Чукотка – это ледяной край, в котором живет всего лишь 50 тысяч человек. На первый взгляд, делать там абсолютно нечего, а тем более что-то развивать. Вместе с этим Чукотский автономный округ – один из богатейших регионов ДФО, где добывают золото, серебро, медь и каменный уголь. По добыче золота регион занимает шестое место в России, а в перспективе может занять и первое (если освоить все неразработанные месторождения). До недавнего времени инвесторы не спешили вкладывать деньги в местную экономику, хотя перспективы здесь огромные. Почему так произошло – разбирался «ФедералПресс».
Инвестиции в добычу полезных ископаемых
Чукотка – один из самых богатых ресурсами регионов ДФО, где до сих пор освоена лишь часть месторождений. Перспективы у местной добывающей промышленности более чем внушительные, и, казалось бы, регион должен стать магнитом для инвесторов. Однако в прошлом году в добывающую промышленность Чукотки вложили всего 16 миллиардов рублей инвестиций. Половина из этой суммы потрачена на геологоразведку. Впрочем, и сейчас данный показатель весьма неплох. Как отмечают в правительстве региона, в прежние годы ситуация выглядела куда хуже.
«В 2018 году эта сумма была почти в 2,5 раза меньше и достигала всего 6,9 миллиарда рублей. Всего в регион в прошлом году инвестировали 26 миллиардов рублей. Если считать сферу туризма и ряд других отраслей», – рассказали в пресс-службе правительства Чукотки.
Сейчас правительство региона и федеральные власти делают все возможное, чтобы сделать Чукотку привлекательной для инвесторов. Действует большой комплекс мер поддержки – например, сниженные ставки налогов на прибыль, добычу ископаемых, земельные сборы и страховые взносы. Кроме того, в автомном округе действует режим свободной таможенной зоны. Есть в регионе и площадки для реализации крупных проектов. На территории Анадырского и Билибинского районов создали ТОР «Чукотка», а в порту Певек действует режим свободного порта. Эти зоны занимают почти половину от всей площади Чукотки.
Чукотское правительство также готово выделять местным предприятиям прямую финансовую поддержку. В 2019 году на целевые субсидии ушло почти 8 миллиардов рублей – более 16 процентов от всех бюджетных расходов региона.
Но крупных инвестиционных проектов в регионе немного. Самым, пожалуй, масштабным является Баимский ГОК – его строит казахстанская компания KAZ Minerals. Предприятие будет добывать золото на месторождении «Песчанка». Но для региона с большим потенциалом и десятками неразработанных месторождений один крупный вкладчик – очень мало. Остальные проекты, которые реализуют в добывающей отрасли Чукотки, гораздо меньше калибром. Так, в Билибинском и Анадырском районах сейчас разрабатывают несколько золотых месторождений, а также залежи каменного угля.
Но не золотом единым живет Чукотка – в регионе имеются богатые залежи нефти. С этого года инвесторы, которые хотят добывать углеводороды в арктических водах, получают серьезные налоговые послабления. Для тех, кто разрабатывает новые месторождения на Чукотке, в Якутии и на севере Красноярского края, предусматривается нулевая налоговая ставка на добычу нефти. В марте президент России Владимир Путин подписал соответствующий закон. Действовать послабление будет в течение 12 лет, потом предприятия будут постепенно переходить на полную ставку.
Еще в марте этого года предложение властей выглядело весьма интересным. Но нестабильность на нефтяном рынке сделала свое дело: вряд ли кто-то из инвесторов в ближайшее время начнет вкладываться в добычу северной нефти. Как отмечают чукотские власти, пока ни одна нефтяная компания не заинтересовалась добычей черного золота в Арктике.
Баимский ГОК и радужные перспективы Чукотки
Золото и медь по-прежнему представляют большой интерес для иностранных инвесторов. Как сказано выше, самым крупным инвестпроектом региона является Баимский ГОК. В 2018 году казахстанская KAZ Minerals купила у Романа Абрамовича и его партнеров горнодобывающую компанию «Баимская». Вместе с ней зарубежная фирма получила право на разработку «Песчанки» – одного из крупнейших неразработанных медно-золотоносных месторождений в мире. Строительство Баимского горно-обогатительного комбината на этом месте позволит добывать по 148 тысяч тонн меди и 276 тысяч унций золота в год.
