В конце прошлого года в России был зафиксирован рекорд на рынке труда: количество вакансий перевалило за миллион, обновив достижение трехлетней давности. Неплохо выглядит с этой позиции ситуация и в Тюменской области. Сейчас на одного безработного в регионе приходится сразу несколько вакантных мест. Но количество нетрудоустроенных при этом колеблется на одном уровне. Почему складывается такая парадоксальная ситуация, узнавал «ФедералПресс».
Парадокс на рынке труда
О рекордном числе вакансий на российском рынке труда в конце прошлого года сообщил Росстат. Всего, по оценкам ведомства, россиянам были доступны 1,1 миллиона рабочих мест. Причем эта тенденция наблюдалась на фоне общего снижения безработицы.
В этом же оптимистичном тренде выглядела и ситуация в Тюменской области. На одного безработного в конце прошлого – начале текущего года приходилось аж пять вакансий. К началу февраля расклад изменился, но в целом остался стабильным: на 4,7 тысячи нетрудоустроенных приходится 16,2 тысячи заявленных работодателями вакансий. То есть на одного соискателя – более трех предложений о работе.
Наиболее востребованы сейчас в Тюменской области, судя по базе вакансий, специалисты строительной отрасли. Эта тенденция, кстати, прослеживается не первый год. Также остро нужны продавцы, работники образования и управленцы. В среднем работодатели, судя по размещенным в базе вакансий предложениям, готовы платить от 23 до 80 тысяч рублей.
И хотя запросы тюменцев в среднем выглядят скромнее – 16–40 тысяч рублей, – в первую очередь их все равно привлекают вакансии с большой зарплатой. Отметим, что на интерактивном портале департамента труда и занятости населения Тюменской области указанное жалованье на одной и той же должности может отличаться в разы. К примеру, преподавателю высшей категории на неполный рабочий день с возможностью совмещения предлагается 5 тысяч рублей. Есть похожие вакансии за 30 тысяч рублей. Специалистам банков готовы платить как смешные 8 тысяч рублей, так и почти 50 тысяч. Есть и вовсе фантастические предложения. Так, в тобольскую фирму ищут юрисконсульта, зарплата варьируется от 14 тысяч до почти 1 миллиона.
Эксперт по рекрутингу, заместитель генерального директора по работе с профессиональным сообществом кадрового холдинга АНКОР Татьяна Баскина советует не доверять слишком заманчивым предложениям, равно как и отказываться от рассмотрения вакансий без указания зарплаты. Это, по словам эксперта, нормальная практика.
Экономист, доцент кафедры экономической безопасности РГУ им. А. Н. Косыгина Валерий Сенков указывает на распространенный психологический фактор: многие даже не рассматривают вакансии, если видят предложение о зарплате на уровне среднего или ниже.
«В итоге эти люди часто оказываются заняты в неформальной экономике, работают не пойми как», – отмечает экономист.
Складывается парадоксальная ситуация: количество вакансий в регионе растет, а число официальных безработных особо не меняется (уже несколько лет этот показатель колеблется на уровне 4,5–4,7 тысячи человек). По мнению экономиста, ситуация характерна прежде всего для крупных городов, как Тюмень, и имеет ряд причин.
«Работодатели часто ищут квалифицированных сотрудников с опытом, предъявляя к ним достаточно высокие требования. При этом большое количество трудовой силы не квалифицировано. Это первое. А второе – так как высокая налоговая нагрузка идет на фонд оплаты труда, то большой объем предлагаемых вакансий, по моему видению, – это очень низкие трудовые ставки, соответственно их рассматривают люди в последнюю очередь», – объясняет Валерий Сенков.
Напряженности нет, но она есть?
Официально напряженность на рынке труда, то есть соотношение спроса и предложения, в регионе невысокая. Но очевидно, что ситуация в реальности выглядит несколько иначе. Ведь если работодатели обязаны информировать службы занятости, причем в самые короткие сроки, о появляющихся вакансиях, то безработные вовсе не обязаны вставать на учет и как-то себя обозначать. Поэтому реальный уровень безработицы куда выше, чем заявленные властями 0,66 процента от всего экономически активного населения региона.
Показатель в среднем по стране выше примерно в 3–4 раза официальных данных, полагает, ссылаясь на данные Росстата, доктор экономических наук, профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС при Президенте РФ Александр Щербаков.
А значит эти люди, по крайне мере большая часть из них, тоже находятся в поиске работы и претендуют на имеющиеся вакансии, составляя конкуренцию официальным безработным. Это же мешает корректно рассчитывать напряженность на рынке труда.
Люди не слишком спешат вставать на учет в службы занятости по ряду причин. Одна связана с чисто субъективными ощущениями: они считают, что это удар по их самомнению, статусу, полагает профессор Щербаков.
«Некоторые уверены, что это просто бесполезно, потому что службы занятости не смогут предоставить им хорошо оплачиваемую работу, а предложат только недостаточно значимые в социальном плане места. Поэтому они ищут работу по своим личным каналам, через связи, друзей, обращаются в частные службы занятости, которые за дополнительную плату, по их мнению, помогут подыскать им достойную работу», – говорит экономист, добавляя, что реже обращаются в центры занятости мужчины.
И тем не менее в среднем по стране государственным службам занятости удается так или иначе трудоустроить порядка половины из тех, кто пришел за помощью. Это демонстрирует скорее не эффективность центров занятости, а их удовлетворительную работу, считает профессор Александр Щербаков. В Тюменской области, по официальным данным, уровень трудоустройства стабильно составляет больше 70 %.
Экономист Валерий Сенков в свою очередь считает, что многим соискателям не помешало бы сменить подход к поиску работы. «Если есть вакансия, тем более по профилю, то нужно выходить и работать, систематически себя развивать, поднимать. И когда ты начинаешь крутить педали, у тебя появляются новые возможности. Работать надо, иначе скорость твоих педалей падает», – советует эксперт.
Фото: ФедералПресс/Елена Аталыкова, Елена Майорова