Экологические проверки предприятий Омской области теперь будут происходить чаще. Региональное правительство достигло соглашения об этом с сибирским управлением Росприроднадзора и уже готовит новый регламент взаимодействия двух структур. Состояние окружающей среды – важнейший вопрос политической повестки области последних нескольких лет. Насколько нынешние решения помогут справиться с проблемой, какова в них роль пиар-составляющей и как отреагирует бизнес на усиление проверок – в материале «ФедералПресс».
Важна реакция
Система экологических проверок предприятий Омской области в ближайшее время может существенно измениться. Как рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе регионального правительства, власти сегодня разрабатывают новый вариант регламента оперативного взаимодействия природоохранных структур. В частности, теперь специалисты министерства природных ресурсов и экологии смогут постоянно организовывать внеплановые проверки местных заводов. Участвовать в таких рейдах будут и инспекторы Росприроднадзора.
Решение усилить проверки предприятий было принято по итогам встречи губернатора Омской области Александра Буркова с главой Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Игорем Шереметьевым в конце минувшей недели. Стороны признали, что взаимодействие в деле охраны окружающей среды пока находится на невысоком уровне. Например, когда в конце новогодних каникул были зафиксированы мощные выбросы, чиновники ведомств терялись и не понимали, в какой последовательности они должны передавать информацию друг другу. Глава региона заявил, что такая реакция на внештатные ситуации недопустима, работа всех структур должна быть слаженной и оперативной. В частности, как добавляют в региональном правительстве, центральный аппарат Росприроднадзора сейчас разрабатывает механизм, позволяющий в экстренных ситуациях моментально привлекать специалистов для инструментальных замеров на предприятиях.
Вопрос усиления контроля за промышленными предприятиями областного центра поднимается не впервые. Жалобы от жителей на то, что им «трудно дышать», поступают в Центр экологического мониторинга практически каждую неделю. Кроме того, отток населения из Омска, который, по данным Росстата, является одним из лидеров страны по этому показателю, специалисты связывают в том числе и с экологической ситуацией. Однако эксперты не уверены, что усиление проверок приведет к желаемому результату. Депутат Омского городского совета, руководитель фракции ЛДПР Алексей Ложкин настаивает, что Омску важнее создание плотного кольца экологических постов.
«Можно ходить по предприятиям сколько угодно, но проблема в том, что на сегодняшний день сложно определить, кто является загрязнителем. Для этого необходимо по городу Омску построить сеть санитарных постов, которые бы в круглосуточном режиме снимали показания. Постов, которые есть на сегодняшний день, недостаточно. Если будет план, то руководители предприятий будут в курсе. К тому же выбросы, как известно, происходят в выходные дни или в пятницу вечером. Благодаря увеличению числа постов можно будет определить виновника выбросов по горячим следам. Работать ради работы можно, но мы-то хотим результата», – уверен депутат.
Чем мы дышим
Последние несколько лет Омск – постоянный фигурант экологической хроники. Самым ярким стал 2017 год: только за март здесь произошло несколько крупных утечек этилмеркаптана. Это совпало с затяжным штилем и вызвало экологический кризис, когда концентрация вредного вещества превысила допустимые нормы в 400 раз. Тогда же сотрудники Следственного комитета возбудили уголовное дело по факту загрязнения окружающей среды. Проверки велись на 16 крупных предприятиях региона, однако источник выбросов так и не нашли.
Ситуация из года в год ухудшалась, и сегодня местные активисты говорят уже об экологической катастрофе. В нынешнем году сразу после новогодних праздников сотрудники передвижной экологической лаборатории провели замеры предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных примесей в воздухе Омска. Нарушения фиксировались во многих частях города, но среди всех выделялся Советский район, где уровень этилбензола превысил ПДК в 2,8 раза, сероуглерода – в 2,68 раза, сероводорода – в 2,1 раза. Итоги наблюдений вызвали большой резонанс. Депутат законодательного собрания Омской области Игорь Попов тогда даже обратился к руководителю регионального Следственного комитета с просьбой навести порядок и возбудить уголовное дело в отношении виновника выбросов. Впрочем, информации о реальном расследовании случившегося так и нет.
В министерстве природных ресурсов и экологии Омской области корреспонденту «ФедералПресс» пояснили, что основные загрязнители атмосферного воздуха над Омском находятся в северо-западной промышленной зоне, где расположены крупнейшие нефтехимические предприятия региона. Конкретные объекты в ведомстве называть не стали, но опрошенные «ФедералПресс» экологи назвали среди главных источников загрязнения «ТГК-11», «Газпромнефть ОНПЗ», «Омсктехуглерод» и завод «Омский каучук».
Экологи и общественники также перечислили и другие важные источники загрязнения города: ТЭЦ, мусорные полигоны и тлеющие свалки в городских границах. Однако преувеличивать роль смежных факторов, в том числе автотранспорта, неправильно, настаивают экологи.
