В России появится еще один национальный проект. В правительстве могут поддержать внутренний туризм, который понес серьезные убытки из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции. Впрочем, именно пандемия стала катализатором принятия решения. «ФедералПресс» посмотрел, как туризм будут возвращать к жизни, на кого в первую очередь рассчитана поддержка.
Анонсированный национальный проект, посвященный туризму, на самом деле прорабатывался и ранее. Катализатором для его реализации стала пандемия, которая полностью остановила российский бизнес в этом секторе.
Что предлагается?
Основным итогом реализации нового национального проекта должен стать рост выручки и туристического потока внутри России. Для иностранцев также предусмотрели отдельный пакет мер – упрощенное получение визы.
Сама идея реализации такого национального проекта не является чем-то новым. Это решение предлагалось еще в 2018 году, но заменили национальный проект документом, предусматривающим стратегию развития внутреннего туризма. Однако полученный из-за коронавируса и его последствий ущерб заставил пересмотреть варианты решения.
Конечно же, в проекте предусматривается развитие инфраструктуры. Напомним, в ряде туристических регионов для благоустройства и обновления используются средства курортного сбора. Но даже на него в текущем году повлияла пандемия. В Краснодарском крае его временно обнулили.
Но значительную часть нового национального проекта, а это, по разным оценкам, может быть и 80 миллиардов рублей в год, предполагается потратить на доступность российских курортов.
Среди предложениий по развитию есть финансирование перевозок, чтобы снизить итоговую стоимость для туристов. Есть в планах и цифровизация отрасли, которая должна привести к упрощению получения виз, если говорить о зарубежных туристах. При этом, отмечают эксперты, значительная часть поддержки будет билетным и отельным агрегаторам. Говорится и о возможном софинансировании туров.
Предлагаемая практика не является инновацией, если говорить о международном опыте. Аналогичные меры уже давно реализуются в ряде стран.
Для кого все это?
На фоне очевидных плюсов для туристов эксперты обратили внимание и на определенную особенность – средства по большей части пойдут крупным игрокам.
Если говорить о снижении стоимости проезда, то финансирование получат крупные игроки на рынке авиаперевозок, а также РЖД. Для тех, кто привык ездить, предположим, на море на автомобиле, ничего не изменится.
Касаясь снижения стоимости гостиницы или тура, эксперты обращают внимание, что в первую очередь речь идет о государственных здравницах, а также о крупных игроках. Именно они должны создать конкурентный рынок, субсидии должны помочь уменьшить конечную стоимость для туристов.
При этом привычный южный рынок арендных квартир и малых, не всегда легальных гостиниц хоть и не получит финансирования, но все равно отреагирует на национальный проект. Дело в том, отмечают аналитики, что после снижения стоимости прибывания в здравницах они станут конкурентами нелегальному рынку недвижимости.
Что в вопросе транспорта, что в вопросе недвижимости и туров, обращают внимание эксперты, туристический рынок неизбежно ждет наведение порядка, так как бизнес, который изначально работал нелегально, получит конкурента в части стоимости услуг, но при этом работающего на законных основаниях.
Мнения...
Депутат Госдумы Сергей Кривоносов, комментируя новость о новом национальном проекте, обратил внимание, что событие хорошее.
«Ранее тоже планировались, распределялись средства, но не всегда эффективно. Например, строительство дорог в никуда», – напомнил депутат.
Сергей Кривоносов обратил внимание, что средства уходили ранее на развитие инфраструктуры. При этом существующая стратегия развития туризма не везде привязана к условиям и реалиям регионов, что также мешает развитию отрасли.
Депутат заметил, что в высокий сезон туристам не всегда по карману отдохнуть на Черноморском побережье. Да и соотношение цена-качество, также обратил внимание депутат, в ряде случаев не соответствует действительности.
Но именно итоговая стоимость для потребителя должна стать основным целевым показателем реализации национального проекта. Здесь, конечно же, рассказал Сергей Кривоносов, важным станет не только компенсация транспортных расходов или их субсидирование, но и развитие, например, гостиничного бизнеса.
«Надо развивать сетевые отели в регионах, гостиницы формата «все включено». Ростуризм подчинили правительству, это хорошо. Я уверен, что схема взаимодействия и работы будет выстраиваться более эффективно. До этого принцип управления не был достаточно эффективным. Одним из главных направлений станет решение вопроса с транспортной доступностью, как и сказал президент России Владимир Путин на совещании», – прокомментировал Сергей Кривоносов.
Депутат Госдумы Владимир Синяговский уверен, что такого рода преобразования давно требовались российской туристической отрасли. Наша богатейшая страна, в которой насчитываются сотни туристических направлений, должна быть охвачена силами внутреннего туризма. Все наши пансионаты, здравницы и лагеря постепенно выходят на международный сервисный уровень и уже сегодня конкурентоспособны.
«Горжусь тем, что родился и вырос на Кубани, в туристическом центре России. В первую очередь Краснодарский край славится своими черноморскими курортами. Здесь каждый россиянин с легкостью сможет сочетать отдых с лечением и оздоровлением. А если все это станет еще более доступным, уверен, что многие граждане сделают выбор в пользу отдыха на наших российских курортах. Тем более такие проекты как никогда актуальны в сегодняшнее время», – прокомментировал Владимир Синяговский.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий
Национальные проекты