Камчатский край – один из самых известных регионов Дальнего Востока. Регион, расположившийся на полуострове, известен как самая настоящая «рыбная житница», а также как край вулканов. Край очень слабо заселен. На огромной площади в 464 тысячи квадратных километров живет всего 313 тысяч человек. Это чуть больше, чем, например, в Кургане. Кроме того, тут же добывают полезные ископаемые, занимаются лесным и сельским хозяйством. У региона большой потенциал, в том числе и в туристической отрасли. Однако успехи Камчатки нельзя пока назвать воодушевляющими: от края этой весной отказался даже его собственный губернатор. Что сейчас представляет собой эта отдаленная часть России? «ФедералПресс» подготовил очередной текст спецпроекта «Паспорт региона».
Земля вулканов
Большая часть местных жителей живет в столице региона – Петропавловске-Камчатском. В этом городе проживает почти 180 тысяч человек. Большая часть остальных камчатцев проживает в двух городах: Вилючинске и Елизове. Их население составляет 25 и 39 тысяч человек соответственно. Всего же в крае 88 населенных пунктов, включая два поселка городского типа и 83 села.
На северо-западе Камчатка граничит с Магаданской областью, на севере– с Чукоткой. Через Первый Курильский пролив на юге можно добраться до Сахалинской области.
Климат на Камчатке довольно суровый, субарктический: снежная и холодная зима, короткое лето, обильные, но редкие осадки. Особую изюминку этому всему придают вулканы – они небольшими группами расположены вдоль всего полуострова. Больших и активных среди них всего несколько. Именно они периодически выбрасывают в воздух дым и пепел, так что в некоторых районах не может летать малая авиация. Для отдаленных поселков пеплопады и отсутствие связи с внешним миром– уже вполне обыденное явление.
Люди живут на Камчатке еще с каменного века – на территории полуострова находили останки и артефакты, оставленные древними людьми. Российские исследователи проникли на полуостров в XVII веке, во время активного освоения Сибири и Дальнего Востока. В 1740 году был основан Петропавловск-Камчатский – самый старый город во всем ДФО.
Освоение Камчатки всегда было тесно связано с мореплаванием: здесь оказалась очень удобная бухта, которую со временем по достоинству оценили военные. Кроме того, Охотское море необычайно богато рыбой и потому неизменно служило источником этого ресурса.
В 1956 году Камчатка стала самостоятельной областью в СССР. Статус края регион получил в 2007 году, после присоединения Корякского автономного округа. КАО сейчас является административно-территориальной единицей с особым статусом.
Политические проблемы Камчатки
Политическое развитие региона можно рассматривать как историю постепенного упадка. В 90-е Камчаткой управлял Владимир Бирюков, оставивший после себя неплохую славу. В 2000–2007 годах регионом «рулил» Михаил Машковцев, при котором и произошло объединение с Корякией. Первый губернатор новообразованного Камчатского краяАлексей Кузьмицкийпродержался у власти всего четыре года. С 2011 по 2020 годы Камчатку возглавлял Владимир Илюхин. За время его правления регион не раз оказывался в эпицентре неприятных слухов и скандалов. Местные чиновники становились фигурантами уголовных дел. Кроме того, в рейтингах по уровню доверия населения Илюхин нередко оставался на последних местах.
Однако провалы оказались громче успехов. Губернатор Илюхин, которого последние пять лет рассматривали как кандидата на вылет, пытался до последнего удержать власть. В последние месяцы он даже попытался максимально ужесточить местное антипротестное законодательство. Все это стало причиной сильного общественно-политического напряжения, сбоев в управлении и массы проблем.
Свой пост Илюхин оставил только этой весной, когда в России началась эпидемия коронавируса. Это произошло после заявления Владимира Путина о том, что в каждом регионе вопрос о режиме повышенной готовности будут решать местные власти.
Сейчас Камчатку возглавляет Владимир Солодов, бывший председатель правительства Якутии. Он и еще 14 человек собираются принять участие в избирательной гонке в сентябре 2020 года.
Рыбная житница
Несмотря на близость к Северному морскому пути, богатые ресурсы и огромный потенциал, Камчатка остается дотационным регионом. Чтобы переломить ситуацию, нужно приложить много усилий. В 2019 году бюджет региона составил 78,886 миллиарда рублей, а утвержденные расходы – 80,6 миллиарда рублей. Недостающие средства выделило федеральное правительство.
Рыболовство и рыбоводство, сельское и лесное хозяйство являются основными видами экономической деятельности в крае. Они составили больше 20 процентов от валового регионального продукта и 50 процентов от объема промышленного производства. Рыба занимает 90 процентов экспортного потенциала Камчатки: отсюда попросту больше нечего вывозить, кроме полезных ископаемых и древесины. Как отмечает экономист Максим Кривелевич, это вряд ли можно назвать недостатком, скорее наоборот.
