На несколько месяцев важность, востребованность и загруженность аэропортов по всей стране буквально рухнули по объективным причинам. Из-за эпидемии коронавируса сначала были ограничены, а потом и вовсе закрыты международные направления, сильно упали и внутренние перелеты. Масштабы бездны, в которую пандемия обрушила авиацию и аэропорты, мы узнаем нескоро. Однако на этой неделе авиакомпании открывают офисы продаж, публикуют списки открытых городов, заодно начинается продажа билетов на международные рейсы, а это значит, что в аэропортах скоро начнет возрождаться жизнь. Предваряя этот процесс, «ФедералПресс» совместно с Институтом стратегических коммуникаций и социальных проектов подготовили рейтинг удобных аэропортов. Подробности – в нашем материале.
В качестве объекта исследования были выбраны 11 аэропортов, расположенных в различных федеральных округах – от Юга и Поволжья до Дальнего Востока. При этом были исключены аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга, поскольку они находятся в заведомо другой «лиге» – значительная часть внутренних рейсов и междугородних выполняются через эти хабы. Практически все города, которые мы брали для рассмотрения, входят в число миллионников за исключением Владивостока (605 тыс.) и Тюмени (789 тыс.). Тем не менее авторы исследования сочли возможным включить их в сравнение, учитывая, что Владивосток является важнейшим транспортным узлом на Дальнем Востоке и не учитывать его значимость нельзя, а Тюмень растет настолько динамично, что имеет все шансы стать миллионником в ближайшее десятилетие. Аэропорт этого города недавно прошел сильную реконструкцию, направленную именно на этот статус. Помимо этого, в рейтинг вошли аэропорты Новосибирска, Екатеринбурга, Казани, Ростова-на-Дону, Самары, Красноярска, Челябинска, Перми и Волгограда.
Целью рейтинга было понять, насколько комфортно людям пользоваться аэропортами в городах-миллионниках, то есть трудно ли добраться до аэровокзала, много ли там очередей и как в целом аэропорт справляется с объемом пассажиров. Для этого специалисты Института стратегических коммуникаций и социальных проектов проанализировали такие характеристики, как пропускная способность аэропорта, заполненность, общий пассажиропоток и расстояние от центра города, а также каким транспортом можно добраться и сколько придется отдать за такси.
Миллион туда, миллион сюда
По пассажиропотоку побеждает Новосибирск – за год через аэропорт Толмачево проехало почти 6,75 млн человек. Екатеринбург немного отстает по этому показателю – примерно на 300 тыс. С одной стороны, это закономерно – из всех перечисленных городов Новосибирск лидер по населению, а Екатеринбург расположен на втором месте. С другой стороны, Новосибирск находится довольно далеко от европейских направлений. Вероятно, Толмачево во многом становится «воротами в Азию». Аэропорт Казани занял третью строчку с почти двукратным отставанием – менее 3,5 млн человек. Аутсайдером по этому показателю стал волгоградский Гумрак. Его посетили чуть более 1,2 млн пассажиров за год – этот аэровокзал проиграл даже маленькому Владивостоку и его Кневичам.
Связанный с этим критерием параметр средней заполненности расположил аэропорты в аналогичном порядке. Для его расчета аналитики взяли общий пассажиропоток, поделили его на количество дней в году и на 18 часов, взяв в качестве условно нерабочего периода шесть часов ночного времени. В результате оказалось, что через Толмачево в среднем проходит 1027 человек в час, через Кольцово – 968 человек, а через Гумрак – всего лишь 185.
Социальная дистанция у трапа
Однако понять, насколько это много или мало, можно, оценив возможности инфраструктуры аэропорта и относительную заполненность. По пропускной способности вне конкуренции оказался ростовский аэропорт Платов, построенный к чемпионату мира по футболу. Он рассчитан на то, чтобы «переработать» 2 тыс. пассажиров в час, и у него явно есть потенциал к росту – его относительная заполненность не превысила 23 %. Стоит сказать, что этот критерий явно показывает другую картину – не только амбиции областных властей, по чьему заказу проектируются и реконструируются аэропорты, но и то, насколько они переплетаются с реальной жизнью. Второй по мощности из указанных в рейтинге аэропортов – Толмачево, загружен в среднем примерно на 57 %, а екатеринбургский Кольцово и вовсе возглавляет рейтинг по этому направлению – 88 %.
Переживший несколько лет назад новое рождение тюменский аэропорт Рощино, рассчитанный на 600 пассажиров в час, тоже пользуется популярностью – 2 млн человек в 2019 году и заполненность на 52 %. У всех остальных воздушных гаваней этот показатель гораздо ниже, а абсолютный аутсайдер – Владивосток. При довольно большом потенциале Кневичи в среднем загружены на 15 %.
«До центра за сотку»?
И, наконец, важный показатель для посетителей аэропорта – как быстро, удобно и дешево можно добраться до него из центра города, ведь, как правило, воздушные ворота расположены за городской чертой. Наиболее выигрышное положение тут у Тюмени – от центра города до Рощино лишь 14 км. Вместе с реконструированным аэропортом «в чувство» привели и дорогу к нему: несколько маршрутов междугородных и муниципальных автобусов довезут до места назначения достаточно быстро. Если же есть необходимость использовать такси, из центра оно может обойтись примерно в 300 рублей.
Наименее комфортная ситуация складывается в Ростове – до аэропорта из центра города добираться предстоит 43 км, при этом действует единственный маршрут общественного транспорта. Такси обойдется в сумму более тысячи рублей.
«Ждем разрешения на международное авиасообщение»
«Ситуация для аэропортов складывается довольно непростая, однако о закрытии воздушных гаваней речи не идет. Снижение пассажиропотока ожидаемо произошло на фоне введения ограничений на передвижение между странами. Последний раз высокий приток пассажиров был зафиксирован 7 марта, когда вылетело на 7 % пассажиров больше, чем годом ранее, потом пошло снижение. В месяцы, когда россияне проводили время на самоизоляции, пассажиропоток снижался в моменте до 70 % (в зависимости от аэропорта). Но как только ограничения в России стали смягчаться, стало фиксироваться постепенное возвращение к мартовским показателям. Сейчас важно отследить динамику, когда будет разрешено авиасообщение с зарубежными странами. Она покажет, как быстро смогут восстановить свои позиции аэропорты», – прокомментировал ситуацию первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева