Двенадцать тысяч москвичей оказались рядом с соседом, которого никому не пожелаешь, – асфальтобетонным заводом. Под окнами у семей, многие из которых семьи военнослужащих, царят неприятный запах, пыль и вредные выбросы. Люди вынуждены жить с закрытыми окнами. Парадоксальность ситуации в том, что это не асфальтовый завод появился рядом с жилым комплексом, а наоборот. Как такое могло получиться, выяснял «ФедералПресс».
Густой дым и едкий запах
В Молжаниновском районе Москвы семьи военных, включая три тысячи детей, оказались по соседству с вредным производством. По СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предприятие такого рода должно располагаться не менее чем в 500 метрах от жилых домов и детских дошкольных учреждений, однако в данном случае все нормы нарушены.
Люди подготовили соответствующую петицию Сергею Собянину и опубликовали ее на сайте change.org. Под ней подписались около тысячи человек. Обращение отправлено и на сайт мэра столицы. Житель Молжаниново Виталий Лачков попросил Сергея Собянина принять меры в отношении ООО «Мосасфальт-Н». «Аренда продлевается Москвой в лице департамента каждые 5 лет. Неоднократно фиксировались нарушения природоохранного законодательства и прав граждан на безопасное проживание. Экология жилого района «накрыта» густым дымом и едким запахом от плавления битума», – отмечает Лачков.
Местные жители просят не продлевать аренду земельных участков Москвы под АБЗ ООО «Мосасфальт-Н». А когда участок будет освобожден от вредного производства, использовать его под объекты, которых в районе пока нет: дом творчества, бассейн, музыкальную школу и т.п.
Как сообщил местный житель Камолиддин Мирзоматов, во время работы завода происходит интенсивный выброс загрязняющих веществ (неорганическая пыль, дым). «В воздухе ощущается сильный химический запах, что говорит об отсутствии специальных устройств по очистке выбросов от вредных загрязняющих веществ», – добавил москвич.
Общественный активист, руководитель проекта «КуркиноLife» Марк Бабушкин вместе с корреспондентом «ФедералПресс» отправился на место. Запах действительно есть. Близость жилых домов даже доказывать не нужно – это видно невооруженным глазом. По словам Бабушкина, предприятие находится менее чем в 200 метрах от жилых домов, ни о каких нормативных 500 метрах речи не идет. «Запах распространяется в сторону жилых кварталов. Люди страдают, и администрация завода оказалась в той ситуации, что снести предприятие сложно. Но какие-то компромиссные варианты однозначно нужны. Ведь идет выброс канцерогенных веществ, которые, накапливаясь в организме, могут способствовать развитию онкологических заболеваний. В зоне поражения оказались и детские сады. И на здоровье детей, получающих такой запас вредных веществ, отразится близость с заводом. Мы получим поколение больных детей», – комментирует Марк Бабушкин.
Друг Лужкова и Сердюкова
Предприятие, построенное намного раньше жилого комплекса, эксплуатирует фирма ООО «Мосасфальт-Н» – организация с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Владельцев асфальтобетонного завода по-своему можно понять: работали себе спокойно, а тут неподалеку от них вырастает жилая застройка. И вопросы уже возникают не столько к действующему предприятию, а к чиновникам – как застройщику удалось получить разрешение на строительство жилого микрорайона в санитарной зоне.
Первый скандал в Молжаниново разгорелся еще в 2014 году. Тогда военные потребовали прекратить заселение микрорайона, дома в котором построены без разрешительных документов и грубыми технологическими нарушениями. Застройщиком выступала скандальная столичная компания СУ-155.
Возведение жилья в Молжаниново началось в 2011 году. Дома для военнослужащих (на тот момент министром обороны был одиозный гражданский чиновник Анатолий Сердюков) строились на территории промзоны «Подрезково», где в соответствии с требованиями СанПиНов разрешено возводить только производственные и культурные объекты. Кроме того, требовалось согласование от аэропорта Шереметьево, который находится неподалеку, но СУ-155 посчитало это лишним. Более того, удивительным образом застройщик законность строительства жилья в Молжаниново доказал в суде. А в 2015 году СМИ писали, что СУ-155 построило для военных кривую многоэтажку. «Дом оперся, скажем так, на твердое вкрапление, и чуть накренился. Мы его выправили», – спокойно заявил тогда учредитель и гендиректор компании Михаил Балакин.
Бизнесмен Балакин – в Москве, можно сказать, личность легендарная. Созданная им еще в 1993 году компания СУ-155, начиная с 2004-го, ежегодно сдавала свыше миллиона квадратных метров жилья и считалась крупнейшим застройщиком многоквартирных домов в стране. Но в 2016 году было объявлено о ее банкротстве, которое длится до сих пор. Согласно базе проверки контрагентов Seldon, СУ-155 выступает ответчиком по 2,8 тысячи арбитражных дел на общую сумму свыше 127 млрд рублей и имеет незакрытых 2,2 тысячи открытых исполнительных производств более чем на 2 млрд рублей.
