этой процедуры, и это приводит к сбоям», – рассказал журналистам куратор профильной рабочей группы Госсовета, губернатор Новосибирской области Андрей Травников.
Каждое возможное нововведение прорабатывалось детально. Руководитель подгруппы «Высшее образование», глава администрации Тамбовской области Александр Никитин рассказал о готовящемся предложении по созданию специальной цифровой платформы, которая позволит систематизировать и обрабатывать данные о местах в вузах в региональном и отраслевом разрезе. «Только на основании этого уже могут быть более объективные, более понятные правила и модели доведения бюджетных мест до наших региональных вузов», – сказал Никитин.
С похожей инициативой выступила и подгруппа по среднему профессиональному образованию (СПО). Речь также идет о цифровой платформе, которая позволит формировать будущие кадры для регионов. «Мы предложили создать цифровую платформу и пилотировать ее в нескольких регионах, которая давала бы возможность губерниям, руководителям территорий формировать потребность в кадрах, оснащать средние специальные учебные заведения для того, чтобы экономика региона могла развиваться в соответствии с современными требованиями, теми требованиями, которые предъявляют в том числе предприниматели», – рассказал руководитель подгруппы СПО, губернатор Кировской области Игорь Васильев.
Также были разработаны предложения по масштабированию практики включения работодателей в процесс обучения кадров. Речь идет, в частности, о том, чтобы дать возможность бизнесу участвовать в разработке программ для техникумов, колледжей и училищ. Важно не только получить базовые знания, но и говорить на одном языке с работодателем, поэтому работодатель должен определять состав квалификационного экзамена, считают члены Госсовета.
Изменения предложены в сфере не только образования, но и науки. Курирующий профильную подгруппу губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов рассказал о необходимости создания в регионах специальных центров, которые позволят наиболее эффективно реализовывать нацпроект «Наука». «В регионе необходимо создать некий координационный совет, который бы возглавлял губернатор или его помощники. Совет объединил бы федеральные и региональные структуры. Вся инновация находится в субъекте федерации, а наука – в Российской Федерации», – заявил Беглов журналистам.
Кроме этого, субъекты федерации, по замыслу участников рабочей группы, должны стать заказчиками научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в региональных вузах. Это поможет более точно прорабатывать планы социально-экономического развития территорий. Вузы же, в свою очередь, нарастят компетенции и получат дополнительные источники финансирования.
Сформированный список предложений рабочая группа представит на совместном расширенном заседании президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию, который пройдет 6 февраля в Кремле. По его итогам будут сформированы поручения правительству.
Добавим, что, по признанию всех губернаторов, новый формат Госсовета показывает свою эффективность. Возможность поучаствовать в «мозговом штурме», по словам, например, Александра Никитина, может «дать фору любой программе дополнительного профобразования или повышения квалификации». А взаимодействие регионов с федеральными профильными министерствами и ведомствами позволяет сформировать итоговый перечень поручений, учитывающий мнение всех сторон.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева
Национальные проекты