Президент России Владимир Путин объявил каникулы с 30 марта по 5 апреля. Председатель правительства Михаил Мишустин распорядился закрыть все центры туризма, а также ряд общественных мест. Глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев также рассказал о ряде мер, которые должны уменьшить туристический поток и предотвратить распространение коронавируса. Но на практике вышло, что спрос на гостиницы вырос, как и количество желающих отдохнуть на Черном море. «ФедералПресс» разобрался, что предлагают Крым и Кубань в условиях коронавируса.
Объявленные меры против распространения коронавируса привели к обратному результату – спрос на отдых, по сообщениям местных отельеров, вырос. Речь идет о Крыме и Кубани. При этом бизнес не особо боится проверок и возможных санкций за нарушение режима, так как где-то был найден способ обойти запрет, а где-то «проверяющие свои, есть возможность договориться».
На примере общения граждан с главой Геленджика, а также решений предпринимателей мы расскажем о гостеприимстве черноморского побережья в условиях пандемии, а также фактически девяти выходных. К слову, некоторые граждане уже взяли отгулы на конец текущей недели, чтобы провести больше времени на побережье.
Пандемия не может закрыть гостиницы
Жители городов-курортов как никто хорошо знают, кто приезжает на отдых и куда. А после заявлений о закрытии гостиниц возник вопрос: почему санатории, отели или частные дома отдыха по-прежнему принимают туристов? Глава Геленджика Алексей Богодистов ответил на этот вопрос.
«Некоторые крупные ведомственные здравницы работу остановили. Но заставить закрыться все предприятия у администрации нет законных оснований. В настоящее время работу уже остановили пять крупных здравниц. Пока эпидемиологическую обстановку не назовешь острой, потому объекты отрасли работают. Но никто не знает, как ситуация будет развиваться в нашем городе дальше. Мы готовимся к любому сценарию. Нет правовых механизмов, чтобы на уровне администрации курорта принять решение, например, о закрытии санаториев и отелей. Что касается гостиниц, то у каждой есть свой хозяин, который и принимает решения», – рассказал Алексей Богодистов.
Местные жители тут же обратили внимание, что ряд отелей будут переполнены. К таким местам можно отнести и кемпинги, где уже отдыхают с Урала, из Сибири, Татарстана, Ставропольского края, Ростовской области и ряда других регионов, в том числе и самого Краснодарского края.
Таким образом решение о прекращении заселения гостей фактически легло на плечи бизнесменов. Отметим, часть гостиниц официально таковыми не являются, а некоторые находятся в теневой части бизнеса.
«ФедералПресс» узнал, что в условиях недельных выходных и действующих ограничений прибыль некоторых точек только выросла. Жители отмечают: «Авито» никто не отменял, объявления о предоставлении жилья не исчезли. Впрочем, таких порталов много, а те, кто уже отдыхал на побережье Черного моря, имеют в телефонном справочнике номер собственника, который предоставит им комнату, квартиру или номер на внезапные весенние каникулы. К слову, редакция провела запрос – снять номер не вызывает каких-либо трудностей.
Конечно же, одним из предлагаемых вариантов называется полный запрет на въезд в города-курорты. Аналогичное предложение прозвучало от главы Сочи Алексея Копайгородского.
«Понимаю, что у детей каникулы, на улице весна и сидеть дома совсем не хочется. Но минимизировать контакты – сейчас жизненно важная мера. Отдельная просьба к потенциальным гостям курорта отнестись с пониманием к сложившейся ситуации и отказаться от посещения Сочи хотя бы на ближайшую неделю», – отметил Алексей Копайгородский.
Глава Геленджика также обратил внимание, что отсутствуют законные основания для такого кардинального ограничения. «Как закрыть? Подскажите, на какой закон можно опереться, чтобы закрыть город? В Сочи тоже пока не нашли такой правовой ниши», – рассказал Алексей Богодистов.
Отдельное внимание обратил глава Геленджика и на тех, у кого в собственности есть недвижимость в городах-курортах. Сюда относятся апартаменты, комнаты и домики, зачастую ими пользуются компании, семьи или друзья собственников. Запретить людям ехать в этом случае на море никто не может.
Культурная программа в условиях коронавируса
Конечно же, побережье всегда славилось не только гостиницами, но и кафе на набережных, музыкальным сопровождением, шашлычными и различными заведениями, например, с местным вином и морскими деликатесами. Так как туристический поток фактически вырос на ближайшую неделю, сфера обслуживания также не останется в стороне.
Так и по Геленджику: по вечерам, говорят местные жители, в сторону Толстого мыса много людей и работающих кафе.
