Top.Mail.Ru
Экономика
Приморский край
0

Крабовая программа как билет в будущее. Как сейчас работает Находкинский судоремонтный завод?

Находкинский судоремонтный завод – одно из самых крупных предприятий на Дальнем Востоке.
Находкинский судоремонтный завод – одно из самых крупных предприятий на Дальнем Востоке

Экономический кризис 2020 года, ставший следствием мировой коронавирусной пандемии, сыграл злую шутку с представителями не только малого и среднего, но и крупного бизнеса. Предприятия находят любые возможности, чтобы оставаться на плаву. Многим помогает государство специальными программами. Одним из таких предприятий является Находкинский судоремонтный завод в Приморском крае. Его история и положение – в рубрике «Компания недели» на «ФедералПресс».

От ремонта к строительству

Находкинский судоремонтный завод – одно из самых крупных предприятий на Дальнем Востоке. Оно появилось в 1951 году после издания приказа № 4 «Об организации докового участка на строящемся заводе № 4 в бухте «Находка». И в том же году в бухте установили первый плавучий док. И если изначально завод занимался только ремонтом и производством металлоконструкций, то в 1973 году подключился к строительству рыболовных судов, теплоходов, барж и зачистных станций.

Девяностые годы стали очередным этапом в перепрофилировании предприятия. В 1992 году завод перешел от государства в собственность акционеров, а в 2001 году владельцы провели реорганизацию единого имущественного комплекса.

Сейчас Находкинский судоремонтный завод работает с рыбодобывающими компаниями и строит сторожевые корабли для пограничного управления Федеральной службы безопасности РФ. Необходимо отметить, что именно здесь строились и собирались конструкции для мостов через бухту Золотой Рог и пролив Босфор.

На сегодняшний день АО «НСРЗ» входит в список системообразующих предприятий Приморского края. Заводу принадлежит девять причалов длиной 1656 метров и морской терминал площадью 18,04 гектара. Общая площадь производственных мощностей – 32 гектара. Всего на предприятии работает около 900 человек.

Выход из кризиса и успехи

В 2010-х годах Находкинский судоремонтный завод переживал серьезный кризис. Цеха были полупустыми, часть производственных мощностей простаивала. Кроме того, у предприятия были большие долги перед Тихоокеанским флотом и коммерческими кредиторами. Задолженности только росли, и выхода, казалось, не было.

Нельзя сказать, что НСРЗ был на грани закрытия, но дело явно шло к этому. Сокращалось число сотрудников предприятия. Не сыграл в этой ситуации на руку и тот факт, что в 2013 году НСРЗ признали одним из недобросовестных работодателей Приморья: работникам задерживали зарплату, не выплачивали ее в полном объеме.

Переломить ситуацию удалось новому генеральному директору Николаю Болгару. Он работал на предприятии с середины 80-х годов прошлого века и от обычного инженера-строителя вырос до директора ООО «Судотехсервис-НСРЗ».

В 2017 году он сумел закрыть долги перед работниками и ранее уволенными сотрудниками. С тех пор проблем с зарплатой на заводе не было – НСРЗ пошел на поправку. Руководству предприятия удалось реструктуризировать долги и подготовить базовую концепцию развития с 2019 по 2023 год. К 2018 году на заводе работало уже 700 человек, а в этом году численность сотрудников приблизилась к 900.

Сейчас АО «НСРЗ» является резидентом Свободного порта Владивосток, принимает участие в национальном проекте по производительности труда. В ближайшее время на заводе планируют построить новый судостроительный комплекс по серийной постройке рыбопромысловых судов. На реализацию этой инициативы нужно около 120 миллионов рублей.
Согласно открытой базе данных проверки контрагентов Rusprofile.ru, АО «Находкинский судоремонтный завод» имеет уставной капитал в размере 47 175 190 рублей. Учредителем компании и 100-процентным держателем акций является АО «МП Групп». В базе данных компании присвоен статус высокой надежности, а в топ-5 главных коммерческих партнеров по госзакупкам входят: АО «ЦСД», АО «ДЦСС», ПУ ФСБ России по Приморскому краю, Минтранс Камчатского края и КГУП «Примтеплоэнерго». Согласно финансовой отчетности, прибыль предприятия в 2018 году составила 1,3 миллиона рублей, а годовая выручка – 1,4 миллиарда рублей. Главными конкурентами НСРЗ являются ООО «Дальзавод», ПАО «Славянский ПРЗ» и АО «ТСПК».