Для Чукотки это уникальный проект, который может принести инвестиций на 360 миллиардов рублей, а также создать больше 3500 рабочих мест. По предварительным оценкам, после запуска ГОК уровень валового регионального продукта вырастет почти в четыре раза. Запуск комбината предварительно назначили на 2026 год. С 2018-го по 2019-й компания KAZ Minerals вложила в проект 8 миллиардов рублей. Около 70 процентов от этой суммы потратили в прошлом году. Сколько денег ушло у инвестора в первом квартале 2020 года, учитывая, что строительство уже началось, пока не известно.
«На объекте начались подготовительные работы, проходит закупка оборудования, начато строительство вахтового поселка. Также инвестор ведет разработку банковского технико-экономического обоснования, выбирает лучшие технические решения, высчитывает объем капитальных затрат», – рассказали в правительстве Чукотского автономного округа.
Но и столь масштабная стройка сталкивается с проблемами. Создание ГОК требует не только денег, но и сопутствующей инфраструктуры. До начала работ площадку нужно обеспечить электроэнергией. Кроме того, строителям будет жизненно необходима хорошая дорога между будущим комбинатом и другими населенными пунктами. Собственно, это одна из главных причин того, что в добывающую отрасль региона вкладываются не слишком охотно. На других территориях для добычи ресурсов нужно прикладывать куда меньше усилий.
Стройке Баимского ГОКа активно помогают власти. Сейчас на Чукотке строят 800-километровую дорогу между месторождением «Песчанка» и городом Певек – за счет федерального бюджета: готовы около 250 километров дороги, по которой в будущем будут вывозить медный концентрат.
Энергоснабжение объекта – не менее важная составляющая. Для строительства чукотские специалисты протянут линию электропередачи до Певека через поселок Билибино. Затем, когда комбинат начнет работать, электроэнергия начнет поступать из Певека, где разместится плавучая электростанция на сжиженном природном газе. Для строительства станции правительству РФ предстоит выделить 67 миллиардов рублей. И это без учета затрат на портовую инфраструктуру, которые пока не просчитаны.
«Чукотка может стать раем на земле»
Сейчас из-за экономического кризиса и эпидемии коронавируса дальнейшая судьба Баимского ГОКа оказалась под вопросом. Понятное дело, что KAZ Minerals вряд ли отступится, но сроки строительства могут затянуться. Остаются и другие неясности: продолжится ли поддержка инвестора, закончится ли строительство дороги и плавучей электростанции? Схожие проблемы испытывает большинство инвесторов Чукотки. По словам экономиста Максима Кривелевича, сейчас сроки окупаемости инвестиций в сырьевую отрасль сдвинулись практически за горизонт. Однако те, кто уже вложил деньги в чукотские предприятия, продолжат это делать. Им просто некуда деться. А остальные точно задумаются, нужны ли им такие проблемы.
«Те, кто в это уже влез, плохо рассчитали время. Это не вина, а беда. Никто не мог предсказать, что половина производств в мире в одночасье остановится», – подчеркнул Кривелевич.
Специалист пояснил, что изменить ситуацию и завлечь новых вкладчиков на Чукотку можно. Но для этого российским властям придется приложить огромное количество усилий, перекроить законодательство в сфере инвестиций и налогообложения. По его мнению, в этом случае даже суровый климат Чукотки не станет препятствием для развития региона. В конце концов, в мире хватает холодных мест, которые удалось сделать процветающими.
«Не бывает регионов, которые не могут быть небогатыми. Можно вспомнить хотя бы Сингапур – на месте его основания в свое время не было пресной воды. Сейчас каждый может посмотреть, каким он стал. Но для того чтобы Чукотка повторила этот прорыв, нужно задаться этой целью. Проблема в том, что целеустремленность властей в России и в Сингапуре все-таки отличается. Поэтому и результаты другие», – отметил Максим Кривелевич.
Фото: kazminerals.com
Паспорт регионов Дальнего Востока