«У нас стоит смог над городом, но в любом случае выбросы осуществляет какое-то крупное предприятие. Это точно. Так накрывать город мелкие предприятия или автотранспорт не могут. Травят последние три года, и здесь источник зла необходимо искать на тех предприятиях, которые заработали или пытались заработать в это время», – утверждает общественный деятель, лидер регионального отделения партии «Яблоко» Татьяна Нагибина.
В минприроды подчеркнули, что предприятия в упомянутой северо-западной промышленной зоне подлежат федеральному надзору, который относится к компетенции Росприроднадзора, и представители регионального министерства планируют выходить на проверки вместе с ними.
«Росприроднадзор будет проводить проверки на предприятиях федерального надзора, а специалисты министерства природных ресурсов и экологии Омской области будут поверять предприятия регионального надзора, расположенные рядом с федеральными», – пояснила пресс-секретарь ведомства Татьяна Ковальская.
Получить оперативный комментарий в Омском региональном отделе департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу не удалось.
Электоральная экология
Татьяна Нагибина напоминает, что экологическая тема стала значимым политическим фактором в Омске именно в 2017 году, после крупных мартовских выбросов. При этом в том же году исполняющим обязанности губернатора области был назначен Александр Бурков, поэтому именно состояние окружающей среды стало одним из важных критериев оценки со стороны жителей. Затем этому вопросу стали придавать значение и на федеральном уровне.
«27 января Александра Буркова исключили из Госсовета РФ, якобы это ротация кадров, но мы склонны думать, что причиной стал экологический вопрос, который с момента его приезда в регион не сдвинулся с мертвой точки. Росприроднадзор не будет просто так, на пустом месте проводить проверки. Мы наконец-то достучались до федерального министра экологии, и на Омск обратили внимание», – добавляет Нагибина.
Профессор политологии Северо-Западного института управления РАНХиГС Инна Ветренко в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» обратила внимание, что последние решения губернатора вряд ли принципиально изменят ситуацию в городе и нацелены скорее на широкую аудиторию. Специалист указывает, что проверки предприятий систематически проводились и раньше, а встреча и громкие заявления нужны Буркову как «публичное озвучивание и знак того, что губернатор следит за экологией».
«Если Александр Бурков решил проводить или договорился с соответствующими инстанциями сделать предприятия открытыми для честного экологического контроля, то это был бы действительно большой шаг, поскольку у нас в регионе сложилось правильное экологическое лобби. Есть специалисты в области экологии, которые готовы на себя взять функции общественного экологического контроля, но с ними на предприятиях, ввиду отсутствия у них полномочий, даже разговаривать никто не хочет. Эта мера была более эффективна, чем озвучивание очередных плановых проверок, которые должны проводить соответствующие органы. Это создание видимости, что работа ведется, не более того», – резюмировала Ветренко.
Как не спугнуть инвесторов
Заявление руководства области о необходимости внеплановых экологических рейдов происходит на фоне систематических заявлений федерального руководства, требующего сокращать количество проверок бизнеса. Этот пункт фигурировал, например, в подписанном в 2017 году президентом РФ Владимиром Путиным перечне поручений о снижении административного давления на бизнес и предпринимателей. Эксперты не раз заявляли, что дополнительные проверки снижают инвестиционную привлекательность территорий и могут способствовать сокращению налогооблагаемой базы.
Впрочем, в данном случае, по мнению собеседников «ФедералПресс», усиление проверок не несет финансового риска ни конкретным предприятиям, ни региону в целом.
«Я не думаю, что эти проверки серьезно ударят по бизнесу или отпугнут инвесторов. Когда говорим о выбросах, речь не идет о мелких предприятиях. Они все ассоциированы с нашими крупными нефтяными гигантами и зависят от них. Неоднократно со стороны властей были предупреждения и даже угрозы о том, что так нельзя делать, но призывы не были услышаны. Людей, конечно, «убила» ситуация 7 января, когда город оказался в газовой камере. Пришло понимание того, что нужны радикальные действия. Угрозы я не вижу, поскольку во всем мире экологические приоритеты выше всего», – считает экономист, профессор и заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление территориями» Омского государственного университета Олег Рой.
Инвестиционная привлекательность Омской области и без того невысока, и усиление проверок вряд ли существенно повлияет на этот показатель, уверена руководитель комитета по экономике и инвестициям Омского регионального отделения «Опоры России» Татьяна Трифонова.
«Ухудшения инвестиционного климата в этой ситуации я не вижу. У крупных предприятий есть и возможности, и административный ресурс, а также финансы. У маленьких таких возможностей нет, но не думаю, что их тронут», – уверена Трифонова.
Глава Комитета при этом заметила, что инвесторов от Омской области отпугивает в первую очередь низкая платежеспособность населения. И если решение экологических проблем повлечет за собой изменение ситуации с доходами граждан, то в долгосрочной перспективе это будет способствовать привлекательности региона для вложений.
«Уровень дохода у потребителя низкий, и это основное, что отпугивает инвестора. Непрозрачность бизнеса. Денежный рынок в Омской области довольно скудный. Если говорить об общерегиональном климате, то, на мой взгляд, стоит думать о повышении доходов населения вообще», – резюмировала глава комитета.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, omskportal.ru, pxhere.com, Татьяна Нагибина