Крабовые аукционы и новые заказы

В мае 2019 года президент РФ Владимир Путин подписал закон об инвестиционных квотах на добычу краба на Дальнем Востоке и Севере. Согласно документу, частные компании должны выкупить у государства право добывать краба на определенных территориях. Кроме того, предприятиям нужно обязательно построить специальные краболовные суда, заказать которые можно только на российских судостроительных заводах. Поэтому в 2020 году многие российские верфи получили заказы на строительство краболовов, и Находкинский судоремонтный завод не стал исключением.

От группы компаний «Антей» и Тихоокеанской рыбопромышленной компании НСРЗ получил заказ на строительство восьми судов краболовов. Соглашение между предприятиями было подписано еще в апреле 2020 года.

2 июня сотрудники Находкинского СРЗ заложили кили для краболовов. Торжественная церемония прошла в онлайн-формате – в ней приняли участие губернатор Приморья Олег Кожемяко и полпред ДФО Юрий Трутнев.

«Это событие можно считать историческим не только для Дальнего Востока, но и всей страны – в новейшей истории России еще не было прецедентов по воздвижению такой большой серии судов, предназначенных для работы не только в Дальневосточном бассейне, но и в Северном бассейне РФ», – отметил тогда полномочный представитель президента РФ в ДФО.

В настоящее время на заводе уже готовы закладные секции и часть секций днищевых блоков для всех восьми судов. Кроме того, производство готовится к формированию корпусов судов.

Борьба с экономическим кризисом

Начало строительства новых судов на Находкинском судоремонтном заводе – несомненный успех для всего Приморского края. Сотрудники предприятия продолжали работать даже тогда, когда все остальные были вынуждены приостановить свою деятельность. Министр промышленности и торговли Приморского края Сергей Калитин еще в апреле 2020 года заявил, что в условиях нынешнего экономического спада гарантия по рабочим местам – невероятно важно. По его словам, краевые власти будут делать все возможное, чтобы приморские судостроительные предприятия получали больше заказов на строительство краболовов.

«Краболовы подходят под программу инвестиционных квот, поэтому судовладельцам сейчас выгодно строить их у нас. При строительстве судов на дальневосточных верфях государство компенсирует им часть затрат», – сказал руководитель Находкинского завода Николай Болгар.

Генеральный директор отметил, что в ближайшее время Тихоокеанская рыбопромышленная компания закажет у НСРЗ еще два краболова. Таким образом число новых судов, которые построят в Находке, вырастет до десяти. Судя по всему, Находкинский судоремонтный завод – одно из немногих предприятий, которому проще переживать экономический кризис.
В июне 2020 года министр экономического развития Приморья Наталья Набойченко заявила, что кризис сказался на всей экономике региона, а ущерб, причиненный краевому бюджету, составляет пять миллиардов рублей.

«Весь мир будет жить по новым правилам. Если говорить о восстановлении объемов экономики, то уровня 2019 года мы достигнем только к концу 2020 – началу 2021 годов. В этот период нам важно сохранить занятость жителей края, деятельность предпринимателей, помочь им в реализации начатых проектов. Кроме того, важным остается вопрос сохранения доходов краевого бюджета, а сегодня мы наблюдаем снижение поступлений от налогов», – отметила чиновница.

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов рассказал, что недавно получил приглашение от завода занять место в совете директоров. Он отметил, что в совете уже заседает глава группы компаний «Антей». Эксперт отметил, что сотрудничество рыбопромышленников и судостроителей – это очень хороший знак.

«Находкинский судоремонтный завод всегда был одним из лидеров в своей сфере на Дальнем Востоке. Потом на предприятии создали металлоконструкции для строительства Золотого и Русского мостов. Но позже на заводе действительно начались проблемы. Но у предприятия сменились собственники, руководить заводом начали грамотные менеджеры. Сегодня АО «НСРЗ» дает работу почти тысяче человек. Это уже серьезное предприятие, важное для развития Находки», – рассказал Мартынов.

Специалист рассказал, что на заводе будут строить серийные краболовы. По его словам, очевидно, что после крабовых аукционов некоторые компании предпочтут строить новые суда не на Дальнем Востоке. Но в любом случае они все равно придут в дальневосточные воды и ремонтировать их будут тоже здесь. Поэтому Находкинский завод не останется без работы.

«Развитие судостроения повлечет за собой развитие судоремонта. А сейчас тем более рыбопромышленники и судостроители настроены на серьезное сотрудничество. У нас получилась настоящая дружба. Я не помню ни одной другой компании, где глава Ассоциации рыбохозяйственных предприятий заседает в совете директоров. Уверен, этот эксперимент увенчается успехом», – добавил Мартынов.

Фото: www.nsry.ru

Сюжет по этой теме
27 марта 2020, 16:03

Компания/персона недели

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.