Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Готово ли российское здравоохранение к пандемии коронавируса? Рассуждают эксперты

Коронавирус
Эксперты поделились мнением о готовности российской медицины к борьбе с уханьским вирусом

В России зарегистрировано более 100 случаев заболевания коронавирусной инфекцией. Москва постепенно вводит все новые и новые ограничительные меры, призванные улучшить эпидемиологическую ситуацию в городе. В некоторых регионах также действует режим повышенной готовности. Однако рост числа зараженных новой инфекцией людей не прекращается. Справится ли российское здравоохранение в условиях пандемии? Об этом «ФедералПресс» побеседовал с экспертами.

Юлия Зимова, член комиссии Общественной палаты РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения:

«У нас готово уже очень многое. Постоянно возникают новые задачи в связи с меняющейся обстановкой. Это уже очень хорошо. Пока на текущий момент из того, что я вижу, из тех контактов, с кем я общаюсь по этой теме, все действуют достаточно слажено. Единственно, на мой взгляд, людям сейчас необходимо придерживаться режима самоизоляции, потому что инфекция передается очень-очень быстро. Если каждый из нас останется дома и не будет ходить на какие-то массовые мероприятия, которые еще не все отменили, и не будет по возможности водить детей, то вариантов не заболеть намного больше.

У нас уже сейчас есть хорошие положительные практики. Например, открываются штабы по координации помощи пожилым людям, которые находятся в режиме самоизоляции. Волонтеры-медики в разных регионах уже принимают заявки по телефону. И это хорошая история консолидации общества для помощи пожилым гражданам».

Анастасия Васильева, лидер профсоюза «Альянс врачей», кандидат медицинских наук:

«Если говорить об опасности распространения, то ситуация в странах существенно разнится – большая разница в плотности населения, развитии транспортной инфраструктуры, реальных доходах населения, в частности, у пожилых людей. Почему это так важно? Если рассматривать статистику, то 81% заболевших – это легкие случаи, когда пациенты сидят дома и страдают от легких недомоганий. Только 13% требует госпитализации, и 4,3% требуют каких-то серьезных мер в виде реабилитационных мероприятий. Это заболевание представляет опасность только для пожилых пациентов и тех, кто имеет какие-либо сопутствующие патологии.

В Европе плотность населения очень высокая и, что еще важно отметить, пожилое население более активно, то есть оно имеет больший достаток, и поэтому возможность путешествовать, ходить в магазины, на прогулки, в рестораны, значительно выше, чем у нашего пожилого населения. Наше старшее поколение намного менее активно. Транспортная инфраструктура у нас менее развита, и добраться из точки А в точку Б значительно сложнее, чем в Европе и в Китае. Поэтому говорить о том, что у нас будет такая же пандемия или эпидемия, как в Европе или в Китае, наверное, не стоит.

Действительно, коронавирус представляет опасность для старшего поколения. Но плотность населения у нас ниже, и, чтобы заразить стариков, надо сначала переболеть тем людям, которые с ними живут. В этом плане, наверное, у нас будет намного дольше растягиваться распространение инфекции по стране, скорее всего, будут затронуты только крупные города. Это относительно эпидемиологических моментов».

Теперь о диагностике. Дело в том, что у нас производит тесты одна лишь лаборатория «Вектор». Она заявила, что отправила тесты в 15 лабораторий страны при Роспотребнадзоре. 15 лабораторий на 146 млн человек – это маловато. Повторюсь, 80% заболевших – это люди, которые переносят болезнь в легкой форме. Они просто сидят дома и мы о них не знаем – заболели они коронавирусом или нет».

Алексей Куринный, член комитета ГД РФ по охране здоровья, кандидат медицинских наук:

«Насколько наша медицина готова, к пандемии мы узнаем в ближайшее время. По официальным отчётам, вроде бы все готово, все есть, всего достаточно, все отработано. Но у меня, как у человека, постоянно сталкивающегося с медициной, есть большие сомнения, что мы сможем активно противостоять инфекции, если она действительно начнет широкое шествие. На мой взгляд, пока ограничения в ее распространении связаны с климатическими условиями: нам везет в той части, что на улице низкие температуры, неблагоприятные условия для нахождения вируса во внешней среде. Недели через две все это может измениться, и тогда меры, которые предпринимаются сейчас, могут оказаться неэффективными. Я имею ввиду перекрытие границ, когда инфекция поступила в страну. У нас нет тотального скрининга. Всех больных, у которых проявляются симптомы респираторных заболеваний, сегодня, к сожалению, не проверяют на коронавирус, в то время как в Китае, Корее и странах Европы такая система введена. А без тотального выявления, без тотального скрининга остановить распространение и получить какие-либо значимые положительные результаты будет сложно».

Александр Саверский, президент Общероссийской лиги защитников пациентов, эксперт РАН:

«Первое, что нужно понимать, – вирус уже давно с нами. Граница была довольно долгое время открыта. Это подтверждается и тем, что уровень пневмоний, начиная с января, очень высокий. Об этом говорят врачи. Превышение эпидемических порогов, которое было объявлено в начале февраля, видимо, соответствует началу действия этой инфекции. Собственно, ею переболело к настоящему времени очень много людей, то есть явно не маленькая доля населения.

Второе – пока у нас нет перегрузки больниц, реанимационных отделений и, главное, - моргов. Мы об этом всегда узнаем из разных источников, информация возникает с разных сторон, но сейчас ее нет, при том что соцсети развиты с 2009 года, когда была пандемия свиного гриппа. Все это дает основания нашему правительству готовиться к пандемии, но не принимать крайних мер. Кто-то их ругает за недостаточность мер, но тут перегнуть палку – это навредить гораздо большему числу людей, потому что многие мероприятия уже не состоялись и не состоятся. Если деловая активность будет падать, то организации будут прекращать свое существование и не будут знать, на что дальше жить. Возникает обратная сторона медали – это приведет к преступности, десоциализации общества.

Чего мне не хватает в действиях правительства? Основная группа риска – пожилые люди 60-65+ с хроническими заболеваниями и сниженным иммунитетом, соответственно, для них должна быть специальная программа. Общество, родные должны принять меры к тому, чтобы помочь выносить мусор, закупать продукты - это главное. Все остальное – известно».


Фото: ФедералПресс / Елена Сычева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.