Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Это уничтожение доступного образования». Московские школы поставили на «счетчик»

система образования
Доступные школы постепенно вытесняются элитными

Столичная школа с полувековой историей оказалась в центре скандала. Учебное заведение переполнено, ходят слухи о его банкротстве. При этом школу лишают помещений – их передают другому, более престижному учреждению. И такие ситуации для столицы не редкость. Доступное бесплатное образование постепенно становится уделом избранных - талантливых и не очень детей обеспеченных родителей. Как и почему школы с образовательными традициями вытесняются элитными лицеями, выяснял «ФедералПресс».

Земля под рейтинговую школу

Школа № 324 с красивым названием «Жар-птица» на улице Лобачевского, 54, распрощалась с частью помещений – они перешли элитному учебному заведению школе № 1329, которое расположено совершенно в другом районе – Тропарево-Никулино. Получается абсурдная ситуация, когда на одной небольшой территории в центре квартала, находящегося уже пять лет в программе реновации, будут функционировать две школы разных районов. Но еще больший абсурд заключается в том, что теперь дети из рейтинговой школы будут вынуждены преодолевать несколько километров от дома, а дети района будут вынуждены искать места в других районах.

Причина в том, что помещения образовательного учреждения № 324 давно нуждаются в ремонте, но денег на это у учебного заведения попросту не оказалось. А вот школа №1329 с ее доходами (как бюджетными, так и внебюджетными) привести корпуса в порядок наверняка сможет. В этой школе много платных занятий. Стоимость только одной из дополнительных программ доходит до 80 тысяч рублей в год. А таких факультативов у одного ребенка может быть несколько.

Незавидная судьба

Но и школа № 324 тоже на неплохом счету, известна в Москве и славится своими традициями. Бывшая директор Елена Зотова рассказала, что школа – победитель приоритетного нацпроекта «Образование», учащиеся показывают высокие результаты итоговой аттестации, олимпиад. Творческие коллективы, а также музыкальный театр «Жар-птица», которому исполняется 20 лет, являются лауреатами международных конкурсов, выступают в России и за рубежом. Школа заключила договор о сотрудничестве с МГИМО, работает Клуб юных дипломатов, ежегодно более 10 выпускников становятся студентами МГИМО.

Сегодня образовательное учреждение переполнено: вместо 550 учеников здесь учится около восьмисот. При этом рядом находится пустующее здание, бывшей школы № 256 (улица Лобачевского, 66). Здание было передано школе №324 девять лет назад, а в 2013 году было включено в адресную программу Москвы для строительства на месте сноса нового здания на 825 мест. Но неожиданно, по решению департамента образования, снос и строительство были заменены на капремонт, а в 2015 году были выделены бюджетные средства на строительство пристройки к этому зданию на 300 мест. Подрядчики менялись, старое здание так и не отремонтировали, а пристройку так не возвели. В итоге чиновники от образования предложили уже новому директору Алексею Беспалову ремонтировать старое здание за счет средств школы, в распоряжении которой нет ни нужной суммы денег, ни необходимого штата. При этом сама территория является городской собственностью, что подтверждается кадастровой картой.

Директор школы № 324 от здания в итоге отказался, а переполненные классы решил разгрузить с помощью пристройки и детского сада № 215 (к школе прикреплены четыре детсада). В садике планируется разместить начальную школу. Это решение не вызвало большой радости у родителей дошкольников. Очередникам, как сообщили родители одного из воспитанников, начали предлагать подыскать другой детский садик в районе Крылатское, до которого надо добираться почти час на автобусе.

В январе 2020 года поползли слухи о том, что школа № 324 объявлена банкротом. Один из педагогов на условиях анонимности рассказал, что в учебном заведении сократили бухгалтеров, а учителям не выплатили стимулирующие выплаты, пригрозили урезать доплаты за аттестационные категории и звания, а в дошкольных отделениях с февраля сняли надбавки за администрирование, оставив одного администратора на четыре дошкольных учреждения. Это только усилило слухи о банкротстве школы. Якобы педагогам даже предлагали подписать уведомление о сокращении надбавок, но поднялась шумиха, и документ отменили.

По словам представителя родительского сообщества школы Ивана Петрова (имя изменено), даже ученики обеспокоены, что у педагогов есть «сложности с зарплатой». Родитель учеников также утверждает, что новый директор ограничил посещение родителями учебного заведения. «Более чем пяти родителям в школе запрещено находиться. Нельзя проводить фото- и видеосъемку в «некрасивых местах». В здании четко контролируется, куда родитель пошел и с кем говорит. А директор порой не в курсе того, что происходит в учебном заведении», – сообщил собеседник издания.

После передачи части помещений школы «Жар-птица» элитной школе местные жители опасаются, что их образовательное учреждение вообще ликвидируют. Школа полностью попросту вольется в структуру рейтингового учебного заведения № 1329. Люди написали свыше 50 обращений президенту, депутатам Госдумы, мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой создать комиссию при правительстве Москвы для возвращения помещений школе № 324, сохранения дошкольного отделения, предназначенного для малышей, завершения капитального ремонта и строительства пристройки. На все письма, как под копирку были написаны ответы, что для жителей района делается благо, т.к. «позволит создать равные возможности для детей, проживающих в радиусе шаговой доступности от указанного адреса, и воспользоваться возможностями городских проектов школы №1329».

Нынешний директор школы № 324 Алексей Беспалов в беседе с «ФедералПресс» рассказал, что действительно было решено от здания бывшей 256-й школы отказаться, но слухи о банкротстве категорически отрицает. Что касается детсада, то, по его словам, дошкольников «никто не выгоняет», а речь идет о «постепенном замещении школьниками начальных классов».