«Закрывают объекты общепита только в Москве. И то пока только в нерабочую неделю. Запретить работать этим объектам не имеем законных оснований. Рекомендовали перейти на форму работы по доставке питания... Ни в одном городе объекты общепита не закрывают», – прокомментировал Алексей Богодистов.
Кстати, по поводу заведений общепита – их собственники уже нашли выход из сложившейся ситуации ограничений. Например, если еще вчера был бар, то сегодня это же заведение работает аналогично, просто внутри нет традиционных столиков, ассортимент не изменился.
«ФедералПресс» поговорил с одним из таких собственников, который обратил внимание, что «бар перешел в работу на улицу», количество клиентов не убавилось. Если говорить о курортной зоне, то теперь «больше людей будут кушать и распивать на берегу Черного моря», обратил внимание собеседник.
Были к Алексею Богодистову вопросы в отношении не только кафе, но и торговых центров, Центрального рынка.
«Если таких мер потребует ситуация, их примут. Пока объект работает», – ответил Алексей Богодистов на вопрос о Центральном рынке Геленджика.
Отметим, что на курортах большей популярностью пользуются не торговые центры, а традиционные южные рынки, которые работают на вынос, несмотря на продажу продуктов питания, напитков и прочих привычных курортных деликатесов.
Антисоциальный бизнес
Отдельный запрет касался парикмахерских, зубных докторов и ряда магазинов.
Собеседники «ФедералПресс» обратили внимание, что парикмахерские и зубные врачи по большей части продолжат свою деятельность, так как работают по записи. «У меня график расписан, только свои клиенты приходят. Со стороны людей и так не принимали, только по записи. Фактически ничего не изменилось, спрос не упал», – отметил парикмахер.
Напомним, было сказано, что зубные врачи будут принимать только в условиях острой боли. Один из медиков обратил внимание, что сейчас очень много частных кабинетов, которые работают по записи, невозможно просто идти мимо и зайти на процедуру. «Будем работать как во времена закрытия игровых клубов – за закрытыми дверями, запускать только по телефону и рекомендации», – прокомментировал «ФедералПресс» хозяин частного кабинета зубного врача.
Добровольно трудовые отношения
Отдельное внимание Владимира Путина было уделено работодателям, которые должны обеспечить своим сотрудникам неделю отдыха с сохранением заработной платы.
В Минтруде объяснили условия оплаты труда на каникулах. Зарплата будет обычной, а не повышенной, поскольку нерабочие дни не относятся к выходным или нерабочим праздничным. Если сотрудник находится в отпуске, то 30 марта – 3 апреля в число дней отпуска не включаются. Наличие в марте и апреле нерабочих дней не станет основанием для снижения зарплаты.
Конечно же, далеко не все работодатели согласились с таким положением. Уже в первый день появились заявления, которые предлагались на подпись сотрудникам. В документе говорилось о том, что работник добровольно хочет трудиться в условиях каникул, так как есть производственная необходимость.
При этом в заявлении указывалось, что медицинских противопоказаний для этого у него нет. Примечательно, что возможности пройти тестирование в условиях коронавируса у сотрудников нет, заработная плата при таком добровольно-принудительном способе работы не изменялась.
Паника в условиях отсутствия практики
Эксперты и юристы обращают внимание, что действия властей сложно назвать некомпетентными. Просто нет соответствующей практики, ситуация нестандартная, прокомментировал юрист Александр Гридин.
«Понятно, что можно дать распоряжение какое-то, можно даже постановление. Но реально ситуация и ее решение будут зависеть от бизнеса. Наиболее ответственные закроются на этот период, несмотря на все финансовые потери. Но так сделают далеко не все, бизнес у нас и так не очень хорошо себя чувствует. Да и заявления чиновников большинство воспринимает как угрозу, то, что надо обязательно обойти», – отмечает Александр Гридин.
Эксперт обращает внимание на теневой сектор бизнеса, который, несмотря на заявления чиновников, продолжает свое существование, особенно в курортных районах.
«Ну, вот с проверкой пришли подчиненные того, кто помогает, допустим, гостинице работать «под черным флагом». Или же вообще те, кто непосредственно, скажем так, курирует сферу. Разве они накажут или что-то найдут официально?» – прокомментировал юрист.
Александр Гридин говорит о том, что закроется определенная часть сектора, значительная часть найдет способ обойти запреты, продолжит работать в условиях запрета. «Реформы шли, проверяющих на все точки просто не хватит. Часть бизнеса будет рассчитывать на русское «авось», как и сказал Владимир Путин в своем обращении. Одно случится точно – жалоб на чиновников или бизнес значительно прибавится», – подытожил Александр Гридин.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий, Оксана Порицкая
Пандемия коронавируса