Top.Mail.Ru
Экономика
Новосибирская область
0

Нелетная погода. Сможет ли S7 сохранить пассажиров в трудное для отрасли время

Самолет в небе
В июне 2020 года новосибирская компания S7 Airlines планирует восстановить полеты по всем направлениям внутри страны

В июне новосибирская компания S7 Airlines планирует восстановить полеты по всем направлениям внутри страны. Кроме того, ее руководство заявило о расширении маршрутной сети. Так, большая часть направлений откроется в рамках развития сети сибирских хабов – Новосибирска и Иркутска. В начале пандемии S7 оказалась в списке системообразующих предприятий. Чего добилась компания на сегодня и удастся ли руководству пережить кризис без особых потерь – в материале «ФедералПресс».

Своих не бросаем

Российское правительство продолжает формировать список системообразующих предприятий, которые в разгар пандемии смогли претендовать на формирование необходимой финансовой поддержки в случае возникновения экономических трудностей. Изначально перечень таких предприятий был составлен в кризисном 2008 году. Впоследствии он менялся и был расширен до 200 компаний, а в марте нынешнего года правительство РФ решило увеличить его до 646 предприятий.

Правительство РФ

Само по себе включение компании в список не означает помощь, однако мониторинг организаций, попавших в перечень системообразующих, должен помочь выявить их проблемы и разработать инструменты господдержки в случае необходимости. К тому же во время затяжного кризиса для большинства предприятий такие меры поддержки стали своеобразной палочкой-выручалочкой и возможностью наладить свои финансовые дела. Авиакомпании не стали исключением, поскольку Россия на фоне пандемии коронавируса с 27 марта прекратила регулярное и чартерное авиасообщение с другими странами. В новый список системообразующих предприятий попала и S7, которая в прошлом году вошла в тройку лучших авиакомпаний Восточной Европы и признана одним из самых экологичных авиаперевозчиков мира по оценке экоорганизации Atmosfair. Авиакомпания занимает 16-е место в мировом рейтинге.
Правда, в мае этого года руководство авиакомпании сообщило о сокращении части сотрудников в Перми и Челябинске. На такой шаг руководство авиапредприятия вынуждено было пойти из-за сокращения полетной программы.

«К сожалению, в ситуации с существенным сокращением полетной программы S7 Airlines вынуждена работать над эффективной оптимизацией расходов, в том числе рассматривать сокращение персонала. В то же время авиакомпания продолжает работу по развитию региональных хабов в Новосибирске, Иркутске и Владивостоке, что предполагает усиление летных подразделений в этих городах. Сотрудникам, которые готовы рассмотреть переезд в другой город, будет доступна возможность перевода в подразделения S7 Airlines в Новосибирске, Иркутске, Владивостоке и Москве и, по желанию, переподготовки на другой тип воздушного судна – Embraer 170», – прокомментировали в компании.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области корреспонденту «ФедералПресс» пояснили, что документ со списком системообразующих предприятий требуется в первую очередь для мониторинга ситуации на рынке.

«Государственная поддержка организациям и предприятиям, включенным в данный перечень, будет осуществляться в рамках указов, поручений, решений президента РФ, а также постановлений и распоряжений правительства РФ за счет средств федерального бюджета», – прокомментировал министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский, не уточнив подробностей.

Примечательно, что авиакомпания S7 Airlines была в числе немногих авиапредприятий, кто протянул руку помощи туристам, застрявшим в разных уголках земного шара. К примеру, в конце марта туристы из Приморья смогли добраться во Владивосток из Токио после отмены вылетов японской авиакомпании.

Руководство S7 Airlines пошло навстречу, и, как сообщали местные СМИ, поменяло билеты на рейс российской авиакомпании, а также предоставило бесплатную гостиницу и питание.

