Политологи и журналисты из разных регионов страны обсудили, насколько высока степень тревожности жителей городов, и какие губернаторы успешнее всего общаются с населением. Конференцию организовали Российская ассоциация политконсультантов (РАПК), ВЦИОМ и «Клуб регионов». Эксперты собрали положительные и отрицательные примеры действий чиновников в связи с пандемией коронавируса. К каким выводам пришли участники дискуссии, читайте в материале «ФедералПресс».
Страх перед новыми вызовами
Эксперты фиксируют тенденции к росту тревожности населения страны. Опасения россиян связаны не столько с самой пандемией коронавируса, сколько с ее экономическими последствиями. Иными словами, люди не так боятся заразиться, как остаться без денег и еды. Федеральным и региональным властям предстоит непростая задача. Надо, с одной стороны, ухудшающуюся статистику и истории тяжелых больных, чтобы люди массово не повалили на улицы, с другой – наоборот, успокоить население, чтобы избежать социальных последствий.
Участники дискуссии разошлись в оценке уровня тревожности россиян. Ряд политологов озвучил цифру в 8 баллов, то есть весьма высокий уровень тревожности. Представители СМИ же прогнозируют 6-7 баллов по 10-бальной шкале (все зависит от того, насколько точно вчерашние решения президента будут доведены до населения). Например, якутский журналист Тимофей Ефремов полагает, что вчерашнее обращение президента России о прекращении нерабочих дней в регионах могли неправильно понять. «Путин разрешил – люди пошли гулять. А то, что самоизоляция еще действует, и губернатор региона продлил ограничения, это уже не слышат. Уровень доверия к местной власти низкий. Народ привык, что губернаторы не самостоятельны в своих решениях, вот и верит слабо», – отметил журналист.
Руководитель федеральной экспертной сети «Клуб регионов» Сергей Старовойтов предложил выяснить, из-за чего растет уровень тревожности, и какую роль в этом процессе играют СМИ. Да и вообще, насколько население доверяет сегодня традиционным средствам массовой информации, и какие средства коммуникации надо использовать, чтобы достучаться до людей?
Как отметил президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов, не у всех губернаторов до сих пор выстроена эффективная коммуникация с жителями. Эксперты должны помогать ее выстраивать. От глав регионов и их умения донести информацию до людей сейчас, принять меры, зависит их уровень тревожности и социальной защищенности.
По мнению политолога Виктора Потуремского, когда люди исключены из коммуникации и не понимают, не чувствуют своего влияния на принятие решений, наблюдается классический когнитивный диссонанс. «В таком случае новые знания не могут быть адаптированы к опыту и тем более реализованы в поведении и действии», – отметил Потуремский.
Удивлять и любить по-губернаторски
Порой вспышки гнева граждан провоцируют сами чиновники в регионах. Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич привел недавний пример: руководитель одного из регионов заявил, что нужно запретить летом пользоваться кондиционерами, потому что на фильтрах якобы собираются вирусы. «Дошло до того, что пришлось главе Роспотребнадзора Анне Поповой публично опровергать опасность кондиционеров. Подобные истории не добавляют спокойствия», – отметил эксперт.
Или другой пример – с заместителем мэра Новороссийска Екатериной Демченко, которая отдыхала с друзьями на турбазе в разгар эпидемии. За это чиновницу уволили. Но есть похожая история с чиновником, из которой служащий вышел красиво. Вице-премьер Крыма Евгений Кабанов купался в море и постил фотографии, приглашая других купаться. После скандала он вышел в эфир регионального ТВ, извинился и попросил министерство природных ресурсов оштрафовать его.
Еще один негативный пример – глава Хакасии Валентин Коновалов обратился в правоохранительные органы расследовать все случаи смерти от коронавируса, чтобы кого-то наказать. «Подобные заявления могут травмировать общество, и без того угнетенное роликами про Билла Гейтса, чипизацию, мировой заговор, расход умерших от коронавируса на органы и прочими фейками. Надо быть осторожными с заявлениями», – подчеркнул Малькевич.
