Top.Mail.Ru
Экономика
Челябинская область
0

Мусорные войны. Из челябинского кластера по обращению с отходами выходит Копейск

В Копейске начался передел рынка обращения с отходами
В Копейске начался передел рынка обращения с отходами

В Челябинской области зреет новый мусорный кризис. Город Копейск с населением 150 тысяч человек намерен выйти из челябинского кластера. Между тем региональный оператор заменил там местного перевозчика на челябинского. Общественники установили, что новая компания не выполняет часть взятых на себя функций, и написали заявление в антимонопольную службу. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Битва за мусор

С началом весны в Копейске начал работать новый перевозчик, который пообещал ввести раздельный сбор мусора и вывозить отходы на полигон в Полетаево. Контракт с компанией «Эковывоз» заключил «Экоспецтранс», который является подрядчиком по трехлетнему договору с регоператором челябинского кластера, куда входит Копейск, – «Центром коммунального сервиса». В этом случае проведения торгов по определению субподрядчика не требовалось.

Руководство компании «Комтранссервис+», которая ранее вывозила мусор в Копейске, провело мониторинг работы своих конкурентов и получило видеодоказательство отсутствия сортировки. Напомним, недавно в регионе был подписан закон, который вводит обязательный раздельный сбор и переработку отходов.

Проблемы в отношениях между «Комтранссервисом+» и «ЦКС» начались после того, как первый обратился в суд. Истец заявил, что регоператор и «Экоспецтранс» не рассчитывались с ним в течение восьми месяцев. Долга накопилось, по словам директора компании, около 40 миллионов рублей. Договор был расторгнут в одностороннем порядке.

«Комтранссервис+» (учредитель – ООО «ВторКом») в Копейске работал около семи лет. Сегодня порядка 60 водителей мусоровозов отправлены в отпуска, некоторые начали увольняться. Техника тоже простаивает.

«До введения территориальной схемы мы заключили договор с администрацией Копейска на аренду полигона. Там захоранивался минимум отходов: камни, кости. Это значительно влияло на рост полигона и экологическую ситуацию. Проводили работу с населением: ставили контейнеры разного цвета для раздельного сбора мусора, организовали «экотакси», то есть приезжали в поселки и покупали у жителей вторсырье, раздавали листовки, проводили уроки в детсадах и школах, приучали людей. Работали честно, от регионального оператора нет ни одного письма с претензиями. Изначально регоператор платил исправно. Потом начались заминки. Написано около 25 претензий от нас с просьбой оплатить. Бесплатно мы работать не можем. Подали в суд. В итоге с нами расторгли договор без обоснования причин», – рассказал «ФедералПресс» директор «Комтранссервис+» Евгений Герман.

Ранее мусор в Копейске собирали и перевозили раздельно для дальнейшей переработки в Челябинске

Отметим, новый перевозчик, компания «Эковывоз», создана в 2017 году. Сегодня она работает в более чем 30 городах Южного Урала. Согласно открытым данным, учредителями являются Игорь Терехин и Рустам Нигматуллин. Последний также значится учредителем ООО «Полигон ТБО» в Сосновском районе, то есть основного полигона челябинского кластера в Полетаево.

Связаться с директором «Эковывоза» для получения комментария не удалось. Александр Далатказин оказался в отпуске.

Кардинальное решение

Этот конфликт может получить неожиданное разрешение. Экологи и общественники Копейска готовят документы на выход из челябинского кластера. По подсчетам специалистов, переход на работу с собственными перевозчиками, использование своего полигона на территории города, близ поселка Южный, с мусоросортировкой, поможет снизить стоимость услуг для населения в три раза.

«С помощью «ВторКома» у нас закончено строительство полигона, реализован раздельный сбор и сортировка мусора. Гораздо меньше отходов стало поступать именно для захоронения. Имея свой полигон, имея своего оператора, участвуя в раздельном сборе мусора, город полностью исполняет все требования территориальной схемы. И оснований для увеличения тарифа при этом нет. Какой смысл теперь горожанам переплачивать? Есть и чисто экологические аспекты. На полетаевском полигоне сортировки мусора не предусмотрено, там только захоронение навалом, загрязнение полетаевских земель. У нас же есть полигон, который прошел экологическую экспертизу, имеет очень длительный срок эксплуатации, у него не более 30 процентов заложено отходов. А если будет утилизироваться до 90 процентов отходов, то воздействие на окружающую среду будет минимальным», – прокомментировала заслуженный эколог РФ, бывший главный эколог Копейска, член Общественной палаты Анна Максимова.

