Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Очень странная политика». Что стоит за поездками Мишустина и членов его кабинета по регионам

Кабинет министров выделил разным по своим характеристикам регионам одинаковую сумму на развитие
Кабинет министров выделил разным по своим характеристикам регионам одинаковую сумму на развитие

Под руководством Михаила Мишустина российское правительство стало значительно больше внимания уделять регионам. Новый премьер-министр лично стал объезжать проблемные субъекты РФ, это же он поручил своим заместителям и другим членам кабинета министров. Первые деньги на региональное развитие уже выделены. Являются ли эти меры популистскими? И каким регионам адресная помощь действительно поможет? Разбирался «ФедералПресс».

Более 10 миллиардов за месяц

С самого начала исполнения Михаилом Мишустиным своих полномочий стало ясно, что станет приоритетом деятельности нового правительства: национальные проекты. Кроме прямых заявлений о важности их выполнения, о приоритетах нового правительства косвенно стало понятно и по назначению Андрея Белоусова первым замглавы российского правительства. Именно Белоусов изначально являлся одним из кураторов и вдохновителей модернизации российской экономики при помощи нацпроектов.

Однако далеко не все российские регионы в силу социально-экономической ситуации оказались способны вписаться в планы по совершенствованию национальной экономики. Еще в июне прошлого года с этих позиций были выбраны наиболее проблемные: Адыгея, Чувашия, Калмыкия, Карелия, Тыва, Марий Эл, Республика Алтай и Алтайский край, Псковская и Курганская области.

С приходом нового правительства старые проблемы никуда не делись. «Мы начинаем поездки по регионам. Мы хотим, конечно, посмотреть в реальности, как обстоят дела, встретиться с людьми, услышать их мнение», – заявил в первой половине февраля Мишустин.

После этого премьер посетил Новгородскую и Курганскую области, его заместитель Виктория Абрамченко в начале марта нанесла визит в Иркутскую область. В общей сложности за это время – с десятых чисел февраля до 12 марта – правительство пообещало регионам более 10 млрд рублей.

Саратовской области – 874 млн рублей на модернизацию социальной и инженерной инфраструктуры; Амурской области, Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ЕАО) – более 2,5 млрд рублей на социальную поддержку граждан и утраченное в результате августовского паводка 2019 года жилье; Иркутской области – более 3 млрд рублей на социальную поддержку граждан, которые потеряли жилье в результате июньского наводнения 2019 года.

Кроме того, было заявлено, что каждый из отстающих регионов в рамках программы индивидуального экономического развития в период с 2020 по 2024 год получит финансирование в размере 5 млрд рублей. Первой новые денежные вливания получила Курганская область. Правда, пять миллиардов – это на пять лет. Но в ходе визита в Зауралье премьер также распорядился выделить 200 млн рублей на исправление ситуации в больнице скорой помощи Кургана, где капитального ремонта не было более 30 лет.

Еще 40 регионов получат свыше 2 млрд рублей на строительство новых спортивных комплексов, спортплощадок и на оснащение их соответствующим оборудованием.

На заседании правительства 17 февраля Мишустин просил министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти «как можно чаще общаться с людьми и посещать регионы». «Чтобы не по бумажным отчетам, а в действительности знать, что нужно людям, что их волнует каждый день. Это абсолютно конкретные запросы, в концентрированном виде они сформулированы в национальных проектах. Их выполнение тоже должно быть не «бумажным», – подчеркнул глава правительства.

Спустя десять дней, 27 февраля, премьер-министр поручил своим подчиненным до 10 марта разработать индивидуальные программы развития депрессивных с социально-экономической точки зрения регионов. К 12 марта в открытом доступе есть только одна такая программа – у Курганской области.

Легкое арифметическое безумие

Для профессора МГУ и РАНХиГС, ученого-регионалиста Натальи Зубаревич остается неясной выборка именно таких десяти регионов с наибольшими социально-экономическими трудностями. По ее мнению, в этом списке, кроме Тывы и Республики Алтай, представлены далеко не самые слаборазвитые территории.

В разговоре с «ФедералПресс» исследовательница напомнила, что объем бюджетов названных областей и республик различается на десятки миллиардов рублей. «Я не понимаю, почему всем регионам дали денег поровну. Это очень странная политика: давать по пять миллиардов каждому региону, хотя они сильно различаются по площади территории, численности населения. Это какое-то легкое арифметическое безумие!» – сделала вывод Зубаревич.

Профессор подчеркнула, что в системе российских межбюджетных отношений уже предусмотрены трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также другие субсидии. «Трансферты выдаются регионам, у которых подушевой региональный доход меньше среднего по стране. Чем он ниже, тем больше трансфертов должно добавляться», – описала она механизм.

В свою очередь политолог Максим Жаров напомнил, что внебюджетные трансферты предназначены для регионов, которые находятся в серьезной ситуации, когда есть большие долги, достаточно ощутимое обострение социально-экономической ситуации, наблюдается недовольство населения низкими зарплатами, пенсиями, какими-то проблемами в ЖКХ.

По мнению Жарова, несмотря на то что все названные проблемными регионы разные, по каждому из них как открытая, так и закрытая социология дает неблагоприятные оценки для властей. «Столь разным областям выделяется по 5 миллиардов для того, чтобы не устраивать между регионами определенную рознь. Конкуренция у нас приветствуется, но сейчас между центром и регионами напряженные отношения в связи с тем, что в некоторых субъектах собираются менять губернаторов», – добавил политолог.

Внутренняя периферия

Принимаемые меры по поддержке регионов вряд ли являются популистскими. Ни для одного из регионов из проблемного списка адресная помощь в пять миллиардов не останется незамеченной. Другое дело, что в России есть куда более проблемные территории, поэтому в этом случае логичнее говорить не о популизме, а об успешном региональном лоббизме.

Вместе с тем ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков отметил, что Мишустин посещает или намерен посетить (в ближайшее время запланирован визит в Костромскую область) регионы, которые редко оказываются в зоне внимания федеральной прессы. Такой же логике подчиняется и география последних поездок Владимира Путина (Псковская, Ивановская области). «Если бы главной целью главы правительства был максимальный и быстрый информационный эффект, для посещения, видимо, были бы выбраны другие регионы», – поделился своим мнением Нейжмаков.

Эксперт считает, что за последнее время центральные власти намеренно стали подчеркивать внимание к территориям, которые воспринимаются как заведомо периферийные. «В 2019 году была принята программа комплексного развития сельских территорий, которая также была направлена на подчеркнуто особое отношение к «внутренней периферии». Именно потому, что внимание к таким регионам не дает быстрого федерального медийного выхлопа, но при этом регулярно подчеркивается: мы, скорее всего, имеем дело именно с долгосрочной стратегией, предполагающей не только публичный интерес, но и подготовку новых практических инициатив для таких территорий со стороны центра», – заключил политолог.

Не станет ли первым шагом подготовки назначение новых губернаторов для таких территорий?

Фото: служба Госдумы РФ

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.