В условиях карантина правительство стремится оживить экономику настолько, насколько это можно сделать, сидя дома. В частности, растет порог малых госзакупок и увеличивается простота их совершения. По мнению экспертов, бизнес, уходящий на площадки электронной коммерции, может обратить внимание на формат b2b, пока он не так конкурентен, как b2c.
В связи с коронавирусом правительство и министерства разработали законы, которые в дальнейшем облегчат закупки для заказчиков и поставщиков. В частности, был создан Федеральный закон № 124-ФЗ от 24 апреля 2020 года, который касается госзакупок путем заключения прямых договоров с единственным поставщиком.
Как было раньше?
Заказчик был вправе закупать товар, работы или услуги у единственного поставщика путем заключения прямых договоров, а максимальная цена такого контракта не могла превышать 300 тысяч рублей. Как считать объем закупок по такому пункту, заказчик решал самостоятельно. Сумма всех таких контрактов не должна превышать 5 % от совокупного годового объема закупок либо должна быть не более 2 миллионов рублей. Заказчик мог заключить контракт с поставщиком напрямую, без посредничества электронных площадок, к примеру, просто обменявшись подписанными контрактами по электронной почте, а после они могли передать друг другу оригиналы.
С апреля 2019 года государственные заказчики федерального уровня и их подведомственные организации должны использовать для совершения малых закупок площадку «Березка», разработанную госкорпорацией «Ростех».
Как сейчас?
Максимальная сумма закупок у единственного поставщика в электронной форме на электронных площадках была увеличена до 600 тысяч рублей. С 1 июля 2020 года она возрастет до 3 млн рублей.
Также принятый закон увеличивает процентную долю закупок малого объема с 5 до 10 %, что существенно облегчит жизнь заказчиков, в частности тех, которым нужно получить товар в кратчайшие сроки, а проводить конкурентную закупку слишком долго. Из-за этого заказчики, в особенности районные учреждения, сильно превышали максимальный порог «быстрой» закупки, за что получали штрафы, указывает статистика. Кроме того, данная мера позволит не плодить большого количества таких контрактов, тем самым уменьшая объем трудовых затрат для заказчика.
Как бизнес может выиграть от этого?
Оператор электронной торговой площадки «РТС-тендер» в комментарии «ФедералПресс» рассказал, что в ближайшее время сегмент электронной коммерции будет расти. Такую тенденцию уже можно проследить, анализируя данные «РТС-маркета», который агрегирует закупки малого объема как государства и госкомпаний, так и коммерческие. «Простой вход и упрощенная процедура могут привлечь многих субъектов малого и среднего предпринимательства, которые работали офлайн и у которых нет денег, чтобы быстро запустить свой маркетплейс», – отметил представитель оператора.
По мнению «РТС-тендер», сложившаяся ситуация вынуждает предпринимателей активно искать новые рынки сбыта, потому что офлайн сейчас полностью парализован из-за карантинных мер. Чаще всего представители бизнеса идут двумя путями. Первый путь – запустить свой маркетплейс, как сделали магазин мебели Hoff, группа компаний «Обувь России» и другие.
Второй вариант – обращаться к существующим площадкам электронной торговли формата b2c вроде «Беру», Wildberries и Ozon. Так поступили магазины электроники «М.Видео – Эльдорадо» и оператор Yota. Ввиду резкого увеличения популярности подобных интернет-площадок нагрузка на маркетплейсы стала колоссальной, на что жаловались сами представители таких площадок.
По мнению «РТС-тендер», не таким очевидным для предпринимателей и оттого более удачным вариантом из-за пока невысокой конкуренции может стать переход на b2b-маркетплейсы и сфера госзаказа.
На данный момент объем закупок малого объема оценивается в 1 трлн рублей только по 44-ФЗ. В дальнейшем, считают аналитики, он будет расти за счет сегментов 223-ФЗ и коммерческих закупок, а также за счет законодательного увеличения закупок малого объема с 300 тысяч до 3 млн рублей. Процедура проведения закупки в таком формате, с учетом нового законодательства, достаточно проста, отчего государственные заказчики, вероятно, повысят свою активность в этом сегменте. Также в ближайшей перспективе прогнозируется еще большее развитие этого рынка: законодательно поднят порог для закупок малого объема с 300 тысяч до 600 тысяч рублей. Учитывая простоту проведения закупки, многие государственные заказчики повысят свою активность именно в этом сегменте.
Сегодня ежедневно публикуется более 4 тысяч закупок малого объема по 44-ФЗ и 223-ФЗ, на одного поставщика может приходиться до сотни релевантных предложений на всей территории России. В сравнении с прошлым годом показатели выросли вдвое.
Предпринимателям не нужно тратить деньги на продвижение – зашел, нашел закупку и подал предложение. Также можно разместить свои прайс-листы и ждать заказы. В«РТС-тендер» отмечают, что хоть рынок госзакупок и несколько сократился, но он никуда не денется, при этом работа с государством всегда гарантирует оплату, снижая риски исполнителя.
Фото: pxhere.com
Экономический кризис