В Кировской области продолжают умирать междугородние перевозки. За последнюю неделю СМИ сообщили о проблемах в сразу двух районах. В одном сотни жителей добираются до райцентра на такси, в другом весь район может остаться без перевозок из-за массового увольнения водителей. Почему проблема с перевозками только усугубляется и как ее решить – в материале «ФедералПресс».
Остались без автобусов
В прошлом году власти Кировской области заявили о намерении создать единую транспортную компанию, которая займется как городскими, так и междугородними перевозками. Предприятие пока не появилось, а ситуация с перевозками становится все более тревожной. На днях стало известно, что жители Вятских Полян могут остаться без общественного транспорта. Водители местного АТП создали петицию с требованием повысить им зарплату, которая не росла несколько лет. Если этого не будет сделано до 28 февраля, то люди не выйдут на работу.
Местное АТП повысить зарплаты не в силах, потому что имеет долги и находится в предбанкротном состоянии. Финансовые проблемы связаны в том числе с отсутствием поддержки от местных властей – в последние годы перевозчик не получает от города положенные по закону субсидии, хотя работает на убыточных и социально важных маршрутах. Местные власти знают о проблеме, но говорят, что денег на субсидирование нет.
О том, к чему приводят проблемы транспортных предприятий, не понаслышке знают жители Подосиновского района – около тысячи человек лишились единственного автобуса в райцентр и вынуждены тратить тысячи рублей на такси, чтобы добраться до больницы. На ситуацию обратили внимание общественники, которые написали жалобу в областную прокуратуру. Член регионального исполкома ОНФ Валерия Черемисинова говорит, что проблема в Подосиновском районе далеко не единственная – к ним часто поступают жалобы кировчан на проблемы с транспортным сообщением. Жителям деревень просто не на чем добраться в районный центр.
«Как правило, все упирается в скудность местных бюджетов. Наверное, выходом здесь может быть только помощь со стороны регионального бюджета, – говорит Черемисинова. – Что касается Подосиновского района, то там проблема, насколько нам известно, заключается в отсутствии специалиста, который обладает правами нужной категории. Еще в июле прошлого года местная администрация обещала, что проблема будет решена, но прошло 9 месяцев, а люди по-прежнему не могут добраться ни до железнодорожной станции, ни до больницы, ни до райцентра».
Проблемы, о которых говорят активисты, не новы – уже несколько лет депутаты, общественники и сами перевозчики заявляют о деградации отрасли. Износ автобусных парков государственных и муниципальных предприятий составляет 85 %. А в некоторые районы области сейчас можно добраться только на такси. Регулярные рейсы в часть удаленных от областного центра районов были отменены в связи с их убыточностью, поскольку действующие тарифы не покрывают затраты перевозчиков. Частники-нелегалы тоже отказываются там работать – они предпочитают доходные направления. В областном министерстве транспорта отмечают, что для обновления автопарка в регионе нужно закупить около 400 автобусов.
В областном минтрансе признают, что сложившаяся ситуация ведет к ликвидации автотранспортных предприятий в районах. Такие проблемы есть по меньшей мере в четырех райцентрах: Санчурске, Яранске, Кикнуре и Омутнинске. Ситуацию могли бы поправить субсидии, но расходы на господдержку автотранспортных предприятий с 2017 года не предусматриваются – в правительстве области заявляют, что денег на эти цели в бюджете нет. Что касается межмуниципальных рейсов, то их должны спонсировать местные власти, но для них даже субсидия в несколько сотен тысяч – неподъемная сумма.
Вернуть льготы
В правительстве заявляют, что проблема может быть решена с помощью создания единого транспортного предприятия. Его могут создать на базе муниципального АТП города Кирова и областного КПАТ. Однако эксперты считают, что вопрос не закрыть без возвращения транспортных льгот.