Редактор «ФедералПресс» по ЮФО и СКФО Андрей Гусий отметил, что социальная напряженность в регионах растет из-за непоследовательных действий местных властей. «В Астраханской области, например, решили устроить массовый субботник и посадить деревья. Люди недоумевают: им надо сидеть дома, а чиновникам можно везде ходить и заниматься чем угодно. Ко Дню Победы чиновники посещали ветеранов, хотя острой необходимостью это не назвать. При этом людям обещают «посидите неделю, и все будет хорошо». Потом говорят – еще неделю. Людям дают обещания, которые не соблюдаются. Сфера обслуживания не знает, когда выйдет. А на юге России год живут на эти деньги», – рассказал Гусий, подчеркнув, что губернаторы хотят быть добродетельными, но по факту люди получают несбыточные ожидания, поэтому и не верят чиновникам.
Действия ряда региональных и муниципальных чиновников, порой откровенно глупые и непродуманные, приводят экспертов к выводу, что после эпидемии изменятся подходы к подбору кадров. Например, политический журналист из Омска Василий Епанчинцев считает, что на фоне пандемии коронавируса ставка на технократов, вероятно, «не оправдалась». Похожего мнения придерживается и эксперт из Нижегородской области Сергей Кочеров, по мнению которого «технократы больше обращаются к рациональному, что в России с ее чувствительной душой не всегда срабатывает».
Отношения между гражданами и чиновниками заметно меняются. Политолог Виктор Потуремский отметил, что происходящее вокруг Covid-19 «ставит точку вокруг модели любви». «Населению нужна от власти не просто любовь или уважение, а безопасность и конкретная польза», – полагает Потуремский.
В качестве эффективного примера коммуникации эксперт привел обращение губернатора Московской области Андрея Воробьева, опубликованное после совещания у президента 11 мая. «Президент объявил, что с 12 мая единый период нерабочих дней в России завершается. Мы подошли к следующему этапу – постепенному смягчению режима ограничений. Но в Подмосковье ограничения по работе экономики будут продлены до следующего понедельника. Хочу объяснить почему. Специалисты, эксперты и областной Минздрав предупреждают нас не спешить. Как предписывают федеральные методики, прежде чем начинать снимать ограничения, нужно проанализировать три показателя – коэффициент распространения инфекции, свободный коечный фонд и количество проведенных тестов. Мы видим, что из трех показателей по двум риски есть. Поэтому сейчас открывать экономику, увы, опасно для жизни. Мы взяли паузу до 18 мая, чтобы увидеть положительную динамику», – пояснил Воробьев.
При этом губернатор расписал подробно каждый из показателей и оставил открытой возможность комментирования.
Другой пример – выступление губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, который открыто рассказал, как не просто переболел и победил коронавирус. Тем самым накануне губернаторской кампании в глазах общественности за ним закрепился статус «губернатора-победителя».
В Ивановской области вообще уникальная ситуация. Губернатор Станислав Воскресенский, придя в регион, по словам главного редактора местного сайта Алексея Машкевича, заявил, что «региональной прессы по сути нет, и надо ориентироваться на РБК и Коммерсант». «Вот местные СМИ и считают никем. При этом есть бюджетные издания с нулевой цитируемостью. Единственный источник информации от губернатора – его инстаграм. Но этого недостаточно. Вся медийная работа переложена на главного медика Артура Фокина: он раз в день грамотно отчитывается, но в русле того, как работает федерация», – рассказал журналист.
При этом ивановские мэры показывают фотографии, как они подметают улицы и сажают цветы. Регион чуть ли не первым заявил, что храмы в Пасху будут работать. «После этого наш старейший настоятель монастыря умер от Covid-19. Большинство же местных СМИ просто перепечатывают, что дает федеральный штаб по коронавирусу», – добавил Машкевич.
