Top.Mail.Ru
Экономика
Челябинская область
1

На краю катастрофы. Центр Челябинска может уйти под землю

В Челябинске может рухнуть станция недостроенного метрополитена
В Челябинске может рухнуть станция недостроенного метрополитена

Челябинску грозит катастрофа. Об этом предупреждают метростроители. В любой момент в центре города может произойти серьезное обрушение одной из возводимых ранее, но уже несколько лет простаивающих станций. Чтобы предотвратить ЧС, нужна политическая воля и от 60 миллионов до 2,5 млрд рублей. В противном случае река, которая протекает над строением, может привести к событиям, напоминающим сюжет фильма «Метро». Подробности – в материале «ФедералПресс».

Опасность провала

Челябинскую станцию метро «Торговый центр» активно начали возводить в 2015 году. По условиям проекта, строительство нужно было завершить в течение четырех лет, именно на этот строк гарантировалась безопасность объекта. Однако деньги закончились раньше. По некоторым данным, с компанией не полностью рассчитались, поэтому она не завершила запланированные объемы. Позже на проблемную стройку зашел «Челябметрострой».

a0fb13e2659275333ac15210957f3660.jpeg

Проектировщик станции «Торговый центр» давал гарантию безопасности на те самые четыре года. Теперь же ежедневно есть риск обрушения шахт. Станция находится под рекой Миасс. Вода просачивается вместе с мельчайшими частицами почвы в подземку. Выше, соответственно, образуются пустоты.

3268fdb5f7eefe859cdcab2ecbdb4dcf.jpeg

А еще от сырости рушатся подпорные конструкции внутри тоннеля. Многотонные металлические плиты по сути держатся на размокающем бетоне.

c49cacb6253baf52bfc5dab59fd62614.jpeg

Бетон в подпорных конструкциях под потоками воды разрушается

Кроме того, часть конструкций свода тоннеля выполнена во временном варианте. Если говорить по-простому, то штукатурка положена на скальный грунт. Рядом есть металлический «панцирь», который надежно держит конструкцию, но он не достроен. Если протянуть его на оставшиеся несколько десятков метров, это послужит уже надежной защитой от обрушения. Но для этого нужно сначала освободить часть тоннеля, где работы были остановлены.

В 2017 году управление капитального строительства администрации Челябинска проводило экспертизу состояния станции «Торговый центр». Она стоила около четырех миллионов рублей. В своих выводах эксперты говорят о необходимости срочно достраивать объект.

Фото: Экспертиза показала необходимость укрепления бортов станции (документы)

885e8cd41f581684db74ec702ee93866.jpeg

9e65487cb6a25ef88449aada2d3f099a.jpeg

На это надо около 60 миллионов рублей. А чтобы в целом законсервировать или достроить станцию у торгового центра, нужно около 2,5 миллиарда. Решение о выделении этих средств не принято.

«Самая тяжелая ситуация – на станции «Торговый центр»: она находится в аварийном состоянии. Срок ее строительства по нормативам составляет не более четырех лет, а у нас – шесть лет. Случаев такой продолжительности работ под рекой в стране не существует. Пока не принято решение о финансировании, никаких мер, которые бы гарантировали сто процентов безопасности, нет. Единственное, что мы сможем, – успеть закрыть затворки, чтобы вода не пошла по перегонным тоннелям и не вышла на улицы города», – прокомментировал генеральный директор «Челябметростроя» Денис Агеев.

080bbb5d3a5136f5455d6eaed140d211.jpeg

На станции и перегонах видна и ощущается сырость

Если все оставить как есть, в любой момент может произойти трагедия. В случае обрушения конструкций метрополитена в зону риска попадают мост рядом с торговым центром, рынок, несколько дорог и даже, возможно, цирк. В подземке круглосуточно дежурят горные спасатели, которые готовы оперативно закрыть шлюзы, чтобы вода не разошлась по тоннелям на несколько километров под городом.

8029b65b914a0955952ce2d83cae27b0.jpeg

Створы есть с двух сторон от возможного эпицентра обрушения

Придется перекрывать реку Миасс, которая через Шершневское водохранилище является питьевым источником Челябинска. Учитывая, что проблемная недостроенная станция находится в центре города, трафик на ней, как автомобильный, так и пешеходный, очень высокий. Эксперты говорят о риске большого количества жертв, включая прежде всего рабочих метрополитена. Всего в «Челябметрострое» трудится около 200 человек, некоторые каждую смену находятся под землей.

К слову, об опасности говорит и внешний вид не только глубинных сооружений, но и наземных зданий. Помещение, где работает офисный персонал, было построено временно, на период строительства метро, в 1992 году. Сегодня по стенам и полу пошли трещины.

3a9a1d1b8609b69bd7f4b13b3e3315c1.jpeg

Это также, считают эксперты, может говорить о подвижках земных пластов.

