Закупки трамваев в Краснодаре обернулись судебной тяжбой: действия местной администрации оспаривает уральское предприятие «Уралтрансмаш». Компания требует признать торги недействительными, указывая, что их условия были прописаны под конкретного поставщика: Усть-Катавский вагоностроительный завод. Это мнение разделяют и ряд других компаний, направивших жалобы в краснодарское УФАС. Интересно, что, отдавая предпочтение УКВЗ, мэрия Краснодара руководствовалась не только более низкой ценой: трамваи со Среднего Урала были приравнены к товарам иностранного государства. Подробности в материале «ФедералПресс».
АО «Уралтрансмаш» (в составе АО «Концерн «Уралвагонзавод» входит в госкорпорацию «Ростех», – прим. ред.) обратилось в Арбитражный суд с требованием признать незаконными три закупки трамваев, проведенные весной этого года департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара. Кроме дептранса ответчиками по искам предприятия выступают управление закупок мэрии и победитель торгов – Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ, входит в «Роскосмос» в структуре Объединенной ракетно-космической корпорации, – прим. ред.). «Уралтрансмаш» оспаривает не только торги, но и заключенные по их результатам контракты дептранса с южноуральским предприятием.
Торги, возмутившие многих
Оспариваемые закупки были проведены в марте практически синхронно: старт и окончание приема заявок по двум наиболее крупным из них (с начальной стоимостью 825,6 и 795,36 млн рублей), полностью совпали по датам: с 25 февраля по 12 марта. Еще одна, с начальной ценой в 172 млн, была открыта с 5 по 16 марта.
О планах властей обновить подвижной состав было объявлено еще в прошлом году. Суммарно столица Кубани приобретала на этих торгах 57 трамвайных вагонов.
Согласно протоколам подведения итогов, в указанных закупках приняли участие две компании: «Уралтрансмаш» и УКВЗ. Все контракты в итоге ушли Усть-Катавскому предприятию. Судя по жалобам, поданным в рамках закупок (без таковых не обошелся ни один из тендеров), такой исход событий предугадывался интересантами, предпринимались попытки приостановить торги.
![]()
В 2019–2021 годах УКВЗ поставит суммарно в Краснодар трамваи на сумму порядка 3 млрд рублей. Фото: пресс-служба мэрии Краснодара
Так, на закупки на 825,6 и 795,36 млн рублей в Краснодарское УФАС были поданы жалобы от ООО «Дилерский центр «Юг» и ООО «Торговый дом СТМ». Интерес первой к трамвайной закупке вызывает вопросы: фирма занимается торговлей автотранспортными средствами, в числе выигранных ей госконтрактов значатся только поставки автобусов. Впрочем, она отозвала свои жалобы до того, как их успели рассмотреть в УФАС.
Вторая фирма – дистрибьютор продукции ООО «Синара-Шкода. Транспортные технологии», которая, в свою очередь, является совместным предприятием АО «Синара – Транспортные машины» и концерна «Шкода Транспортейшн» (Чешская Республика) по выпуску городского общественного транспорта, в том числе трамвайных вагонов. Ее жалобы были рассмотрены УФАС и признаны необоснованными.
В жалобах компаний указано на сжатые сроки проведения конкурсных процедур и ограничение конкуренции. «Торговый дом СТМ» заявил о включении заказчиком в техзадание «заведомо невыполнимых для одного из возможных участников конкурса технических требований». Таким требованием, в частности, стало указание максимально возможной длины трамвайного вагона в 16,5 метра. В компании-дистрибьютере посчитали, что это требование соответствует только параметрам трамвайного вагона модели 71-911 «Сити Стар», выпускаемого ООО ПК «Транспортные системы» (еще один крупный производитель трамваев в стране, – прим. ред.), однако в «Дилерском центре «Юг» обратили внимание УФАС на то, что подходящие под запрос дептранса вагоны выпускает также УКВЗ. «При этом вагоны ПК «Транспортные системы» полностью низкопольные, а тендер объявлен на частично низкопольные вагоны», – говорится в жалобах компании. Фирма прямо указала, что закупки были прописаны под Усть-Катавский завод.
![]()
Однако УФАС с изложенными в жалобах доводами не согласилось, ссылаясь на представителя заказчика: МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» (КТТУ). В решении ведомства говорится, что сотрудники КТТУ провели обследование трамвайных маршрутов в городе и нашли 15 криволинейных участков, на которых есть риск столкновения двух встречных трамваев длиной более 16,5 метра. Этим и объясняется указание данного требования в техзадании. Кроме того, превышающая это значение длина потребует реконструкции всех имеющихся в городе посадочных площадок.
В итоге эти закупки приостановлены не были, а контракты ушли УКВЗ. ПК «Транспортные системы» даже не подали заявки.
Торги на 172 млн рублей в УФАС опротестовывал «Уралтрансмаш». В жалобе компании сообщалось, что техзадание в закупке полностью соответствует только одному трамваю модели № 71-623, производимому АО «УКВЗ». «Все остальные трамваи, подходящие под технические требования аукциона и производимые в странах Таможенного союза, имеют неполное соответствие обозначенным параметрам», – резюмировал тогда заявитель. Однако УФАС эту жалобу тоже признало необоснованной, сославшись на объяснения заказчика.
![]()
Средний Урал как иностранное государство
В картотеке арбитражных дел пока не содержится материалов, указывающих доводы истца в оспаривании закупок дептранса. В самой компании от разъяснений по сути исков уклонились. При этом в пресс-службе «Уралтрансмаша» на вопрос «ФедералПресс», могут ли на их предприятии изготовить вагоны не более 16,5 метра в длину по заказу заказчика, ответили положительно.