Узнаваемый бренд

S7 Airlines – крупнейшая частная авиакомпания России с самым современным парком воздушных судов на российском рынке авиаперевозок. Широкая маршрутная сеть позволяет пассажирам путешествовать в 181 город в 26 странах мира. За более чем два десятка лет из небольшого регионального перевозчика «Сибирь» превратилась в международный узнаваемый бренд S7 Airlines со своей историей. Свою хронологию компания отсчитывает с 6 мая 1992-го: именно тогда зарегистрировано государственное предприятие «Авиакомпания Сибирь», в 1994 году ставшее акционерным обществом открытого типа. Компания создана на базе Толмачевского объединенного авиаотряда, имеющего многолетнюю историю. Первый регулярный рейс с аэродрома выполнен еще в 1957 году.

Салон самолета

2005 год стал переломным для «Сибири», поскольку на базе авиакомпании и ее структурных подразделений была создана группа компаний «S7 Group» и как следствие проведен ребрендинг и смена раскраски фюзеляжей самолетов.

В апреле этого года на фоне ограничений из-за распространения коронавируса S7 перевезла 213,6 тыс. человек, снизив показатель год к году на 84 %. Вместе с тем по объему перевозок она стала лидером России. В июне руководство авиапредприятия рассчитывает восстановить полеты по всем маршрутам внутри страны. Как говорится в сообщении авиакомпании, большая часть направлений открывается в рамках развития сибирских хабов компании – Новосибирска и Иркутска. По словам заместителя генерального директора по стратегии S7 Group Григория Давыдова, восстановление рынка продолжается.

«По нашим оценкам, мы ожидаем рост пассажиропотока на 50 % относительно мая, а количества рейсов – на 40 %. Рассчитываем, что позитивная динамика сохранится и в другие летние месяцы», – подчеркнул представитель компании.

Авиация в деталях

S7 Airlines совместно с дочерними перевозчиками формирует обширную маршрутную сеть, которая включает в себя более 200 направлений в более 30 стран мира – в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Согласно последним данным, средний возраст всего флота группы компаний S7 Group составляет 9,3 года. В настоящее время S7 Airlines все рейсы выполняет на воздушных судах ведущих мировых производителей – Airbus, Boeing, Embraer.

Город

На протяжении почти десяти лет S7 Airlines – участник авиационного альянса Oneworld, в партнерстве с которым значительно расширилась маршрутная сеть: приобрести билеты можно по более чем тысяча направлениям и улететь в города 150 стран мира. Изюминка компании – активное внедрение технологий по онлайн-обслуживанию клиентов.

Нацелен на результат

Согласно базе данных Rusprofile.ru, уставный капитал S7 Airlines превышает 200 млн рублей. Выручка авиапредприятия колебалась на протяжении последнего десятилетия, однако общий тренд на ее рост очевиден. Если в 2014 году этот показатель был на уровне 71 млрд рублей, то уже к 2018-му он достиг 145 млрд рублей. В 2009 году компания допустила дефолт по облигациям на 2,3 млрд рублей, общий долг составлял 10,7 млрд рублей, половина которого приходилась на Сбербанк; также в залоге у банка находился контрольный пакет акций. К 2010 году авиакомпания (на тот момент «Сибирь») потеряла часть рынка, перейдя со второго на четвертое место по авиаперевозкам, но начала зарабатывать. В результате к 2011 году выручка компании достигла 45 млрд рублей и уже не падала. К 2013 году у S7 оказался нулевой чистый долг и самый низкий скорректированный долг среди российских авиакомпаний – порядка 50 млрд рублей. Авиакомпания S7 вложила около 50 млн долларов в покупку плавучего космодрома «Морской старт». В конце 2018 года S7 Group была переименована в S7 AirSpace Corporation, а спустя несколько дней S7 Space анонсировала создание орбитального космодрома на базе элементов МКС. В группу компаний входят более десяти участников: S7 Airlines, авиационный учебный центр, компания по техническому обслуживанию и ремонту авиатехники, а также плавучий космодром. Впрочем, по последней информации, единственный в стране проект частного космодрома решено свернуть. S7 Space готовится к продаже «Морского старта» дочерней компании «Росатома». База Myseldon высоко оценивает благонадежность авиакомпания S7, отмечая среди факторов высокий уровень уставного капитала, своевременную сдачу отчетности и наличие банковских гарантий.

