Top.Mail.Ru
Экономика
Камчатский край
0

Перспективы на будущее. Почему рыбная промышленность Камчатки годами топчется на месте

12 лет подряд Камчатский край является лидирующим регионом страны по добыче водных биоресурсов
12 лет подряд Камчатский край является лидирующим регионом страны по добыче водных биоресурсов

Камчатский край – один из самых рыбных регионов России. Там добывается треть всех биоресурсов страны. Именно с рыбодобычей связаны основные экономические перспективы Камчатки. Между тем за прошедшие годы в этой отрасли накопилось много проблем, которые только-только начинают решаться. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Арктический маршрут

12 лет подряд Камчатский край является лидирующим регионом страны по добыче водных биоресурсов. Здесь ловят почти половину дальневосточной рыбы. В общероссийских уловах доля Камчатки составляет 30 %. По различным оценкам, рыболовецкая отрасль региона дает до четверти всего ВРП Дальнего Востока, если учитывать не только вылов биоресурсов, но и заработки смежных отраслей. Речь идет о заработках нефтяных, судоремонтных, транспортных, перерабатывающих компаний, которые обслуживают рыбаков.

В то же время Камчатский край пока не смог стать флагманом отрасли даже в пределах ДФО. Отдаленность, нехватка инфраструктуры и инвестиций – эти факторы существенно тормозят экономическое развитие. Взять, например, сферу логистики. Мало ведь добыть рыбу – ее нужно доставить до покупателя.

Здесь Камчатка плотно завязана на Приморский край. Большую часть биоресурсов, которые ловят на полуострове, отправляют именно туда. Причина проста: Приморье обладает отлаженными маршрутами поставки в западную часть страны. Именно поэтому там аккумулируются основные запасы дальневосточной рыбы.

При этом инфраструктуру Приморья нельзя назвать совершенной. Так, регион не обладает достаточными мощностями для хранения биоресурсов. В разгар путины рыбу становится попросту негде хранить – из-за этого в портах образуются «пробки». Уловы той же Камчатки реализуют с запозданием, что ведет к убыткам компаний и удорожанию рыбы. Эта проблема сохраняется уже много лет, и к ее решению начали приступать только недавно, после назначения нового врио губернатора. Решение логистических проблем стало одним из пунктов предвыборной программы Владимира Солодова. Оно, в общем-то, лежит на поверхности: максимальное использование Северного морского пути. Сейчас рыбу по нему возят очень редко, хотя первый такой рейс состоялся еще в 2011 году.

«Использование арктического маршрута сократит сроки доставки рыбы на запад страны вдвое. Сейчас наши биоресурсы идут в Санкт-Петербург по железной дороге две с половиной недели. Вопрос сроков очень важен во время ежегодной красной путины», – заявлял Солодов во время майского совещания с президентом страны.

Владимир Путин поручил детально проработать вопрос использования Севморпути. Однако эксперты отмечают: одного поручения мало. Транспортировка через Арктику буксовала не из-за недальновидности камчатских чиновников: здесь речь идет о более глобальных проблемах. Прежде всего, Севморпуть все еще очень слабо развит. Основные его недостатки – нехватка береговой инфраструктуры и слабая связь с другими транспортными маршрутами (прежде всего железнодорожными). Это существенно ограничивает возможности его использования.

Работа по обустройству Севморпути, конечно, идет – но не так быстро, как хотелось бы. Этот вопрос обсуждают в правительстве России каждый год, и перечень проблем особенно не меняется. Несмотря на то, что сейчас к проблеме привлекли внимание Путина, ожидать серьезных подвижек вряд ли стоит. Полпред президента Юрий Трутнев, отвечающий за развитие Дальнего Востока и Арктики, еще весной заявил: в этом году Севморпуть останется без изменений.

«Сейчас таких планов нет. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, сложная ситуация с эпидемией коронавируса. Во-вторых, снижение спроса на топливо во всем мире. Эти вещи сказались на экономике», – пояснил он.

В общем, как принято говорить у чиновников, проблема системная. По щелчку пальцев ее не решить, даже если очень захотеть. Помимо всего прочего, западные компании не горят желанием вкладываться в освоение арктического маршрута. Прежде всего из-за серьезных рисков для экологии. Данный фактор также снижает возможные темпы развития Севморпути.

Ни холодильников, ни рабочих рук

Еще одна проблема камчатской рыбопромышленности – слабая инфраструктура. Мы уже писали, что в том же Приморье не хватает холодильников для хранения уловов. Однако на самой Камчатке ситуация еще хуже. Местным компаниям катастрофически не хватает складов. В 2018 году, например, в регионе выловили полмиллиона тонн лосося – это рекордная цифра. И при этом часть улова некуда было деть: и камчатские, и приморские склады оказались загруженными. В итоге значительная частьрыбы отправилась в Китай и Южную Корею – в том числе первоначально предназначавшаяся для российского рынка.

При огромных уловах нехватка инфраструктуры становится настоящей головной болью. Как отмечают в министерстве рыбного хозяйства Камчатского края, за последние несколько лет в регионе появился целый ряд мощностей. Их строительством занимаются терминал «Сероглазка», Рыболовецкий колхоз им. Ленина и ряд других крупных компаний.

«Одним из важных проектов является реконструкция терминала «Сероглазка», который входит в группу компаний «Норебо». К 2022 году там должны реконструировать причал – его глубина составит 14 метров. Это позволит принимать действительно большие суда. Например, лихтеровоз «Севморпуть». Проект открывает перспективы для развития перевалки рыбы в регионе», – рассказали «ФедералПресс» в министерстве.

Однако до полного решения проблемы пока далеко. Одним из сдерживающих факторов является нехватка свободной земли вокруг крупнейших портов. А между тем без расширения мощностей невозможно расширение поставок рыбы через Арктику. Эти вещи напрямую взаимосвязаны.

Не стоит забывать и об извечной нехватке рабочих рук – это проблема всей камчатской экономики. Из региона тридцать лет кряду уезжают местные жители, а привлекать специалистов в отдаленный край не так-то просто. Как говорится, ты можешь построить сто холодильников, но какой в этом смысл, если их некому обслуживать?

Эксперты отмечают, что еще одна трудность, связанная с развитием рыбной промышленности региона, – это отсутствие четкой стратегии на будущее. Сейчас на Камчатке действует госпрограмма по развитию рыбохозяйственного комплекса до 2020 года. Разработана она еще в начале «десятых», а потому морально устарела. Программа больше ориентирована на количественные показатели, а не на комплексное развитие отрасли. Создание современного вектора развития рыбной промышленности будет одной из задач нового губернатора региона.

Во многом от этого будет напрямую зависеть будущее Камчатки. Как отмечает экономист Максим Кривелевич, есть большой риск того, что край станут развивать по прежним лекалам. Бесконечные попытки глубоко освоить регион, привязать местное население к земле и так далее. Эксперт считает, что такой подход является контрпродуктивным.

«Советский Союз в свое время допустил большую ошибку, начав осваивать такие места, где действительно некомфортно жить. Есть территории, которые нет смысла осваивать иначе, нежели вахтовым методом. Камчатский край как раз относится к ним. Регион, тем более так плотно связанный с добывающей промышленностью, должен уходить на полувахтовый режим работы. Я скептически отношусь к идее его реиндустрилиазации. Если уж на Сахалине не получилось, то что говорить о Камчатке», – рассказал он «ФедералПресс».

Фото: kamgov.ru

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 06:00

Паспорт регионов Дальнего Востока

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.