Судя по протоколу подведения итогов торгов, заявки компании не прошли по другой причине: они были приравнены «к предложению о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, что не соответствует требованиям документации об электронном аукционе».
Почему было сделано такое сопоставление, из материалов закупок понять сложно. В протоколах говорится, что «Уралтрансмаш» во второй части заявок предъявил акт экспертизы на модель трамвайного вагона, характеристики которого не соответствуют характеристикам вагона из первой части заявок. Из-за этого предложение уральской компании было приравнено к предложению иностранной компании.
![]()
«Уралтрансмаш» пытался оспорить этот момент через антимонопольную службу, но жалоба компании, как и все предыдущие, не получила ход.
![]()
В ответе администрации Краснодара на редакционный запрос говорится, что заявки «Уралтрансмаша» были признаны несоответствующими требованиям закона о контрактной системе и акционной документации. О приравнивании вагонов производителя к товарам иностранного государства в ответе не упоминалось. Конкретики по предъявляемым претензиям со стороны истца в мэрии также не сообщили: только констатировали, что фирма требует признать недействительными результаты проведенных торгов, с чем в администрации не согласны.
В УКВЗ нюансы судебного разбирательства комментировать также не стали. Об итогах аукциона ответили, что завод был признан победителем, поскольку предложил наименьшую из участников цену.
Отмашка из Москвы?
Всего в текущем году департамент транспорта Краснодара провел четыре закупки по поставке трамваев. По каждой из них в местное УФАС поступали жалобы – все они были признаны необоснованными. Везде конкурировали УКВЗ и «Уралтрансмаш».
Разницу в предложенных компаниями суммах нельзя назвать значительной, но южноуральский производитель всегда давал лучшую цену. В любом случае заявки предприятия из Екатеринбурга не проходили требования аукционной документации и приравнивались к предложениям иностранного государства.
![]()
В администрации Краснодара «ФедералПресс» сообщили, что по результатам проведенных аукционов между департаментом транспорта и АО «УКВЗ» заключены муниципальные контракты на поставку 32 трамваев в 2020 году и 30 единиц в 2021-м. До конца июня пять вагонов уже были поставлены (в рамках контракта по одной из закупок, оспариваемых в суде «Уралтрансмашем», – прим. ред.). Общий куш предприятия от контрактов с мэрией Краснодара по итогам выигранных в этом году торгов составит 1,91 млрд рублей.
В 2019-м УКВЗ тоже смог «подкормиться» за счет Краснодара. Предприятие выиграло три контракта на общую сумму 1,05 млрд рублей, все они уже исполнены. Знакомый с ситуацией источник, близкий к администрации Краснодара, на условиях анонимности поделился с «ФедералПресс» мнением, что установка поддержать УКВЗ как предприятие Роскосмоса могла поступить в местную мэрию из Москвы. При этом как-либо подтвердить высказанное мнение источник не смог.
УКВЗ до недавнего времени действительно переживал непростой период. В 2019 году на предприятии произошли волнения рабочих, которые жаловались на нищенские зарплаты. Ходили слухи о предстоящем банкротстве завода. По данным Seldon.Basis, ООО «Торговый дом УКВЗ», через которое предприятие реализовывало свою продукцию, было ликвидировано. Работа на Краснодар – это лучшее, что случилось с заводом за последние годы, хотя это и не единственные подряды: в 2019-м УКВЗ также выиграл поставку трамваев в Магнитогорск и Новокузнецк, но они не столь долгоиграющие и дорогостоящие.
«Уралтрансмаш», по данным Seldon.Basis, в последний раз выигрывал госконтракты на поставку пассажирских трамвайных вагонов в 2013 году: трамваи были поставлены в Екатеринбург, Нижний Тагил, Таганрог и – пять трамваев – в Краснодар. В последующие годы положительных исходов по тендерам для предприятия не было.
Эти предприятия негласно считаются основными конкурентами в отрасли: последние два года оба примеряются к миллионному Челябинску, в котором власти анонсировали обновление трамвайной инфраструктуры и подвижного состава. УКВЗ и «Уралтрансмаш» поочередно направляют в столицу Южного Урала свои трамваи по договору эксплуатации. Эти эксперименты не всегда проходят удачно.
![]()
Пять трамваев по одной из закупок этого года уже поставлены в Краснодар. Десятки вагонов были поставлены в 2019-м. Фото: пресс-служба мэрии Краснодара
Следующие заседания по искам «Уралтрансмаша» к структурам краснодарской мэрии и УКВЗ пройдут в арбитраже в августе. В последних определениях суда говорится о привлечении к спору МУП «КТТУ» в качестве третьего лица. Также принято к рассмотрению ходатайство об объединении трех исков в одно дело.
Заявленное ранее ходатайство «Уралтрансмаша» о принятии обеспечительных мер в виде приостановки исполнения Усть-Катавским заводом заключенных с дептрансом контрактов судом удовлетворено не было.
Ранее АО «Уралтрансмаш» судилось с УФАС Самарской области по поводу закупки трамваев, победу в которой одержала лизинговая компания, связанная с УКВЗ. Ведомство отклонило жалобу предприятия и не приостановило торги, техзадание в которых, по мнению «Уралтрансмаша» было написано под Усть-Катавский завод. Суд истца не поддержал: в опубликованном решении говорится, что «Уралтрансмаш» не смог доказать, что технические характеристики трамваев, указанные в документации закупки, соответствуют только одной модели одного производителя.


