В среду Госдума во втором чтении приняла поправки в избирательное законодательство, касающиеся продления сроков единого дня голосования. Если норма вступит в силу, выбирать представителей разных органов власти можно будет уже не один день, а три. Такой продленный период был апробирован на Общероссийском голосовании, и глава Центризбиркома Элла Памфилова предложила расширить практику и на другие выборы. Какого эффекта ждут – читайте на «ФедералПресс».
И года не прошло
Госдума одобрила во втором чтении изменения в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Согласно новой норме – статье 63.1 – допускается голосование на выборах в течение нескольких дней подряд, но не больше трех. Соответствующее решение будет принимать избирательная комиссия, организующая выборы или референдум, а при проведении выборов в органы местного самоуправления и местных референдумов – избирательная комиссия субъекта Федерации. Таким образом, при проведении нескольких кампаний будут действовать единые правила голосования.
Решение о количестве дней, предусмотренных для голосования, будет приниматься в начале кампании. Комиссия должна это сделать в течение десяти дней с момента официального старта выборов. Пока идет избирательная кампания (а это, как правило, около трех месяцев), избиркомы успеют проинформировать избирателей, а партии – подготовиться к голосованию в течение нескольких дней.
Кроме того, после принятия поправок у избирателей появляется возможность голосовать на придомовых территориях, в населенных пунктах, где нет помещений для голосования, а транспортное сообщение затруднено.
Подсчет голосов будет осуществляться в последний день после закрытия всех избирательных участков.
Любопытно, что законодатели сохраняют день тишины, когда запрещена любая агитация. Другие его особенности, как ожидается, пропишет в своих документах Центральная избирательная комиссия.
Отметим, что поправки о трехдневном голосовании все же вызвали дискуссию в Госдуме. Фракции ЛДПР, «Справедливая Россия» и КПРФ смутило, что изменения были внесены в законопроект, пролежавший под сукном в Госдуме аж с 2012 года. Тогда президент России (на тот момент Дмитрий Медведев) предложил внести изменения в статьи 22 и 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части отзыва членов избирательных комиссий политическими партиями.
Спустя восемь лет у законопроекта изменилось название, а также добавилось пролонгированное голосование. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в своем сегодняшнем выступлении в Госдуме, по сути, признал, что не против идеи трехдневного голосования как таковой, но торопиться не следует.
Призыв оппозиции «не гнать лошадей» был услышан, и депутат Госдумы от «Единой России» Андрей Исаев поддержал предложение других фракций провести третье чтение законопроекта 21 июля. Ожидается, что 24 июля документ рассмотрит Совет Федерации. Отметим, что как раз к третьему чтению свое мнение выскажут и эксперты: в четверг в ЦИК России пройдет обсуждение дополнительных механизмов реализации избирательного права.
Голоса за и против
Политолог, член Общественной палаты РФ Максим Григорьев позитивно относится к продлению периода голосования на выборах и референдумах. Он отметил, что во время общероссийского голосования по поправкам к Конституции наблюдатели (а их было более 500 тысяч) фиксировали поддержку со стороны граждан возможности проголосовать в течение нескольких дней. «Это удобно, комфортно и обеспечивает возможность голосовать людям, которые этого раньше не делали», – считает Григорьев.
Его слова подтверждают и данные опроса ВЦИОМ, согласно которым 64 % респондентов признали более удобным многодневное голосование.
В экспертной среде популярным стало мнение, что пролонгированное голосование удобно, так как в последние годы существенно увеличилась мобильность граждан. Политолог Марат Баширов в беседе с «ФедералПресс» заявил, что «выборы в один день – это анахронизм времен СССР». «Люди, которые работают или находятся вне своего региона, не имели возможности проголосовать из-за объективных причин. Когда вводится трехдневное голосование, у человека появляется вариативность. Мы увидели, что эксперименты по пролонгированному голосованию и электронные выборы себя оправдали», – отметил эксперт.