Михаил Балакин был на хорошем счету в столичной мэрии. В 2000 году по протекции тогдашнего градоначальника Юрия Лужкова он оставил СУ-155 и перешел на руководящую должность в столичный комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции, но через пять лет снова вернулся в бизнес.
В 2014 году Балакин стал депутатом Мосгордумы от ЛДПР (как раз на фоне недовольства военнослужащих в Молжаниново). В 2018 году он решил баллотироваться в мэры столицы и стал кандидатом от партии «Союз горожан», которую называют детищем политтехнолога и великого мастера масонской ложи России Андрея Богданова. Впрочем, зарегистрироваться кандидатом Балакину удалось только по решению суда и, как тогда говорили, не без помощи Юрия Лужкова.
Но на этом связи Балакина с сильными мира сего не ограничиваются. Он был хорошо знаком с тем самым экс-министром обороны Анатолием Сердюковым, который и заказывал жилье для военных: СУ-155 в середине нулевых стало лидером по объему госзаказа на возведение жилья для военнослужащих. Более того, филиал СУ-155 в Санкт-Петербурге какое-то время возглавляла Евгения Васильева – при Сердюкове начальник департамента имущественных отношений Минобороны, член совета директоров ОАО «Оборонсервис». Она оказалась замешана в коррупционном скандале, который разгорелся в Минобороны в 2012 году и повлек отставку Сердюкова. В мае 2015 года Васильеву приговорили к пяти годам лишения свободы за мошенничество.
В общем, бизнес СУ-155 и его руководителя Михаила Балакина успешно развивался при мэре Лужкове, министре Сердюкове и его протеже Васильевой. Однако доля госзаказа в кошельке застройщика стала стремительно редеть с приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу, который в конце 2012 года прикрыл «кормушку»: он отказался от госзаказов на строительство жилья и ввел механизм субсидирования. Правда, ряд проектов, в том числе в Молжаниново, у СУ-155 по госзаказу еще оставались. Возможно, когда стало понятно, что легких денег больше не видать, застройщик и решил обойтись при возведении нового жилкомплекса, что называется, «малой кровью».
Нужна независимая экспертиза
Контролирующие службы в курсе ситуации, сложившейся на севере Москвы. Привлеченная лаборатория провела замеры, но вредных веществ не обнаружила. Однако, по словам местных жителей, их на проведение замеров не пригласили, и вполне возможно, что было что-то упущено. «Замеры проходили на шоссе, а не возле жилых домов. Мы их не видели», – рассказывает москвичка Елена Петрова.
Местный житель Камолиддин Мирзоматов считает, что нужно организовать мониторинг состояния атмосферного воздуха, в том числе в ночное время, и выявить источник загрязнения и появления запахов, установить степень вреда и привлечь виновных к ответственности.
Активисты просят собрать рабочую группу, куда бы вошли местные депутаты, жители, представители администрации, а также независимые эксперты. Кроме того, нужно установить замеряющий прибор, который работал бы круглосуточно в течение длительного времени.
Горожан поддержали и в районной администрации. И.о. главы муниципального округа МолжаниновскийСергей Самойлин рассказал «ФедералПресс», что асфальтобетонный завод действительно создает дискомфорт для жителей. «Мы обращаемся в надзорные органы, органы исполнительной власти, чтобы решить проблему. Нужно обеспечить объективный контроль с привлечением депутатов и жителей», – заявил Самойлин.
По словам муниципального служащего, работа должна вестись с привлечением независимой лаборатории. При этом надо запустить завод на полную мощность с учетом Розы ветров. «Это обеспечит нам ясную картину обстановки, позволит собрать предложения, как решить проблему. Вариантов вижу несколько. Либо перенести завод на безопасное расстояние, либо провести модернизацию фильтров, которые установлены на предприятии, – предложил Самойлин. – Есть опыт Европы, Германии в частности, где такие заводы находятся в черте города, но не создают дискомфорта для жителей».
Похожая позиция и у активиста Марка Бабушкина. Он считает, что надо искать взаимоприемлемые варианты, чтобы завод остался, и жители находились в более комфортных условиях. «Возможно, закупить оборудование, чтобы не было выбросов. Или завод перенести, убрать, а предпринимателям компенсировать затраты. Но оставлять ситуацию просто так нельзя», – уверен активист.
Остается вопрос, каким образом застройщик получил разрешение на строительство в санитарно-защитной зоне завода? А ко всему прочему буквально через забор от жилых домов – старое Черкизовское кладбище.
«ФедералПресс» подготовил соответствующие запросы в правительство Москвы и в столичную прокуратуру. Ответы надзорного ведомства и мэрии будут опубликованы на нашем сайте.
Фото: ФедералПресс / Оксана Дякина