«С удешевлением энергоносителей станет понятно, что торговля рыбой приносит больше денег, чем нефтью и газом. Рыба – это новая нефть. В итоге Камчатка, вероятнее всего, станет центром добычи пищевого сырья», – отметил он.
Прикамчатские воды относятся к наиболее продуктивным промышленным зонам мирового океана. Здесь каждый год можно выловить около 1,5 миллиона тонн биоресурсов – без ущерба для окружающей среды. На Дальнем Востоке рыбохозяйственный комплекс Камчатки занимает главенствующее положение: в регионе добывается треть российской рыбы.
В среднем заработная плата местных жителей составляет около 79 тысяч рублей в месяц. Однако это не означает, что Камчатка – богатый регион. Здесь из-за климата и вулканов не так-то легко развивать сельское хозяйство вообще и животноводство в частности, а потому львиная доля продуктов ввозится из других регионов или из-за рубежа. Кроме того, здесь высокие тарифы на коммунальные услуги: развивать энергетический потенциал Камчатки тоже оказалось сложно. Местные власти работают над несколькими проектами, которые должны устранить некоторые проблемы, однако пока все идеи находятся на стадии разработки.
Впрочем, статистика говорит о том, что с экономической точки зрения регион развивается неплохо. В прошлом году Камчатка вошла в число регионов с наиболее высокими темпами наращивания экономического и налогового потенциала. Кроме того, край занимает третье место среди регионов ДФО в рейтинге инвестиционной активности. Как отмечают в Корпорации развития Камчатки, только на прошлом ВЭФ край заключил соглашения на сумму 47 миллиардов рублей.
«Наиболее крупным проектом является курортно-санаторный комплекс «Азиатская деревня» – на него выделят 39 миллиардов рублей. Одним из основных инвесторов является гонконгская компания Sun Group. Еще одним проектом является пятизвездочный отель в Петропавловске-Камчатском», – пояснили в пресс-службе корпорации.
Перспективы
Сейчас довольно сложно говорить о будущем Камчатки: слишком уж много факторов, которые практически невозможно изменить. Тут и суровые климатические условия, и дорогая логистика, и многое другое. Однако подвижки в развитии края все-таки есть. В регионе упорно развивают сферу добычи полезных ископаемых и туризм. Здесь уже добывают золото и серебро, а также уголь, драгоценные камни, платину и даже лечебную грязь.
Кроме того, в 2015 году в регионе создали территорию опережающего развития «Камчатка», где сразу начали развивать перспективные проекты. Например, в ближайшие несколько лет там появятся сразу два горно-обогатительных комбината. Премьер-министр Дмитрий Медведев еще в 2018 году подписал постановление о включении двух новых участков в состав ТОР «Камчатка». На одном из участков построят подземный рудник, а также модернизируют местную золотоизвлекающую фабрику. В год здесь будут добывать и перерабатывать до 500 тысяч тонн руды.
Также ТОР поможет инвесторам освоить в полной мере сразу три золотоносных месторождения: Золотое, Кунгурцевское и Угловое. Здесь будут добывать по 200 тысяч тонн золотой и серебряной руды в год. Однако, по мнению экспертов, будущее Камчатки, как и многих других регионов ДФО, связано именно с рыбодобычей.
«Спрос на нее падать не будет, те же японцы из-за катастрофы на Фукусиме еще долго будут покупать рыбу, которую ловят в камчатских водах. На Камчатке ловят немало рыбы, квоты у рыбаков действительно неплохие. Из-за этого, вполне вероятно, регион сможет даже потягаться с Сахалином. Все-таки благополучие островов во многом зависит от нефтегазовой отрасли, а сейчас времена дорогих энергоносителей заканчиваются», – полагает экономист Максим Кривелевич.
Он отметил, что экономическое благополучие вряд ли станет причиной демографического роста в регионе. Наоборот, край все больше начнет уходить на вахтовый и полувахтовый режим работы. Это связано с тем, что комплексно осваивать местность по-прежнему сложно. Да и большого смысла в этом не очень много.
«В будущем регион станет богаче, это однозначно. Будут новые инвестиции, нужно же развивать рыбодобычу и рыбопереработку. Но это будут не советские рыбные колхозы, а вахтовые предприятия. Там будут работать люди из других регионов или даже стран. Появятся новые холодильники, базы подскока для флота, где можно заправиться и идти в море дальше. Местное население будет занято в сферах сервиса и туризма», – полагает эксперт.
Рекреационный сектор действительно потребует больше людей, особенно если учитывать темпы его развития. Тем более что многие потенциально успешные туристические объекты Камчатки все еще не до конца освоены.
Фото: kamgov.ru, карагинский.рф
Паспорт регионов Дальнего Востока