По словам Баширова, если в выборах участвует больше людей, растет явка, значит, повышается легитимность того органа, который избирается, – будь то выборы президента, или мэра, или депутатов заксобрания. Политолог подчеркивает, что это особенно важно для молодых избирателей, у которых вырабатывается привычка голосовать.
По мнению политолога Александра Пожалова, вызывает вопросы поспешность принимаемого решения. «В мае 2020 года, были приняты «коронавирусные» поправки в закон об основных гарантиях избирательных прав и закон о выборах в Госдуму, которые уже позволяли проводить многодневное выездное голосование по решениям ЦИК в целях защиты здоровья избирателей. Было бы правильно, чтобы сперва такое многодневное голосование протестировали на конкурентных выборах в отдельном регионе в сентябре 2020 года и только после этого задумались о массовом внедрении новой процедуры», – считает Пожалов.
Эксперт напоминает, что голосование по поправкам в Конституцию существенно отличалось от обычных выборов. Там не было, например, конкуренции политиков и программ. «То, что в целом нормально воспринято обществом и другими партиями на всенародном плебисците, может быть встречено в штыки той же системной оппозицией уже на выборах, от которых зависит собственная судьба партий и мандаты», – добавил член РАПК.
Обеспечить прозрачность и легитимность
Без скептицизма в экспертной среде не обошлось. Очевидно, что многодневное голосование должно обеспечить доверие к его результатам. Так, член Российской ассоциации политконсультантов, специалист по организации контроля и наблюдения за голосованиями Алексей Федоров считает, что при многодневном голосовании избиратели «не смогут быть уверенными, что их голос учтен, а независимые политические силы, кандидаты и другие участники избирательного процесса просто не найдут возможности проконтролировать ход этого голосования, не говоря уже о сохранности голосов в ночное время». Чтобы результаты были признаны легитимными, важно обеспечить наблюдение от самих кандидатов и партий. Но не все смогут это сделать. «Если голосование будет проходить в несколько дней, то у большинства кандидатов на это попросту не хватит ресурсов, да и люди, которые могли бы быть наблюдателями, кроме воскресенья, обычно работают, у нас же не четырехдневная рабочая неделя в стране», – заметил Федоров.
Политолог Александр Пожалов озвучил другое опасение: новая схема голосования, возможно, позволит рассредоточить на несколько дней мобилизацию «зависимого» электората и тем самым избежать массовых подвозов на избирательные, как это нередко бывает сейчас и чем грешат практически все участники выборов.
Главный же риск для власти, по словам Пожалова, в другом: если новый механизм на местах постараются использовать для обеспечения победы административных кандидатов любой ценой, то это «способно подорвать легитимность выборных процедур». Эксперт считает, что вносимые изменения должны сопровождаться смягчением ряда агитационных ограничений, надо пересмотреть нормы по дню тишины, изменить сроки публикации данных соцопросов и экзитполов. «Эти ограничения сложнее будет соблюдать при новом графике выборов, поэтому лучше от них отказаться», – считает политолог.
Сомнений в честности и прозрачности многодневного голосования нет совсем у члена Общественной палаты РФ Максима Григорьева. Он считает, что легитимность будет обеспечена присутствием наблюдателей. «Везде будут работать наблюдатели. Никакой разницы с этой точки зрения с однодневными выборами нет. Вопрос сохранности бюллетеней мы рассматривали во время голосования. Наблюдатели внимательно за этим следили, так что эти меры носят исчерпывающий характер», – утверждает эксперт.
И политолог Марат Баширов уверен, что при желании обеспечить контроль несложно. «Есть институт наблюдателей. Форм электронного контроля, опечатывания урн, сигнальных систем столько, что защитить неприкосновенность урны в течение ночи не составляет труда. И наблюдатели могут оставаться около них, или можно поставить инфракрасные датчики, как в Третьяковке, чтобы никто не смог приблизиться к урнам. Это несложно и не сильно дорого», – уверен Баширов.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева