Общероссийское голосование по поправкам к Конституции, состоявшееся на фоне пандемии коронавируса, убедило экспертов в развитии новых инструментов, которые позволят гражданам осуществлять свое волеизъявление из любой точки не только страны, но и мира. Регионы, глядя на Москву, уже готовы бороться за право внедрять электронное голосование на своих территориях. Но пока система доступна единицам. Что мешает России перейти на голосование через интернет и сколько еще ждать решения существующих проблем, в понедельник обсудили эксперты в Общественной палате России. Подробности – на «ФедералПресс».
Опыт электронного голосования в Москве и Нижегородской области, примененный во время плебисцита по поправкам к Конституции, признан успешным. По словам первого заместителя председателя комиссии ОП РФ по СМИ Александра Малькевича, такая форма волеизъявления – это тоже своего рода проявление демократии.
Подтверждением этого в какой-то степени можно считать высокую «электронную явку» в Москве. Традиционно столичный регион менее активен и более протестен, чем остальные субъекты. Но только не в этот раз. Член Центризбиркома России Антон Лопатин уверен, что высокая явка москвичей и нижегородцев доказывает: «электронная форма голосования будет востребована и в дальнейшем».
Все опасения и риски, которые связаны с процессом, в общем-то, понятны. Во-первых, это безопасность личных данных пользователей и их волеизъявления, а также устойчивость и защищенность самой системы электронного голосования. Депутат Госдумы Антон Горелкин считает, что уже действующая система показала свою надежность – ни одна хакерская атака в течение недели общероссийского голосования не увенчалась успехом. Кроме того, он считает, что анонимность голосующего в будущем, возможно, нужно обеспечивать путем внедрения в систему биометрических данных.
Но если есть сомнения, значит, нужно наблюдение. И это второй нюанс. Здесь участники обсуждения оказались единогласны: «цифровые наблюдатели» должны взращиваться в стенах Общественной палаты, где уже наработан серьезный опыт мониторинга. Однако, как считает член ОП РФ Артем Кирьянов, нужно тщательно продумать, кто может быть признан наблюдателем за электронным голосованием. «Это должен быть сертифицированный эксперт, который мог бы проследить за соблюдением определенных требований. Базовым обучающим институтом могли бы выступать ЦИК и уполномоченные на осуществление такой подготовки органы», – отметил Кирьянов.
В-третьих, технологическая готовность к повсеместному внедрению электронного голосования. Единственная существующая система, которая и была использована в ходе плебисцита, – московская. Можно даже сказать, что на текущий момент она совершенна. Но для внедрения по всей стране ее недостаточно. Эксперты уверены, что это должна быть некая федеральная система, заведенная на Центризбирком.
По мнению генерального директора Регионального центра интернет-технологий Сергея Гребенникова, в России есть регионы, в которых цифровая грамотность людей даже выше, чем в Москве. Поэтому опасения, что внедрение электронного голосования у жителей провинциальной России вызовет трудности, напрасны. Вопрос именно в технологической готовности самих регионов. «Шансы, что у нас будет повсеместное онлайн-голосование, очень велики, – уверен Гребенников, – пользователи заинтересованы и готовы».
Сказать, когда такая система будет разработана и когда у регионов появятся возможности для ее внедрения, пока сложно. Очевидно, что это не будет сделано к ближайшему единому дню голосования. Но, как отметила секретарь ЦИК РФ Майя Гришина, точно можно сказать, что в Москве электронное голосование прижилось и будет использоваться на выборах всех уровней. «Существует огромный запрос, чтобы возможности электронного голосования распространилась и на жителей других регионов, так как люди очень мобильны и могут не знать, где они точно будут в день голосования. Но без федерального компонента внедрить электронное голосование либо в отдельных регионах, либо для отдельных категорий граждан невозможно, нужно решение на федеральном уровне», – отметила Гришина.
Вместе с тем существует еще одна серьезная проблема, с которой столкнулись москвичи и нижегородцы во время регистрации на общероссийское голосование. Многие получили отказ в приеме заявлений из-за отсутствия единой межведомственной базы. Проще говоря: человек переехал в Москву, зарегистрирован в столице, имеет учетные записи и на Госуслугах, и на портале mos.ru, но по-прежнему значится в списках избирателей региона, из которого он уехал. В этом случае пользователь получал отказ в использовании электронного голосования. «Важно создать единую базу, – уверена Майя Гришина. – Пока в стране такой базы нет. От этого страдают все, в том числе избиратели: какое-то одно ведомство не сработало, и в список избиратель не попал. Нужен электронный формат списков».
Как раз этот вопрос почти решен – в стране будет создан единый реестр данных всех россиян. Только появится он не раньше 2025 года. Но это уже вряд ли замедлит разработку и повсеместное внедрение систем электронного голосования.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева