Минздрав России утвердил Методические рекомендации по кодированию и выбору основного состояния в статистике заболеваемости и первоначальной причины в статистике смертности, связанных с COVID-19. Новые методические рекомендации направлены в регионы для использования в работе. Их реализация позволит усовершенствовать учет случаев смерти от COVID-19 в качестве основной причины либо в составе прочих причин, которые могли осложнить течение основного заболевания. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Рекомендации по кодированию и выбору основного состояния в статистике заболеваемости COVID-19 подготовила рабочая группа, которую возглавляют главный внештатный патологоанатом министерства, академик РАН Георгий Франк, исполняющий обязанности директора ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и автоматизации здравоохранения», академик РАН Владимир Стародубов, главный внештатный патологоанатом департамента здравоохранения Москвы, профессор Олег Зайратьянец, а также ведущие специалисты в области патанатомии, судебно-медицинской экспертизы, организации здравоохранения, статистики, клиницисты, представляющие как федеральные учреждения, так и регионы.
В основе рекомендаций лежат новые принципы, установленные Международной классификацией болезней ВОЗ (МКБ-10) с учетом Международных методических рекомендаций по удостоверению и кодированию COVID-19 в качестве причины смерти. Исследования патоморфологами особенностей течения заболеваний, вызванных COVID-19, ложатся в основу методических рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции. Минздрав России направит предложения в ВОЗ по совершенствованию применения Международных методических рекомендаций по удостоверению и кодированию COVID-19 в качестве причины смерти для стран с высоким уровнем организации здравоохранения.
Первоначальной причиной смерти COVID-19 выбирают в случаях, когда у больного были хронические заболевания или его иммунная система была ослаблена. К этим условиям относятся такие неинфекционные заболевания, как болезнь коронарных артерий, хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), диабет. В случаях же, когда летальный исход у лица с COVID-19 наступил в результате несчастного случая и некоторых других острых заболеваний, COVID-19 должен считаться «прочей причиной смерти».
Как рассказал внештатный патологоанатом Минздрава России, академик РАН Георгий Франк, оценить истинное влияние COVID-19 на смертность позволяет то, что в России, в отличие от большинства других стран, тела более 98 % умерших подвергаются патологоанатомическому исследованию. «По предварительным данным, вскрыто более 2 тысяч пациентов. Нигде в мире не вскрывают столько больных». Георгий Франк пояснил, что эта практика длится еще с советских времен, когда было установлено, что вскрытию должны подлежать все пациенты, у которых есть инфекционные заболевания». По этой причине становится возможным более детальное изучение патогенеза и влияния различных факторов на причины смерти. «В результате анализа историй болезни и протоколов патологоанатомических исследований пациентов рабочая группа пришла к выводу, что новая коронавирусная инфекция COVID-19 влияет на течение ряда хронических заболеваний и может вызывать их обострение. В то же время граждане с COVID-19 могут умереть от других патологических состояний, заболеваний или несчастных случаев, что не должно считаться смертью от коронавируса, и должно включаться в соответствующий раздел статистики», – подчеркивает эксперт.
Он объяснил, что в изредка даже у пациентов с ВИЧ COVID-19 может не быть основной причины смерти. «Это единичные случаи, но бывает, что никакой клинической картины, несмотря на положительный тест, нет. Никаких жалоб от пациента не поступает, в этом случае COVID не будет учитываться». При этом Георгий Франк подчеркнул, что речь идет именно о статистике смертности, а не о статистике заболеваемости как таковой.
В качестве простого примера того, в каких случаях коронавирус нельзя считать причиной смерти директор ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России Владимир Стародубов привел ситуацию, при которой человек с вирусом гибнет из-за ДТП. В этом случае очевидно, что коронавирус не был причиной летального исхода, следовательно, он подлежит иной кодировке. Однако если гибель наступает у пациента с онкологическими заболеваниями или с тяжелой стадией диабета, коронавирус будет рассматриваться как фактор смерти.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева