Сахалинская область – уникальный регион. Как минимум, в географическом плане. Это единственный субъект Российской Федерации, полностью расположенный на островах. Регион является одним из наиболее развитых на Дальнем Востоке, оставаясь слабозаселенным и труднодоступным. О том, как живут Сахалин и Курилы – в спецпроекте «ФедералПресс».
Далекие острова
На сегодняшний день Сахалин является одним из «образцово-показательных» регионов Дальнего Востока. Несмотря на массу препятствий (удаленность, дороговизна всего, что угодно и небольшое количество населения), область бурно развивается. Она неизменно занимает лидирующие позиции по качеству инвестиционного климата, уровню жизни, развитию различных отраслей… И в то же время это компактный регион – во всяком случае, по меркам Дальнего Востока. Площадь Сахалинской области составляет 87,1 тысячу квадратных километров – чуть больше Азербайджана. Однако по сравнению с соседями, например, Хабаровским краем или Чукоткой, это совсем немного.
Этот нюанс компенсируется довольно высокой численностью населения (опять же, по меркам ДФО). На островах проживает почти полмиллиона человек – больше, чем на Чукотке, Колыме или Камчатке. Отставание от огромной Якутии – всего в два раза, а это о чем-то да говорит. Как и в большинстве удаленных территорий, основная масса сахалинцев живет в столице – Южно-Сахалинске. В агломерации проживает 323 тысячи человек – это более половины обитателей региона.
Южный, как называют его местные жители, является одним из крупнейших городов Дальнего Востока. Помимо него, в Сахалинской области насчитывается еще 15 городов, 5 поселков и 222 села. Многие из них являются «призраками» – опустевшими и заброшенными. Вымирание небольших населенных пунктов началось еще в девяностые годы, окончательно завершившись в «нулевых». Лет десять назад в некоторых таких селах жило всего несколько человек, сейчас не осталось даже их. Добавьте сюда низкую транспортную доступность, и станет ясно, почему регион со временем получил репутацию, скажем так, гиблого места. Проблемы с логистикой до сих пор являются настоящим бичом островов. Например, до недавнего времени любой посетитель Курильских островов рисковал застрять здесь на несколько месяцев – из-за переменчивой погоды и нестабильного сообщения.
Впрочем, официальные цифры говорят совершенно о другом. Отток населения в области – меньше, чем в соседних регионах, экономика растет быстрее, да и общее благосостояние людей на островах довольно высокое. Средняя зарплата на островах составляет 86 тысяч рублей – это шестой показатель по России. Впрочем, он компенсируется одними из самых высоких цен в стране. Особенно это заметно по стоимости продуктовой корзины. Большая часть провизии в регионе – привозная, и в ее стоимость неизменно закладывается дорогая логистика.
От японской оккупации до сытных «нулевых»
История у Сахалина и Курил весьма интересная, хоть и не очень богатая. Долгое время острова контролировались маньчжурами. Российская империя начала осваивать их лишь в середине XIX века. Много лет она делила регион с Японией: стране восходящего солнца принадлежали Курильские острова, России – Сахалин. Все изменилось после Русско-японской войны 1904-1905 годов: после победы японцы захватили половину Сахалина. Во время Гражданской войны в России самураи довершили оккупацию островов. После поражения во Второй Мировой войне Советский союз выгнал агрессора с территории нынешней Сахалинской области. Собственно говоря, с тех пор Курилы являются камнем преткновения в отношениях России и Японии: из-за территориального спора между нашими странами до сих пор не подписан мирный договор.
В советское время промышленность региона бурно развивалась. Со всей страны люди приезжали на заработки – платили здесь, как и в других регионах Дальнего Востока, куда больше среднего. Северные надбавки, районные коэффициенты и так далее. Сахалин тогда был настоящей морской житницей: проблемы с количеством красной рыбы тогда еще не стояло, и на путине можно было заработать баснословные деньги. В то же время регион был весьма закрытым. Как-никак, под боком находилась «империалистическая Япония», а в мире шла холодная война.