Самолет

Чуть более года назад 31 марта в авиакатастрофе погибла сооснователь и председатель совета директоров группы компаний S7 Наталия Филева. Вместе с ней погиб отец Валерий Карачев и пилот Андрей Дыкун.

Ситуация диктует свои условия

Пандемия коронавируса довольно серьезно ударила по многим отраслям экономики, но серьезнее всего от кризиса пострадали российские перевозчики, когда в начале весны начали активно закрываться международные направления. Эксперты «ФедералПресс» в своих комментариях не раз отмечали, что авиация – одна из самых пострадавших отраслей экономики, но до сих пор не принято ни одного решения о компенсациях потерь авиакомпаниям. Тем не менее S7 Airlines сумела получить льготный кредит, что стало серьезной поддержкой даже для такого крупного перевозчика. В пресс-службе авиакомпании «Сибирь» не стали комментировать включение предприятия в список системообразующих.

Доктор экономических наук и директор автономной некоммерческой организации «Институт реформирования общественных финансов» Владимир Климанов в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» отметил, что предприятия в списке системообразующих должны быть из разных отраслей, в том числе и тех, кто предоставляет различного рода услуги.

«Государственная поддержка для авиакомпаний на сегодняшний день критически важна. Без внешней помощи им не выжить. Если говорить о мерах поддержки, здесь подойдут различные меры, в частности прямое финансирование и предоставление различных льгот. Мне кажется, стоит продумать механизмы компенсации, к примеру лизинговых затрат, поскольку приобрести самолеты в условиях отсутствия финансовых ресурсов не представляется возможным», – уверен Владимир Климанов.

По мнению эксперта, то, что S7 Airlines впервые в отечественной истории вышла на первое место по числу перевозок, говорит о востребованности авиакомпании.

Самолет

Заслуженный экономист России Андрей Марголин отметил, что компании пытаются всячески попасть в перечень системообразующих предприятий.

«То, что авиация попала в перечень системообразующих предприятий, – решение вполне логичное. Но для получения помощи необходимо выполнение определенных условий. Кроме того, важен вопрос загрузки рейсов», – подчеркнул экономист.

Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев уверен, что включение компании в список системообразующих предприятий дает доступ к определенным инструментам, которые могут поддержать компанию в краткосрочной перспективе. Так, для авиакомпаний это уверенные позиции на переговорах с крупными банками о предоставлении кредитов для поддержания ликвидности.

«Сегодня для авиаперевозчиков ключевая проблема – поддержание ликвидности, ее можно поддержать двумя способами. Первый – сократить расходы за счет договоренности с лизинговыми компаниями и минимизировать расходы на персонал. Второй – привлечь ликвидность со стороны. Понятно, что на людях экономить нельзя, а простить долги банки не смогут, и потому авиакомпаниям доступ к заемным средствам важен на тех условиях, которые подъемны для перевозчиков», – считает Олег Пантелеев.

Эксперт напомнил, что правительство РФ выделило 23,4 миллиарда рублей на поддержку российских авиакомпаний, чей бизнес пострадал из-за распространения коронавирусной инфекции, но им в то же время важно получить такие меры поддержки, как снижение отчислений в фонды, чтобы расходы на персонал можно было сократить, а также установить нулевой НДС на все без исключения пассажирские перелеты в качестве системной меры поддержки отрасли. Олег Пантелеев в свою очередь подчеркнул, что авиакомпания S7 Airlines серьезно пострадала от пандемии.

«Авиакомпания раньше других игроков на рынке столкнулась с трудностями, поскольку у нее были полеты в Китай, которые в числе первых были отменены. С другой стороны, у авиаперевозчика имеется мощный транзитный узел в Новосибирске, где падение с перевозками было гораздо меньше, чем в столице. У авиакомпании есть сбалансированный парк самолетов, и группа S7 демонстрировала хорошую финансовую устойчивость. У меня нет особых сомнений в том, что из нынешнего кризиса авиакомпания выйдет и сможет продолжить полеты и дальше», – резюмировал Олег Пантелеев.

Фото: ФедералПресс/ Екатерина Лазарева, Елена Сычёва, pxhere.com

Сюжет по этой теме
27 марта 2020, 16:03

Компания/персона недели

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.