Жалобы родителей, которые не могут попасть в школу, директор также не подтвердил. Но добавил, что «школа является режимным объектом, охранник может не пропустить, но всегда сообщает директору, что родители пришли». По его словам, родительские собрания «проводятся по необходимости», однако централизованного родительского комитета в школе нет.

Сокращение надбавок учителям Алексей Беспалов отказался комментировать, сославшись на то, что это «внутренняя ситуация». «Могу сказать, что задержек с зарплатами не происходит, мы действуем в рамках правового поля», – отметил директор.

Глобальный вопрос

Проблема, скорее, не в одной школе, а в политике городского департамента образования в принципе, считает депутат Совета депутатов муниципального округа «Проспект Вернадского» Елена Филина. По ее словам, в Москве навязывают систему, которая ориентирована на отбор талантливых детей, а обычным детям ограничивает доступное бесплатное образование. Депутат рассказала, что рейтинговая школа № 1329 в Тропарево-Никулино вынуждена забирать помещения из других районов, т.к. рейтинговая школа отбирает талантливых детей из всех районов Москвы по конкурсу.

По словам Елены Филиной, этот пример не единственный. Рейтинговые школы вынуждены забирать себе порой даже не нужные им объекты и вводить дополнительные платные часы, чтобы соответствовать рейтингу, который внедрил столичный департамент образования.

Один из учителей подтвердил «ФедералПресс» эту информацию. По словам источника, уже несколько лет в школах Москвы ранжируется рейтинг, от которого зависит дополнительное финансирование учреждения. Есть даже инструкция о том, как эти рейтинги считаются. Школы дают количественные показатели: проекты, олимпиады и так далее, и на основании этой многостраничной инструкции специально обученные люди начисляют баллы, из которых формируется рейтинг. В результате больше всего денег получают школы из «первой сотни». Причем учитывается все, даже число дополнительных часов и платных занятий. «Родители, по сути, из своего кармана платят за то, чтобы школа получала баллы и затем финансирование», – рассказал источник.

Однако система рейтингования учебных заведений закрытая и настолько сложная, что не каждый математик в этих цифрах разберется. Поэтому собеседник «ФедералПресс» не исключает, что рейтинг могут использовать для того, чтобы вперед выходили «угодные» директора школ, а более низкие показатели начислялись «неугодным». Все равно проверить будет довольно сложно.

Те же школы, которые «недотягивают» до топ-100, то есть по тем или иным причинам не вводят дополнительные «сборы» для родителей, не выполняют другие показатели, в итоге «накапливают миллионные долги перед бюджетом и становятся банкротами». Педагог сказал, что таких школ-банкротов в Москве не одна и даже не две, но официально эту информацию подтвердить или опровергнуть не удалось. Учителя же говорить не могут, поскольку рискуют лишиться работы.

Лидерам тоже несладко

Всего в Москве свыше пятисот образовательных комплексов (до 2011 года, до прихода нового руководителя Департамента образования было более 4 000). Многие из них имеют по несколько школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, и эти объекты разбросаны по разным районам столицы. Депутат Мосгордумы от КПРФ, доктор педагогических наук Любовь Никитина рассказала о школе 504 на Варшавском шоссе, к которой относится больше десятка различных зданий школ и детских садов. Эти образовательные помещения разбросаны по пяти районам Москвы. В какой-то степени есть положительная сторона в том, что дети имеют доступ к разным образовательным формам. «Но и есть издержки, когда соединяют школы разного типа», – рассказала Любовь Никитина.

По словам депутата, это затрудняет управление, объективно делает его поверхностным, отдаляет руководителя от детей, родителей и даже педагогов. «Мы привыкли к тому, что директор школы – главный педагог, а здесь он главный менеджер. Хорошо это или плохо? Мне кажется, что плохо, потому что в школе главное – воспитание и социализация, образование в широком, социальном смысле, а не менеджмент. Дети – не заготовки для промышленной обработки, а развивающиеся личности», – отметила Любовь Никитина.

Так в Москве практически уничтожены все коррекционные школы, детские сады для детей с ОВЗ, т.к. они вошли в комплексы и в рамках инклюзивного образования дети распределяются в обычных классах и группах. Порой родители ночами не спят, делая школьные проекты, чтобы в итоге их дети получили хорошие оценки, а школа – более высокое место в рейтинге.

Что делать, если к одному учебному заведению относится несколько школ и детских садов из разных районов? Администраторам приходится непросто, чтобы составить удобное расписание, иначе учителям, а иногда и детям придется преодолевать по несколько километров в день, бегая из одного корпуса в другой. Многодетная мама Школы №345 района Басманный рассказала, что после закрытия основного здания, её троих детей разместили в три разные школы, которые находятся на расстоянии более двух километров друг от друга и добраться до них общественным транспортом очень сложно.

Так зачем же директора этих образовательных комплексов берут себе по столько объектов? Ведь физически тяжело все это богатство проконтролировать. Их не всегда и спрашивают. Раз рейтинговая школа – будьте добры брать под свое крыло другие учебные заведения, забирать в оперативное управление различные здания. А еще вводить дополнительные программы, платные занятия, искать способ взять деньги с родителей. Иначе рискуете выпасть из рейтинга и оказаться в банкротах. И смогут, не спрашивая мнения жителей, районных властей, отобрать здание, территорию и присоединить к рейтинговой школе.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, официальный сайт школы № 324 г. Москвы

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.