Пандемия коронавируса изменила запросы россиян. Социологи констатируют, что два месяца самоизоляции заставили многих пересмотреть взгляды на жизнь – свою и страны в целом. Изменилось и отношение к властным институтам. О переменах в настроении людей, новых запросах и новых смыслах после пандемии расскажем в материале «ФедералПресс».
Экспертный институт социальных исследований провел обсуждение на тему «Социальное эхо пандемии. Прогнозы, вызовы». Специалисты проанализировали состояние российского общества – насколько изменились настроения людей в период самоизоляции, появились ли новые вызовы и какие, есть ли риски социальной дестабилизации после выхода из режима ограничений (как это можно наблюдать, например, в США и Великобритании).
Социологические опросы показывают, что постпандемическая ситуация в России не похожа на ситуацию в других странах. Руководитель практики политического анализа ВЦИОМ Михаил Мамонов отмечает, что последние несколько недель фиксируется «запрос на стабильность и наблюдается ослабление запроса на перемены». По словам Мамонова, это обусловливается введенными ранее ограничениями. Люди боятся, что проблемы будут продолжаться, экономическая ситуация будет ухудшаться, но понимают, что «без поддержки государства эти проблемы невозможно будет преодолеть». Очевидно, что растет вера в государство как гаранта стабильности как на общестрановом, так и на личном уровне.
И в этой связи, отмечает Михаил Мамонов, наблюдаются серьезные сдвиги в отношении к конституционным изменениям. Большинство респондентов (90 %) заявляют, что готовы поддержать социальные поправки. «Люди хотят ускорения принятия изменений в Конституцию. Они увидели, что изменения актуальны. И есть страх, что гарантии, которые планируется заложить в Конституцию, не будут реализованы, если не будут утверждены. Особенно это касается индексации пенсий. У людей формируется страх, что государство в этой непростой экономической ситуации может поступить, как в 90-е годы, когда государство решало экономические проблемы за счет населения», – констатирует Мамонов.
Пандемия по сути усилила защитную роль государства и общественный запрос на гарантии с его стороны. «Люди готовы воспринимать эти поправки. Они видят личную пользу, – говорит эксперт ВЦИОМ. – Если раньше это воспринималось как некий вектор госполитики, то сейчас происходит преломление ситуации на личном уровне».
По словам политолога Виктора Потуремского, слово «гарантия» при соцопросах действительно употребляется чаще всего. Люди считают, что «нужно голосовать за поправки в Конституцию, чтобы получить гарантии для себя». При этом многие социальные поправки воспринимаются людьми как «темы консенсуса в обществе вне зависимости от политических взглядов».
Потуремский отмечает, что, с одной стороны, для людей выход из пандемии связан с тревогой, с другой – это период, когда «возникают конкретные запросы, желание обсуждать конкретные проблемы и действия власти». А потому голосование по поправкам – это не только «повод для вступления в диалог с властью, но и серьезный вызов для этой самой власти».
Аналогичными наблюдениями поделился председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко. Он отмечает, что люди «очень прагматично оценивают действия региональных властей», сравнивают прохождение пандемии в России с другими странами, высоко оценивают работу врачей. И сейчас страх перед болезнью сменяется оптимизмом. «Есть все основания думать, что люди воспринимают назначение голосования как четкий маркер – власть понимает, насколько это серьезное дело, значит, все хорошо», – полагает Макаренко.
Вместе с тем эксперт не отрицает, что в обществе присутствует некоторая напряженность и недовольство властью. Но прежде всего это касается мегаполисов. «В крупных городах такие настроения есть, но они погоды не делают. Это маргинальный феномен», – отмечает Борис Макаренко.
По мнению политолога, все, что происходило в стране за последние два месяца, позволило наработать социальные практики «более человечного отношения друг к другу», в обществе появилась настроенность на взаимопомощь. «Это, – убежден Макаренко, – может стать основанием для создания в обществе новой солидарности – вместе пережили испытание, вместе боялись и вместе справились».
Эксперты не видят рисков политических протестов. Эксперт Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков говорит, что не стоит ожидать чего-то похожего на ситуацию в США и Великобритании – там протесты «имеют другую природу, коренятся в исторических и социальных основах этих государств». В России просто нет предпосылок для подобных выступлений. Более того, по мнению политолога Глеба Кузнецова, в России кризис – это «время сплочения, время забыть о внутриполитических проблемах, конфликтах между властью и оппозицией».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Пандемия коронавируса