Медиапомощь
Особую роль в борьбе с эпидемией коронавируса играют средства массовой информации. Они – своего рода связующие звенья между властью и обществом. Журналисты по-разному оценивают коммуникации чиновников с народом (как в живую, так и через соцсети).
Иркутский политобозреватель Галина Солонина рассказала, что местные политики активно представлены в соцсетях. Так, у председателя комитета в чате предприниматели обсуждают меры поддержки малого и среднего бизнеса. Жарко, спорят, но это работает. «Врио губернатора Игорь Кобзев сам пришел из системы МЧС и представляет, как надо действовать в подобных ситуациях. У нас один из самых благополучных регионов по самоизоляции и информированию населения. Люди даже порой не верят в коронавирус, потому что их он сильно не коснулся. Хотя каждый день выходит информационный бюллетень со случаями заражения и излечения. Работает штаб по коронавирусу, выступают глава региона, чиновники и врачи», – рассказала Солонина.
Но есть и такой пример. В Усть-Кутском районе Иркутской области жители стали травить семью, в которой ребенок якобы заразился коронавирусом. Написали в соцсетях, что семья гуляет по городу. А глава района просто должна была выступить перед населением и проинформировать о ситуации с этой семьей, изолирована ли она. Вместо этого чиновница попросила правоохранительные органы следить, чтобы на них никто не напал. Повторный тест показал, что семья здорова, но осадок, как говорится, остался.
Редактор калининградского портала Никита Кузьмин считает, что официальное информирование порой задерживается. «Региональные власти не выделяют даже маркерами, а что изменилось», – рассказал журналист.
Как считает политтехнолог, политический обозреватель РИА «ФедералПресс» Оксана Дякина, эффективно выстроены коммуникации с населением у властей некоторых регионов Черноземья. «Это Воронежская и Белгородская области. Евгений Савченко вообще реагирует на вопросы в течение 15-20 минут. Работает на уровне технократов и даже выше. Опыт сказывается, – рассказала Дякина. – Но есть и высказывания липецкого губернатора Игоря Артамонова, который фактически с клещами людей сравнил».
В Курской и Орловской областях – другая ситуация. Там действия глав вроде бы верные, но они воспринимаются людьми в негативе на фоне общей федеральной повестки. «Курскому Роману Старовойту вменили самоизоляцию, маршрутные листы и прочие неприятные для людей управленческие решения. Громкое продолжение получил случай, когда местные юристы подали в суд на губернатора. Дальше возник скандал с нехваткой средств защиты в местной больнице. Губернатор оперативно ее отрабатывает в плане завоза средств индивидуальной защиты и в итоге увольняет министра здравоохранения Ирину Хмелевскую. Решение, на мой взгляд, правильное, но народ воспринял неоднозначно. Губернатора ругают за то, что он слишком часто меняет команду, в итоге взял на место министра здравоохранения варяга, ну и в целом на него проецируют общий негатив от происходящего в стране», – отметила Оксана Дякина.
Единственным решением может быть продолжение активной коммуникации с людьми, публичные истории зараженных и врачей, «из каждого утюга нужно говорить о мерах поддержки». И еще, по мнению журналиста, нужно было всем губернаторам выступить после обращения президента и рассказать, в каком режиме работает тот или иной регион. «Кто выходит на работу, кто сидит до 31 мая. Не должно быть путаницы», – добавила журналист.
В сложившихся условиях, считает общественник Александр Малькевич, губернаторы и граждане должны пользоваться только проверенной информацией. «Не надо вгонять людей в панику, веря в то, что курильщики меньше подвержены коронавирусу, а кондиционеры опасны. И не нужны сухие, обезличенные пресс-релизы. Только ежедневная коммуникация первого лица, обратная связь и контакт с населением дадут результат», – считает эксперт.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Пандемия коронавируса