Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Тяни-толкайщина». Как регионы смягчают ограничительные меры

Пешеход в Москве
Сергей Собянин будет маневрировать в рамках наметившегося тренда об ограниченном снятии режима самоизоляции

Последнее обращение Владимира Путина запомнилось не только отсылками к племенам половцев и печенегов, но и намеками губернаторам смягчить режим самоизоляции в регионах. В большинстве субъектов Федерации к пожеланиям президента прислушались и уже начали отменять некоторые ограничительные меры. Эксперты не видят в этом ничего неожиданного. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Было много перегибов»

8 апреля в среду Владимир Путин опробовал новый формат обращения к народу. Если раньше президент сидел перед камерой и говорил как бы напрямую с каждым гражданином, то теперь послание было записано в ходе беседы с губернаторами и министрами. Сигнал ясен: поручения раздаются, работа не прекращается.

В своем выступлении глава государства дал фактически прямое указание скорректировать работу на местах по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Бороться с заразой нужно, но и перекручивать гайки до такой степени, чтобы сорвало резьбу не стоит. «Предоставляя дополнительные полномочия главам регионов, исходил из того, что сейчас действовать по какому-то единому шаблону не только неэффективно, но подчас и вредно», – предостерег президент глав субъектов.

Сигнал был услышан. Уже к утру 10 апреля стало известно о том, что две трети регионов смягчили ограничительные меры. В отдельных субъектах Федерации разрешили возобновить работу предприятиям малого бизнеса, оказывающим услуги населению. Снова заработали заводы.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов напомнил, что в некоторых регионах были превентивно введены слишком жесткие меры, после чего стало понятно, что количество заболевших носит единичный характер. «Очевидно, что в первую неделю было очень много перегибов, они и сейчас остаются, многие губернаторы переусердствовали, дошло до абсурда», – рассказал Игнатов.

Политолог также отметил, что в регионах уже считают, сколько денег выпадет из бюджетов из-за недополученных налогов в связи с остановкой производства. «Все прекрасно понимают, что у бизнеса нет финансовой подушки, а у людей нет накоплений, чтобы пережидать кризис довольно долго. С другой стороны, государство проводит консервативную фискальную политику и не готово массово раздавать деньги. В той ситуации, когда все эти обстоятельства складываются, главам регионов нужно думать, как хотя бы на каком-то уровне поддерживать функционирование экономики, иначе непонятно на что жить», – объяснил Олег Игнатов.

Жесткость – примета выборов

Так что же важнее: экономика или человеческие жизни? Со стороны выглядит так, как будто сначала губернаторы кинулись спасать жизни, но после окрика из столицы и анализа финансовых возможностей сделали вывод: оказывается, экономика тоже имеет значение. Такие управленческие «американские горки» оптимизма не внушают.

Политолог Максим Жаров напомнил, что пик эпидемии все еще не пройден, поэтому снятие в большинстве регионов полного или частичного режима самоизоляции приведет, к сожалению, к росту инфицированных. «Логика в ослаблении режима самоизоляции является прежде всего экономической. Полностью останавливать экономику на очень долгое время невозможно. Ситуация достаточно критическая, решение продлить режим «нерабочей» недели сразу до 30 апреля было излишним, и это подтолкнуло как раз режим «тяни-толкайщины» в регионах: сначала ввели режим самоизоляции, потом практически сразу же его отменили даже без учета того, сколько инфицированных в конкретном регионе есть», – посетовал Жаров.

Руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян объяснил первую максимально жесткую реакцию властей на коронавирус тем, что на тот момент не было динамики распространения болезни, роста числа инфицированных и нельзя было предсказать, что будет происходить с регионом, если он не будет принимать ограничительные меры. «Те регионы, которые смягчили контроль, посмотрели, что если этого не сделать, то те или иные виды услуг окажется совсем недоступными. Мы видим учет текущей ситуации, адаптацию к ней. Момент непоследовательности был в вопросе ограничений движения транспорта, но сейчас он уже постепенно сходит на нет», – уверен эксперт.

Вместе с тем ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков прокомментировал ситуацию в контексте грядущих выборов. Он напомнил, что руководство многих предвыборных регионов пока весьма осторожно идет на смягчение ограничительных мер. «Дело не только в том, что ряд таких территорий оказались в первой десятке по числу выявленных случаев заболевания коронавирусной инфекцией (на утро 10 апреля среди предвыборных субъектов федерации – это Республика Коми, Ленинградская область, Краснодарский край, Брянская область). Часто и руководители более благополучных в этом плане предвыборных регионов подчеркивают готовность к проведению жесткой линии на сохранение ограничительных мер, пока в них есть необходимость. Вероятно, главы многих таких субъектов федерации, при прочих равных, будут осторожнее подходить к смягчению ограничительных мер, чем руководители территорий, где выявлен близкий уровень распространения инфекции, но избирательные кампании регионального уровня не предстоят», – сделал вывод Нейжмаков.

Москва – не регионы

До 8 апреля регионы брали пример со столицы. Во многом региональные руководители вводили жесткие меры, ориентируясь на московский опыт. Теперь же столичные методы борьбы с коронавирусом скорее всего станут носить эксклюзивный характер.

Вместе с тем Петр Кирьян напомнил, что хотя в Москве и действует жесткий ограничительный режим, если прочитать те подзаконные акты, которые выпущены городом, то на самом деле становится ясно, что полностью все не запрещено.

Политолог Максим Жаров считает, что мэр столицы Сергей Собянин по-прежнему будет настаивать на ужесточении карантинного режима, но теперь московский градоначальник все же вынужден будет маневрировать в рамках наметившегося тренда об ограниченном снятии режима самоизоляции.

Логичным, по мнению Михаила Нейжмакова, является и то, что московские власти не могут сейчас пойти на заметное смягчение ограничительных мер, поскольку масштаб распространения коронавирусной инфекции слишком в столице слишком значителен. «Тем не менее аппаратное влияние Сергея Собянина на федеральном уровне позволит ему проводить гибкую политику реализации ограничительных мер в регионе, когда для их серьезного смягчения появятся основания», – заключил Нейжмаков.

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева

Сюжет по этой теме
7 сентября 2021, 16:55

Пандемия коронавируса

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.