В девяностые годы прошлого века Сахалин начал приходить в упадок. Многие предприятия закрылись, люди начали массово уезжать, а в регионе начался настоящий разгул преступности. Как и везде. Однако уже в «нулевых» экономика островов стала расти рекордными темпами: в регионе начали осваивать нефтегазовые месторождения. Развивать отрасль активно помогали иностранные компании, которые вкладывали огромные инвестиции (их интерес понятен – достаточно вспомнить цены на углеводороды, которые были тогда). В итоге ВРП региона рос быстрее всего в России. Даже сейчас более половины доходов Сахалинской области дает именно добыча полезных ископаемых.
Второй важнейшей отраслью сахалинской экономики является рыбодобыча. Каждый год на красную путину сюда приезжают люди со всей страны, и даже из зарубежья. Схема «заработал-уехал» в данном случае весьма выгодна: в удачный год за месяц можно заработать несколько среднероссийских зарплат. Впрочем, в последнее время этот сектор понемногу приходит в упадок. Причина проста: рыбы становится меньше. В 2017 году, например, рыбаки выловили лишь четверть от запланированного улова. Сейчас власти прилагают большие усилия по разведению лосося. Их работа дает плоды. По данным правительства Сахалинской области, в прошлом году в регионе выловили 120 тысяч тонн лосося. Это лучший показатель за последние пять лет.
Сахалин становится ближе
Транспортная проблема в регионе постепенно исчезает. За последний год губернатор Валерий Лимаренко многое сделал для того, чтобы острова стали доступнее. На Курилах запустили регулярное вертолетное сообщение, аэропорт Южно-Сахалинска – главные воздушные ворота региона – сейчас активно модернизируют. В ближайшие несколько лет Южный должен превратиться в крупный транспортный хаб. Кроме того, в прошлом году Сахалин окончательно перешел на общероссийский железнодорожный стандарт. Почти сто лет на острове использовались старые японские узкоколейные пути. Это в значительной степени затрудняло работу транспортного сообщения: вагоны на острове приходилось переводить на японский размер, что увеличивало стоимость перевозок.
Сейчас власти региона обсуждают проект создания транспортного перехода с Сахалина на материк – вероятнее всего, это будет огромный мост. Пока эта инициатива находится в стадии обсуждения, но судя по всему, ее реализация – дело ближайшего будущего. Реализация проекта сблизит регион с «большой землей», и сделает жизнь в регионе гораздо дешевле.
Возможности для коренных изменений у Сахалина есть. Сейчас регион является одним из наиболее успешных субъектов ДФО в плане привлечения инвестиций. Речь идет не только о работе льготных налоговых режимов, таких как ТОР и Свободный порт Владивосток. Как отмечает региональный бизнес-омбудсмен Андрей Коваленко, правительство прилагает массу усилий для создания комфортной деловой среды. Развивать свое дело на островах стало значительно проще.
«Еще несколько лет назад чиновники старались просто настаивать на своем, это был несколько авторитарный подход. Сейчас же власти стали активно искать компромисс, искать решения, которые устраивают всех», – рассказал он «ФедералПресс».
В области, например, успешно внедрили механизм ОРВ – оценки регулирующего воздействия. Перед принятием каких-либо законов, касающихся бизнеса, участники рынка обсуждают с местными чиновниками плюсы и минусы инициативы. Законопроекты, которые могут навредить рынку, часто «заворачивают» после критики предпринимателей – таким подходом могут похвастаться далеко не все регионы.
Удастся ли Сахалину довести до ума все эти начинания – пока трудно сказать. Если правительство региона действительно сможет реализовать все намеченные планы, острова смогут заткнуть за пояс большинство регионов Дальнего Востока. Но проблемы возникают уже сейчас: например, срок окончания реконструкции южно-сахалинского аэровокзала сдвигали несколько раз. Это ключевой момент в создании вышеупомянутого пассажирского хаба. И подобных неутешительных процессов достаточно, что подтверждает факт – местным властям предстоит еще много работы.
Фото: sakhalin.gov.ru,ФедералПресс\Елена Майорова
Паспорт регионов Дальнего Востока