Одним из важных направлений экологической деятельности компании ЛУКОЙЛ на протяжении многих лет является восстановление популяции водных биоресрусов. Только в этом году на программу по зарыблению водоемов в регионах присутствия компания суммарно потратит порядка 300 млн рублей. На что конкретно идут такие суммы и есть ли эффект, оценил «ФедералПресс».
Зачем нужно искусственное восстановление
О том, что восполнение биоресурсов не просто словосочетание, а трудная и затратная работа, в «ЛУКОЙЛ – Западной Сибири» знают очень хорошо по собственному опыту. Уже несколько лет нефтяники участвуют в восстановлении популяции разных пород рыб в сибирских реках.
Накануне еще один шаг, вернее взмах плавника, в самостоятельную жизнь сделали 6,7 миллиона мальков муксуна. 10 июля сотрудники компании выпустили их из озера Зимний Сор, что в Югре, в протоку Гришкина, которая впадает в мощный Иртыш.
Здесь, в реке Зимний Сор, мальки муксуна проходили своеобразную адаптацию ко взрослой жизни. За два месяца, май и июнь, личинки превращались в самостоятельных рыбок. Отметим, что Зимний Сор – водоем уникальный, благоустроенный для подрастающей молоди: тут нет хищников и разнообразная кормовая база. К июлю окрепшим и подрощенным до 1,5 граммов рыбешкам настает пора отправиться уже в дикую природу.
К слову, прежде чем попасть в этот рыбий «детский сад», многочисленное потомство из икринок выросло под присмотром ученых Югорского рыбоводного завода.
Так вот, когда настает пора выпустить мальков в свободное плавание, их пересчитывают. Так специалистам становится понятна реальная картина – скольким личинкам удалось адаптироваться и дожить до стадии малька. Для подсчета существует специальная методика – контрольное притонение. Если просто: водоем делят на условные квадраты, в каждом устанавливают контрольные точки для измерения количества мальков.
Наконец, рыбешки оказываются в реке. Пройдет три-четыре года, и из пятисантиметровых мальков вырастут рыбы куда крупнее – в среднем около 50 сантиметров в длину и весом 2–3 килограмма. Правда, говорят, что встречаются и экземпляры по 9 килограммов.
Пополняя вот так, искусственным образом, биоресурсы рек, человек компенсирует ущерб, который нанес природе. И это очень важно. Эксперты уже давно обеспокоены: некоторые ценные породы рыб в югорских водоемах на грани исчезновения. Это касается осетра, муксуна. Отдел государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по ХМАО-Югре подсчитал: если в 50–60-е годы популяция осетра насчитывала 300 тысяч особей, то сейчас – менее 50 тысяч. Грустный расклад и по сиговым: всего за 15 лет популяция муксуна сократилась вчетверо – до 500 тысяч особей.
Надо сказать, что мероприятия по восполнению биоресурсов имеют свой эффект. К примеру, нефтяники общества «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» с 2015 года участвуют в восстановлении популяции пеляди в сибирских реках. За это время суммарно было выпущено более 180 миллионов мальков в реки Обь-Иртышского бассейна на территории Югры. Сейчас пелядь– единственный ценный вид рыб, популяция которого в югорских реках восстановилась.
Работа по восполнению популяции промысловых и ценных пород рыбы в Югре проводится системно. И большая заслуга в этом общества «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь». В компании разработана целая программа природоохранных мероприятий.
«Восстановление биологического разнообразия водных ресурсов Западной Сибири– важная часть экологических обязательств нашего коллектива. Это системный вклад в поток общих усилий, главная задача которых– сохранение хрупкой экосистемы северного региона», – говорит генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» Владислав Зубарев.
Кроме целой армии мальков муксуна, которую в югорские реки выпустили нефтяники, в этом году пополнится популяция и на Ямале – около 800 тысяч муксунят попадут в реки Обь-Иртышского бассейна на территории северного соседа.
300 миллионов – на мальков
Среди причин, которые влияют на популяцию конкретно муксуна,– не только обмеление рек и браконьерство, но и строительство порта на берегу Обской губы, куда традиционно шел на зимовку муксун. Сейчас на вылов ценных сортов рыб введен запрет. Но одним запретом процесс воспроизводства вспять не повернуть. Ученые уверены: для того чтобы муксун выбрался из «демографической ямы», нужно два десятка лет регулярного воспроизводства.
За решение проблемы взялись на государственном уровне – запущен национальный проект «Экология». Там предусмотрен специальный раздел, посвященный сохранению биоразнообразия. Есть специальная программа экологической безопасности. Аналогичные пункты включены и в соглашения о сотрудничестве с нефтегазодобывающими предприятиями. В частности, с компанией «ЛУКОЙЛ».
Примечательно, что искусственное воспроизводство водных биоресурсов компания практикует не только в Западной Сибири. Восстановлением ценных пород рыб специалисты занимаются во многих регионах присутствия.
В Республике Коми в этом году, к примеру, в водоемы выпустили более полумиллиона мальков сига, готовятся к «заселению» почти 50 тысяч мальков стерляди. В реку Каму в Пермском крае выпустят за лето 85 тысяч мальков стерляди. В Волгоградской области в реку Медведицу выпустили 4 тысячи мальков стерляди. Больше миллиона молоди осетра поселится в Волге и ее водотоках. И это еще не все: в рамках проекта «Каспийской нефтяной компании» (совместное предприятие ЛУКОЙЛа, «Роснефти» и «Газпрома») состоится зарыбление водоемов Астраханской области.
Мальков рыб для заселения доставляют из разных компаний, которые так же, как и Югорский рыбоводный завод, обеспечивают полный цикл искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов на собственных мощностях.
Отметим, что суммарно в 2020 году на реализацию программы по зарыблению водоемов в регионах общество направит порядка 300 миллионов рублей.
Индикаторы здоровья природы
Нужно сказать, что восстановление популяции водных биоресурсов – важное, но не единственное направление и нацпроекта «Экология», и экологических программ крупных предприятий. Как ни крути, в природе все тесно взаимосвязано. А потому сохраняя биоразнообразие, нужно заботиться и в целом о восстановлении природного баланса. Речь идет и об обращении с отходами, и о снижении вредных выбросов в атмосферу, повышении качества воды, экологическом оздоровлении водных объектов, а также о сохранении уникальных водных систем.
А потому для крупных предприятий, таких как «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», экологические стандарты – не пустой звук. Более того, компания входит в числе лидеров по количеству внедрений уникальных экологичных технологий и оборудования, которые не наносят вреда природе. Технологии, методы и практики работы способствуют рациональному использованию природных ресурсов, снижению негативного воздействия на окружающую среду и сохранению биоразнообразия. Это подтверждает регулярный мониторинг воздуха, воды и почвы.
Самым точным индикатором эффективности вложенных усилий являются представители растительного и животного мира. Особенно чувствительны эти индикаторы в условиях Арктики, ведь экосистемы здесь отличаются повышенной уязвимостью, медленным восстановлением в условиях вечной мерзлоты.
За их состоянием ведется особое наблюдение. Минприроды России определены виды – индикаторы устойчивого состояния арктических экосистем. В этот список включены 14 видов водорослей, 9 видов беспозвоночных животных, 6 видов зоопланктона. Показателем служит численность некоторых видов рыб, птиц и млекопитающих. Мониторинг осуществляют ведущие научные организации и институты страны. И нужно сказать, что результаты такого многолетнего наблюдения свидетельствуют о стабильном состоянии биосистем в регионах деятельности компании «ЛУКОЙЛ».
Фото: «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»