56c1c0838d565432207e517e7c292f44.jpeg

План спасения

Отметим, всего в глобальном плане метрополитена есть три ветки. До настоящего времени было разработано всего четыре станции: «Комсомольская площадь» (готовность около 70 процентов), «Торговый центр» (не более 10 процентов), от которой частично пройдены перегонные тоннели, станция «Проспект Победы», на которой выполнена так называемая мокрая консервация (там сделан только ствол шахты на глубину 40 метров), и станция «Площадь Революции» (пройдено 40 метров в глубину и по 10 метров в стороны). Нигде строительные работы в настоящее время не ведутся.

b444f7d942fd3301e0c46efaa6332890.jpeg

Однако полностью от подземного транспорта город пока не отказался. В Челябинске разработан и ожидает принятия новый генеральный план. Он предусматривает наличие метро или скоростного подземного трамвая. Пока точного решения не принято. В «Челябметрострое» сообщили, что с ними этот вопрос не обсуждался. Проектировщик сообщил «ФедералПресс», что показал в своей работе лишь объекты капитального строительства и функциональное зонирование. Заказчик в лице администрации должен сам решить, пустить по тоннелям поезд или трамваи.

«Изначально мы вынесли метро за границы 2039 года, но после консультаций с управлением дорожного хозяйства, с минтрансом, с администрацией и с учетом мнения местных экспертов все же было принято решение первый пусковой комплекс метрополитена оставить на горизонт 2039 года. Мы также делаем дополнительный комментарий, что окончательное решение должно быть принято после подготовки отдельного технико-экономического обоснования и развития метрополитена. На сегодняшний день город несет существенные затраты по содержанию тех линий, которые уже построены», – прокомментировал главный инженер проектов ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» Владислав Татарников.

Недавно депутаты Челябинской городской думы подняли вопрос о передаче метрополитена в ведение региона, так как вся дорожно-транспортная система переходит под крыло областного правительства. Сейчас содержание метрополитена обходится городскому бюджету в сумму около 400 миллионов. Федеральных субсидий нет.

«Мы ежегодно выделяем средства на поддержание в рабочем состоянии метрополитена, в рамках принятия нового генерального плана рассматривается очень тщательно вопрос, каким образом эту инфраструктуру использовать в развитии транспортно-дорожной сети. Если будет принято решение строить дальше метро или не строить, то, возможно, это тоннель использоваться в качестве проезда для автотранспорта или туда будут запущены какие-то трамвайные пути. Этот вопрос рассматривается. В любом случае данная инфраструктура должна быть использована, потому что то, что сделано, – это колоссальные затраты», – прокомментировал Андрей Шмидт.

В «Челябметрострое» сообщили, что под трамвай придется переделывать проект и заново проходить госэкспертизу. Это может вылиться в сумму около миллиарда рублей, а то и больше.

«Не важно, какие вагоны пойдут по тоннелям. Метрополитен нужно либо достроить, либо законсервировать. Для консервации нужно делать новый проект. Сколько это будет строить? А чтобы получить на это потом федеральное финансирование, придется еще и пройти государственную экспертизу, а это тоже деньги. Трамвай можно пустить по тем же тоннелям, что и метро, но нужно будет определить место, где он будет выходить на поверхность, нужны будут красные линии. К тому же метро – это поезд из четырех больших вагонов, а скоростной трамвай – два-три. Объем перевозки меньше, а затраты на инфраструктуру такие же», – говорит Агеев.

e47a524c08570c1d0f5370690b2f57a6.jpeg

Пока по временным рельсам ходит только обслуживающая техника

Спикер Челябинской гордумы сообщил, что в ближайшее время депутаты выедут лично на объект. К слову, прежний губернатор Борис Дубровский спускался в метрополитен. Новые власти города и региона пока не осматривали стройку лично. Недавно в подземку спускался заместитель Натальи Котовой по строительству Владимир Шамне. В настоящее время объявлен новый конкурс на содержание метрополитена, но строительство металлического каркаса в нем не предусмотрено. Основные затраты пойдут на откачку воды, зарплату сотрудникам, налоги, коммунальные платежи и прочие текущие технические расходы.

Отметим, в администрацию Челябинска и министерство строительства региона «ФедералПресс» направил запросы, однако ответы будут предоставлены позднее. Впрочем, уже сейчас очевидно, что самый сложный вопрос – о перспективах достраивания метро – пока не решен.

66c2afe68eaf62095d432d7b3f6f9bb9.jpeg

Меж тем, спускаясь под землю и глядя на потоки воды, собирающиеся в ручьи под сводами огромной конструкции, вспоминается фильм-катастрофа «Метро». И если там главным героям удалось спастись, то в реальности финал может быть более трагичным.

d23dfeb4d2d628fe31709800e8ec77dd.jpeg

Фото: ФедералПресс/Елена Мицих

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.