Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Ледокол поставили на прикол. «Арктика» не прошла испытания

Завершение строительства атомного ледокола «Арктика» вновь может быть перенесено на более поздний срок
Завершение строительства атомного ледокола «Арктика» вновь может быть перенесено на более поздний срок

Завершение строительства атомного ледокола «Арктика» вновь может быть перенесено на более поздний срок. Причиной срыва является поломка, произошедшая при швартовых испытаниях. До 20 февраля комиссия Балтзавода должна разобраться во всем и дать свои рекомендации по восстановлению поврежденного двигателя. Руководство ОСК и «Росатом» заявляют, что сроки сдачи судна останутся неизменными, но это уже не первая проволочка и доверия к компании все меньше. Подробнее об этом – в материале «ФедералПресс».

Первое судно в проекте 22220 «Арктика» относится к классу ЛК-60Я. По плану ледокол должен быть оснащен двумя реакторами РИТМ-200 мощностью 175 мегаватт каждый. Эти суда предназначены для работы в Баренцевом, Печорском и Карском морях и на мелководных участках устья Енисея в районе Обской губы.

Контракт на строительство головного атомного ледокола «Арктика» Балтзавод подписал еще в 2012 году. Его сумма составила 37 млрд рублей. Необходимую сумму выделил бюджет РФ. Изначально головное судно должны были спустить на воду в 2017 году, но сроки несколько раз переносили. Сейчас производитель – Объединенная судостроительная корпорация – заявляет, что сдача объекта состоится летом 2020 года.

Роковая поломка

По данным «Коммерсанта», в начале февраля во время пуско-наладочных работ системы электродвижения на головном атомном ледоколе «Арктика» вышел из строя гребной электродвигатель (ГЭД) на правом валу. Генеральный директор завода-производителя Алексей Кадилов распорядился создать комиссию для установления причин инцидента. К 20 февраля специалисты должны дать свои рекомендации по восстановлению повреждений.

Источники газеты признаются, что «ситуация непростая». По их словам, если устранить поломку на самом судне не получится, то придется резать корпус и размонтировать оборудование, что займет значительное время. Однако ситуация может еще больше осложниться, если будут выявлены неучтенные системные ошибки в проекте, требующие корректировок. Тогда на их устранение потребуется минимум год. Источник «Коммерсанта» в судостроительной отрасли отмечает, что с неработающим ГЭД никто ледокол не примет. По его мнению, в лучшем случае «Арктика» будет сдана в сентябре.

Подмоченная репутация

Затягивание сроков строительства судов на ОСК происходит очень часто. Даже в своей стратегии корпорация признает, что на ее верфях суда строятся в полтора, а то и два раза дольше, чем у зарубежных конкурентов. При этом их продукция в полтора раза дороже. «Неоправданно затягивается строительство и передача ВМФ РФ целого ряда атомных подводных лодок и надводных кораблей», – сетовал президент Владимир Путин в 2013 году, призывая корабелов «мобилизоваться». «Вообще никуда не годится», – в сердцах бросил тогда глава государства. Однако, получается, что и в 2020 году проблема по-прежнему актуальна.

Еще хуже обстоят дела с гражданскими заказами. В 2011 году ОСК получила от «Росморпорта» заказ на строительство дизель-электрического ледокола проекта 22600 («ЛК-25»). Стоимость госконтракта составила 7,95 млрд рублей. Работы начались в октябре 2012 года, а спустить на воду судно Балтзавод планировал летом 2014 года, а завершить строительство в конце 2015 года. Однако в процессе возникли проблемы: несоответствия технической документации и самого техпроекта. В частности, согласно проектной документации перевес по массе судна составил около 2,5 тысячи тонн. Осадка вместо заявленных 8,5 метров стала 10,2 метра, что в конечном счете не позволяло бы использовать судно по прямому назначению.

В начале 2017 года правительство выделило ОСК на «Виктора Черномырдина» дополнительно 700 млн рублей для смягчения эффекта от девальвации рубля, однако в сентябре того же года ледокол для достройки был переведен на «Адмиралтейские верфи». Был объявлен и новый строк сдачи судна заказчику – не позднее 25 июня 2019 года.

В ноябре 2018 года на строящемся судне произошел пожар и срок сдачи заказчику снова перенесли на конец 2019 года. Но в конце декабря был объявлен новый срок – первый квартал 2020 года. При этом за годы строительства ледокол резко подорожал. По состоянию на лето 2019 года, общая стоимость строительства ледокола оценивалась в 12 млрд рублей. Как говорил когда-то сам Виктор Степанович: «хотели как лучше – получилось как всегда».

Фото: atomic-energy.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.