В Москве ввели пропускную систему в связи с пандемией коронавируса. С 15 апреля жителям столицы, чтобы воспользоваться общественным транспортом, необходимо получить специальный QR-код на сайта mos.ru. Обозреватель «ФедералПресс», выполняя редакционное задание, протестировал систему и спешит поделиться впечатлениями.
«Нужен «куар-код»!»
С раннего утра ленты новостей пестрили сообщениями об очередях в метро из-за проверки пропусков. В 9:00 я спустился в подземку на «Славянском бульваре», и, как оказалось, толп пассажиров уже не было. Полицейский, который проверял документы, напряженно пытался разобраться с планшетом. После того, как я показал ему пресс-карту, он начал задавать наводящие вопросы:
– А бумажка от организации у вас есть?
– Да, разумеется, – ответил я.
– А «куар-код»?
– А разве нужен?
– Нужен, – утвердительно ответил страж порядка.
Выйдя из вестибюля, я открыл сайт мэра Москвы и еще раз удостоверился, что мне можно передвигаться по городу и без цифрового пропуска. Вот что сказано на портале градоначальника: «Без цифрового пропуска передвигаться по городу можно только при предъявлении служебного удостоверения: удостоверение личности военнослужащего, государственных и муниципальных служащих и лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, удостоверение судьи, адвоката, нотариуса, включая их помощников, а также редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста».
Без особой спешки тут же, около вестибюля, я сделал себе пропуск через портал mos.ru. Когда вернулся обратно в метро, полицейский был занят уже другими желающими попасть в подземку. Рядом с ним стояли граждане, вероятно, стран СНГ, которые плохо говорили по-русски. Полицейский им объяснял: «Нужен «куар-код»! Вы знаете, что это такое? Без него нельзя». Граждане смущенно смотрели на стража порядка и, кажется, все равно ничего не понимали...
Я не стал отвлекать полицейского и проскочил вниз по эскалатору.
Изучая цитаты Путина
Столичная подземка оказалась не безлюдной, но изменилась до неузнаваемости. Атмосфера стала более напряженной, можно назвать ее апокалиптичной. Телевизоры в вагонах, которые развесили еще к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, показывали призывы соблюдать дистанцию вместо привычной «Москвы 24» с ее роликами про котов. Иногда на экранах появлялись цитаты президента Владимира Путина. Я насчитал как минимум две:
«Самое безопасное сейчас – побыть дома»
и
«Прошу граждан с предельным вниманием отнестись к рекомендациям врачей».
Через кресло были развешены таблички: «Держите дистанцию, не садитесь здесь». И люди, ехавшие в вагоне, отсаживались друг от друга на достаточно большое расстояние. Конечно, не все. Встречались группки пассажиров, которые предпочли сесть вместе и поговорить. Наверное, знакомые или коллеги по работе.
Маршрутом туриста
Первая точка остановки – станция метро «Арбатская». Я вышел из подземки, и меня никто не притормозил. Зато на Знаменке стоял патруль и выборочно тормозил проезжающие автомобили.
На Старом Арбате, как и говорил ранее Сергей Собянин, делать было нечего и смотреть не на что: патрулирующая улицу полицейская машина объезжала редко встречающихся прохожих. Кафе и бары были закрыты или работали на вынос.
Дальше – «Площадь Революции». Бронзовой собаке, якобы заряженной на удачу, уже никто не натирал нос. «Может быть, зря, – подумал я. – Удача нам сейчас очень нужна». Но тоже решил не испытывать судьбу.
Наверху было пустынно. Даже Старый Арбат казался более многолюдным. Я отправился в Александровский сад, где меня встретили полицейские.
– Сюда нельзя без пропуска, молодой человек, – заявил один из них.
– А у меня есть! – уверенно ответил я и показал сначала пресс-карту, а потом QR-код на телефоне.
Однако полицейский попросил продиктовать цифры и буквы, которые были на пропуске под QR-кодом. Как оказалось, не у всех планшеты читают замысловатые символы, выдаваемые мэрским сайтом.
У Вечного огня были только солдаты Президентского полка. Непривычно видеть это место без традиционной массовки туристов, которые фотографируются и ждут смены караула.
Дальше я решил пойти на Красную площадь. И тут тоже пусто. И здесь стражи порядка, представившись, попросили показать меня QR-код. У них было устройство, которое его считывает. Буквы и цифры диктовать не пришлось. «Красная площадь закрыта», – объявили мне после проверки документа.
В четвертый раз с меня потребовали пропуск уже позже, когда я поднялся к станции метро «Лубянка». Полицейский сам начал читать цифры и буквы под пропуском и заносить их в планшет: «Так, значит, два, ноль, ноль, четыре, Константин, два, Ульяна...».
От Тверской до Патриарших и – к вокзалам
Трассы внутри Садового были оживленными. И по Тверской, и по прилегающим улицам беспрерывно ездили автомобили, такси и пустые автобусы. Прохожих почти не было. Казалось, что Москву захватили курьеры. Люди в желтом дежурили около первого столичного «Макдоналдса». По пути к Патриаршим прудам я наткнулся еще на несколько «оккупированных» точек общепита.
Впрочем, кроме полицейских и курьеров, в городе есть еще и коммунальщики. Традиционная для Москвы картина не меняется даже в период пандемии – неподалеку от Патриарших люди в оранжевом тщательно укладывали бордюр. На них не было средств защиты – ни масок, ни респираторов.
Когда я дошел до Патриарших, оказалось, что они закрыты. «Почему Александровский сад открыт, а Патриаршие нет?» – подумал я. Вероятно, недавняя драма с Иисусом и его псом заставили «укрепить объект»: парк охраняли полицейские и ОМОН. Единственные, кому повезло оказаться в культовом месте, – все те же коммунальщики. Они сидели на скамейке и кормили голубей.
Покинув Патриаршие, я направился к «Маяковской». На станции метро вновь встретились полицейские. На мою просьбу заснять процесс проверки пропуска они отказали: «Прессе здесь запретили снимать». Женщина отсканировала QR-код. Потом посмотрела пресс-карту и поинтересовалась (не знаю, с какой целью): «Как вас зовут?». Я представился. Данные, вероятно, совпали с пресс-картой и QR-кодом. Пропустили.
Мне казалось, что наиболее активные проверки пропусков должны идти на вокзалах. Сначала я посетил Белорусскую, где встретил только коллег из федеральных СМИ, которые ждали, как сотрудник ДПС кого-нибудь наконец-то остановит. Но никто не проезжал. Потом – на площадь трех вокзалов. Там я смотрел на стражей порядка около Ленинградского 20 минут. При мне они один раз только отпугнули бомжей. Ни на Комсомольской, ни на Белорусской мой пропуск так и не проверили.
Фото: ФедералПресс / Рустам Юнусов; инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова
Пандемия коронавируса