Идею уже поддержали городские власти. Ранее эта тема обсуждалась на заседании копейской Общественной палаты, где глава города Андрей Фалейчик высказался за такую перспективу.

«Ряд действий мы предприняли, и мы только за то, что вы будете в этом вопросе нам поддержкой, – сказал Фалейчик членам ОП Копейска, когда они заявили о намерении выйти из терсхемы. – Мы уже занимаемся этим вопросом. Но, к сожалению, это не так просто. Есть юридические аспекты».

Копейский полигон принимал ежемесячно около 500 тонн отходов, 15 процентов из них шло на вторсырье. В стратегии развития города планировалось увеличение глубины переработки отходов до 90 процентов. Из оставшихся хвостов предусмотрено производство топлива RDF, которое фурами будет поставляться на цементный завод в Коркино как альтернатива газу.

В распоряжении «ФедералПресс» имеется копия обращения общественников к губернатору Алексею Текслеру и министру экологии региона Сергею Лихачеву. Вскоре оно будет направлено адресатам. В нем обозначено предложение о выходе Копейска из челябинского кластера.

«Выделить внутри действующей терсхемы Копейский городской округ в отдельный кластер Копейского городского округа, тем самым сохранив все положительные наработки города в сфере обращения с отходами и обеспечив выполнение обязательств органов власти перед населением города по выполнению основных положений Схемы стратегического развития КГО», – так звучит инициатива.

Кроме того, предлагается установить тариф для нового кластера, ввести для населения обязательный раздельный сбор мусора, а также гарантировать общественный контроль за работой основного регоператора, которым хотят сделать ООО «Комтранссервис+».

Однако решить этот вопрос с министерством экологии, скорее всего, будет непросто.

«Официального заявления о выходе Копейского городского округа или других муниципальных образований из территориальной схемы обращения с отходами в министерство экологии Челябинской области на данный момент не поступало. Более того, исключить из терсхемы какое-либо муниципальное образование невозможно по причине, что терсхемой определяется система обращения с ТКО во всех муниципалитетах субъекта Российской Федерации. Если речь идет об исключении Копейска из определенной зоны деятельности регионального оператора, то решение об изменении кластеров необходимо принимать с учетом всех факторов. В том числе предстоит оценить последствия принятия данного решения с учетом его влияния на изменения в тарифе на услугу по обращению с ТКО для жителей Копейского городского округа», – прокомментировали специалисты управления организации обращения с отходами министерства экологии Челябинской области.

В Центре коммунального сервиса не стали давать оценку перспективам выхода Копейска из челябинского кластера. В компании пояснили: «Определение состава муниципальных образований, входящих в кластеры, относится к компетенции министерства экологии Челябинской области. ООО «ЦКС» является исполнителем территориальной схемы и не является ее заказчиком».

В компании также отметили, что тариф для населения был повышен до 81 рубля на основании решения министерства тарифного регулирования и энергетики региона от 20 декабря 2019 года. Суммы сбора платежей будут колоссальными, считает директор «Комтранссервис+». По его подсчетам, еще пару лет назад компания получала в среднем по 100 рублей со стандартной двухкомнатной квартиры. Теперь же семья из трех человек (а расчет производится именно по количеству проживающих) платит почти 250 рублей. «Собирая по 100 рублей с квартиры, мы могли арендовать у муниципалитета полигон, обновлять технику, содержать 60 водителей и 50 работников сортировки, прочий персонал и при этом инвестировали в расширение мощностей. Теперь же доходы перевозчиков возрастают существенно. Мы готовы работать по прежнему тарифу», – добавил Герман. Отметим, полигон арендован на срок до 2024 года. Сегодня он не входит ни в один из кластеров и попросту простаивает.

На полигоне в Копейске велась сортировка мусора и производство твердого топлива, альтернативного газу

Фото: ФедералПресс / Елена Мицих

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 19:05

Мусорная реформа

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.