22 апреля 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения вождя мирового пролетариата – Владимира Ильича Ленина. Историки до сих пор спорят о жизни и наследии основателя Советского государства, а сам Ленин все еще является фигурой, вдохновляющей художников на новые произведения. О сложностях создания образа, близкого к пониманию значения Владимира Ленина, «ФедералПресс» рассказал кандидат исторических наук, старший преподаватель исторического факультета МГУ Александр Вершинин.
Владимир Ленин – личность, о которой написаны сотни томов. В 2012 году в Бухаресте была выставлена работа скульптора Костина Ионицэ «Ленин, переделанный в гидру»: вместо головы у статуи жуткие, похожие на змей, стебли розы. Художник как бы говорит, что дела Ленина ужасны, но что-то прекрасно цветущее в этом во всем было. Можно ли согласиться с таким взглядом?
— Это взгляд художника, безусловно. Ленин в первую очередь политик, политик-практик, причем в гораздо большей степени, чем может быть кто-либо из его современников. Его называют великим тактиком, и вообще-то это не так далеко от истины.
Все остальное – это моральные оценки, вкусы, симпатии, антипатии. Мы исходим из того, что Ленин – это человек, который перевернул ход истории в XX столетии. То, что он сделал, так повлияло на все развитие цивилизации, что говорить о том, что без него мир был бы таким же, каким мы его знаем сегодня… Едва ли это целесообразно, едва ли это обоснованно.
Человек, который создал не просто новое государство, а новую систему. Говоря шире, это альтернативный модерн, альтернативная современность, которую создал Советский Союз, в свою очередь учрежденный при непосредственном участии Владимира Ильича.
Это человек, который смог, видимо, оказать наибольшее влияние на судьбы всего мира. Ленин интернационален и является олицетворением «универсальной воли», на которую претендовала Русская Революция, его непосредственное творение.
Поэтому образы, связанные с его осмыслением художниками, литераторами, поэтами, появились еще при его жизни, пышным цветом расцвели после его смерти и наверняка такие опыты будут продолжаться в будущем. Это творчество имеет право на существование, оно интересно, но как личность Ленин гораздо более значителен, чем любое художественное отображение его фигуры, его образа.
Многие деятели современного искусства устраивают перформансы с фигурой Ленина, проводят акции. То есть он по-прежнему остается актуальным.
— Фигуры подобного масштаба, речь идет не только о Ленине, мы можем лишь частично постичь с опорой на инструментарий исторической науки. С опорой на источники – воспоминания, документы, мемуары. Это все позволяет установить лишь какие-то факты. Полностью эти факты сложить в некую цельную конструкцию, нарисовать образ Ленина, хотя бы близкий к пониманию его значения, его фигуры – это скорее даже не историческая наука, не ее дело.
Вот здесь, наверное, необходимы художники в разных смыслах этого слова. Я думаю, что в первую очередь литераторы.
Как менялись мнения историков о фигуре Владимира Ленина на протяжении века? Каков современный взгляд на роль Ленина в истории, на то, что он делал?
— Очень сложный вопрос. По большому счету критическое осмысление того, что сделал Ленин, происходит в последние всего лишь несколько десятков лет, если мы говорим про российскую историческую науку. На Западе эта практика гораздо более глубока, но проблема состоит в том, что есть два обстоятельства, которые очень сильно искажают образ Ленина.
В условиях самоизоляции «ФедералПресс» перешел на работу в режиме онлайн. Полную версию видеоинтервью с кандидатом исторических наук, старшим преподавателем исторического факультета МГУ Александром Вершининым смотрите на сайте «ФедералПресс» или на нашем канале на YouTube.
Фото: ФедералПресс /Виктор Вытольский
Мультиформаты «ФедералПресс»