«Не уверен, что проблему можно решить лишь созданием единой компании, хотя бы потому, что предприятия, на базе которых она может появиться, находятся в сложном финансовом положении, – говорит вице-спикер законодательного собрания области Владимир Костин. – Не решить проблемы и только повышением стоимости проезда, потому что есть нелегальные перевозчики, которые не платят налоги, и их цена всегда будет ниже. Думаю, решить вопрос комплексно можно, лишь вернув льготы для некоторых категорий граждан. Если будет возвращена льгота, то мы сможем рассчитывать на то, что увеличится пассажиропоток. Ну и, конечно, выпадающие доходы перевозчиков нужно субсидировать – для этого не требуются гигантские деньги, речь идет примерно о 100 миллионах рублей ежегодно».
По словам Костина, причина упадка перевозок кроется именно в отсутствии субсидий. Это касается и областного предприятия «Кировпассажиравтотранс», и АТП в районах области. Вице-спикер отмечает, что минтранс знает о нехватке средств и периодически обращается в минфин за субсидиями, но получает отказ.
«Какое-то время предприятия еще могли существовать, а сейчас имеем то, что имеем. Пожалев рубль на льготы для пенсионеров, мы и отрасль подкосили, и пожилых людей поставили в сложное положение, – констатирует Костин. – А могли бы одним выстрелом убить двух зайцев. При этом я не сторонник того, чтобы субсидировать предприятия напрямую – лучше помогать им через компенсацию выпадающих расходов. Такая форма поощрения, когда ты получаешь деньги не за факт существования, но за выполненную работу, куда более эффективна».
Костин также отмечает, что областные власти должны помогать муниципалитетам, у которых нет средств на субсидировании перевозчиков. «Единый оператор, на которого возлагают надежды власти, может помочь в части сглаживания разных по доходности маршрутов. Есть планово убыточные маршруты, где даже небольшой автобус иногда везет одного-двух пассажиров. Компенсировать работу на таких маршрутах можно было бы за счет передачи выгодных направлений. Решить эту задачу и поможет единый оператор, который должен обеспечить работу по понятным и прозрачным правилам. Но пока не урегулирована история с нелегальными таксистами, говорить о том, что выплывет единый перевозчик, не приходится».
Представители транспортных предприятий в районах тоже заявляют, что отрасль междугородних перевозок в Кировской области деградирует. Субсидии и дотации, которые предусмотрены для перевозчиков, не окупают их реальные затраты. Кроме того, сказывается рост числа нелегальных перевозчиков, которые сейчас чувствуют себя вольготно. Для нелегальных таксистов, отмечают они, сейчас предусмотрены мизерные наказания – это штраф в 5 тысяч рублей. При этом легальных перевозчиков штрафуют на гораздо более существенные суммы и проверяют по два-три раза в год.
Отмечается, что сейчас многие предприятия в области испытывают большие финансовые трудности. Дело в том, что нелегальные таксисты могут себе позволить демпинговать, потому что у них нет механиков, диспетчеров, нет людей, которые проверяют водительский состав. По словам представителей автотранспортных предприятий, властям нужно финансово поддерживать районные АТП, чтобы они не закрылись. При этом таксистов не следует убирать с рынка, их нужно легализовывать. Когда нелегалы начнут проходить все процедуры, которые проходят легально работающие предприятие, они уже не смогут так низко ронять цены.
В министерстве транспорта Кировской области «ФедералПресс» пояснили, что ведомством «в целях обеспечения транспортного сообщения населенных пунктов с областным центром регулярно проводятся открытые конкурсы на право осуществления перевозок». В 2019 году такие конкурсы были проведены в апреле и в октябре.
«Кроме того, министерство осуществляет систематическое информирование органов местного самоуправления о необходимости организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования», – пояснили в ведомстве.
Что касается создания единой транспортной компании, то в конце прошлого года была создана рабочая группа, которая занимается этим вопросом. Прорабатываются варианты создания транспортного предприятия, изучаются финансовые показатели предприятий, на базе которых возможно создание компании, потребность в транспортных средствах. Планируется, что в будущем компания сможет решить вопрос транспортного обслуживания на межмуниципальных и муниципальных маршрутах по всей области.
Фото: администрация города Кирова,ФедералПресс / Евгений Поторочин