Общество
Общество
Чукотский автономный округ
1

Паспорт региона: что мешает сделать Чукотку привлекательной для туристов

Туристов в Чукотский АО приезжает совсем немного
Туристов в Чукотский АО приезжает совсем немного

Чукотка – один из самых слабозаселенных регионов России. Суровый климат, неразвитая инфраструктура, отдаленность: все это отнюдь не способствует притоку населения. И в то же время Чукотский АО является одним из самых необычных мест страны. На первый взгляд, это рай для туристов: невероятно красивая дикая природа, впечатляющие пейзажи, отсутствие толп отдыхающих. Но в реальности все непросто. На Чукотке нет высококлассных отелей, свободного выхода к морю и теплой погоды. Как в таких условиях живет туристическая отрасль и есть ли она – в материале «ФедералПресс».

Далеко и холодно

Пожалуй, главной достопримечательностью Чукотского автономного округа является первозданная природа севера. В регионе есть несколько особо охраняемых природных зон. Наиболее известная – это национальный природный парк «Берингия». Его ежегодно посещает несколько сотен туристов.

«Берингия» – самый восточный нацпарк России. Именно здесь первым в стране наступает рассвет, тут расположена крайняя восточная точка РФ. Парк выходит к морю, так что туристы могут полюбоваться на Берингов пролив. Это место – стык между двумя континентами, перекресток миграции для птиц и животных. Здесь можно увидеть огромные птичьи базары, лежбища моржей, природные нерестилища лосося и даже термальные источники.

Посетить парк может каждый желающий, однако добраться до него не так-то просто. Чукотка – один из самых холодных и ветреных регионов России. Поездка из Анадыря до национального парка или просто даже до другого города может занять несколько недель. Виной всему погода, сложный климат и, как следствие, отсутствие нормального автомобильного сообщения. Авиасообщение нестабильное – из-за сильных ветров или туманов.

По словам местных жителей, лучше всего приезжать на Чукотку в летний период – именно тогда вся природа оживает и знакомство с регионом оставит множество впечатлений. Однако для любителей экстрима подойдет и зима. Некоторые смельчаки приезжают в округ специально, чтобы на себе прочувствовать экстремальные морозы, которыми славится регион.

Однако природа не единственное, что может быть интересно на Чукотке. Здесь по-прежнему живут коренные народы, промышляющие охотой и рыбалкой. Туристы могут познакомиться с их культурой вживую, а также изучить историю в местных археологических музеях.

Трудно и дорого

Из-за вышеописанных сложностей туристический поток на Чукотке маленький. По словам губернатора Романа Копина, в регион каждый год приезжает всего несколько тысяч туристов. Для такой большой территории это катастрофически мало. Впрочем, данные цифры вполне объяснимы: не так уж много в мире любителей действительно сурового отдыха на природе. Глава региона не раз отмечал: ситуацию можно изменить к лучшему, однако тому есть несколько препятствий.

Прежде всего Чукотка – пограничный регион, на ее территории находятся стратегические объекты Минобороны. В связи с этим там действует особый пропускной режим. Иностранцам, чтобы попасть в автономный округ, нужно ждать 45 суток. Даже россиянам попасть на Чукотку не так легко – для этого нужно обращаться в специальные лицензированные туристические агентства, которые получают разрешения от пограничников. Соседство с военными добавляет головной боли турбизнесу: этой зимой, например, Минобороны планировало закрыть для посещения остров Врангеля – один из самых популярных туристических объектов. Остров удалось отстоять благодаря вмешательству полпреда по ДФО Юрию Трутневу.

«В законодательстве Чукотки еще остаются нюансы, которые не дают вплотную заняться развитием местного туризма. Все-таки это особый регион. Однако взаимодействие с ведомствами, с военными все время совершенствуется. Я надеюсь, что в будущем вопросы с пропуском туристов в регион будет решаться быстрее и проще», – рассказала корреспонденту «ФедералПресс» начальник отдела туризма администрации Чукотского автономного округа Ольга Фомина.

Не стоит забывать, что путешествие на Чукотку – это не только сложно, но и дорого. Тур на одного человека стоит от 100 до 200 тысяч рублей. Путешествие целой группы вообще встанет в копеечку – а по одному в регион не ездят, не те условия. Как рассказал директор компании «Чукотское бюро путешествий» Евгений Басов, главная причина таких цен – отсутствие нормального сообщения с другими регионами. По его мнению, местная авиация нуждается в серьезной финансовой поддержке, иначе люди окончательно перестанут отдыхать в автономии. Билеты на самолет слишком уж дорогие, а покупательская способность населения, как известно, падает.

Сейчас же проблемы с доступностью Чукотки обострились до предела. Причиной стала эпидемия коронавируса. Анадырь и все остальные населенные пункты живут в режиме строгой самоизоляции. Никому уже нет дела ни до арктической тундры, ни до острова Врангеля. Впрочем, это не мешает региональным и федеральным властям строить планы на будущее.

Надежда есть

Роман Копин считает, что число туристов в регионе в ближайшие годы можно увеличить минимум до 10 тысяч, максимум – до 20 тысяч. Впрочем, слишком большие надежды на округ возлагать все-таки не следует: добиваться приезда миллиона гостей в год вряд ли нужно. Во-первых, это может нанести ущерб арктической природе, во-вторых, инфраструктура просто не выдержит такой нагрузки.

Тем не менее власти всеми силами пытаются популяризовать регион. В этом году, например, правительство округа организовало пресс-тур для известных блогеров. Им показали все красоты региона – а те, в свою очередь, поделились этим с подписчиками. Помощь в развитии отрасли оказывают и местные НКО – так, одна из организаций получила грант на туры выходного дня. В целом в регионе стараются поддерживать интересные, но малозатратные проекты. Что примечательно, чиновники не боятся вкладываться в долгосрочные начинания, которые дадут ощутимый результат лишь через некоторое время. В этом году правительство Чукотки потратит на гранты 5,5 миллиона рублей.

Кроме того, чиновники пытаются решать проблемы региональной авиации. В марте этого года сенатор от Магадана Анатолий Широков предложил правительству поддержать 12 дальневосточных и арктических авиаперевозчиков. По мнению политика, «Чукотавиа» вместе с другими компаниями следует дать статус системообразующего предприятия. Таким образом чукотский оператор получит страховку от разорения и закрытия, а также поддержку при оплате страховых взносов.

Также на Чукотке в этом году планируют начать ремонт взлетно-посадочной полосы в аэропорту Певек, а также модернизировать аэропорт Омолон. Постепенно вводятся новые регулярные авиарейсы с отдаленными поселениями – в итоге округ становится доступнее. В том числе и для местных жителей.

Экономический кризис заставил чукотских чиновников заморозить планы по развитию региона. Задачи сейчас совсем другие – удержать экономику на плаву. Когда к этим начинаниям вернутся, вопрос сложный. Развитие туристической привлекательности Чукотки требует многомиллиардных вливаний. Найдутся ли эти деньги в казне после того, как закончатся тяжелые времена?

Фото: чукотка.рф,park-beringia.ru, сommons.wikimedia.org\P199

Сюжет по этой теме
3 апреля 2020, 11:02

Паспорт регионов Дальнего Востока

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Теги
туризм
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
1
comments powered by HyperComments
YouTube 1