Юг России в прямом смысле слова утонул после обильных дождей. Администрации городов, несмотря на отсылки к аномальному количеству осадков, уже начали выдвигать предложения по решению проблемы. Впрочем, ситуация не является чем-то новым, год от года подтопления повторяются. «ФедералПресс» разобрался в причинах, последствиях, а также в способах решения проблем с затоплением, в том числе и на западных примерах.
Обильные осадки коснулись не только Краснодара: они прошли в Сочи, Ростове-на-Дону. Как обратил внимание глава столицы Кубани Евгений Первышов, климатические условия меняются. Осадков гораздо больше, чем на сегодняшний день могут принимать ливнеприемники.
«Если мы говорим о циклоне, из-за которого в центральной части города на ряде участков было до 50 мм осадков, – пропускная способность ливневых коллекторов абсолютно не готова к этой ситуации. Сейчас идет рассмотрение федерального бюджета, активное участие в этом принимают депутаты Государственной думы от Краснодара. Понятно, что в бюджете Краснодара мы не найдем необходимое финансирование. И за короткий промежуток времени это сделать не удастся, нужны достаточно большие средства», – рассказал Евгений Первышов.
Помимо перекладки коллекторов, увеличения диаметра, создания пропускной способности, планируется создать дополнительные очистные сооружения. Глава Краснодара обратил внимание, что город может справиться с проблемой самостоятельно, но это будет долгий процесс, поэтому было принято решение обратиться на федеральный уровень.
Буквально на следующий день затопило Ростов.
«За несколько часов в Ростове выпало 26 мл воды, критическая отметка для объявления режима ЧС – 30. При выпадении такого количества осадков за короткое время образуется объем воды, с которым сразу не справится ни одна ливневка. Поэтому возникли локальные подтопления территорий и другие негативные последствия», – прокомментировали в администрации города.
Виноват климат?
Одним из первых акцентов, на который ссылались чиновники при оправдании затоплений, стал климат. Утверждалось, что погодные условия из года в год меняются, поэтому ливневая канализация не справляется – она рассчитана на другие объемы.
Чтобы понять изменение климата, а также его влияние на потопы, «ФедералПресс» обратился к статистике. В качестве примера приведем данные по июлю за последние девять лет, но без 2020 года.
![]()
Также мы посмотрели максимальные суточные суммы выпавших осадков.
![]()
Как видно из статистических данных, даже при росте ежемесячных объемов выпавших осадков ежедневные показатели не достигают критических.
Впрочем, ряд экспертов уже заявлял, что текущий год, а также вызванные угрозой распространения коронавируса ограничения могли значительно повлиять на климат, в том числе и на количество выпавших осадков.
Например, если сравнивать июнь в Краснодаре в 2019 и 2020 годах, то количество месячных осадков составило 35 и 37 мм, а максимальных ежесуточных – 22 против 14.
Аналогичные данные по Ростову-на-Дону составили: 29 против 22, 22 и 8 соответственно для 2019 и 2020 годов. Симферополь в июне также показал снижение осадков – 71 против 31, максимальные ежесуточные показатели – 22 против 11 миллиметров.
Во всем виновата застройка?
Важную роль в жизни города играет застройка, как правило с уменьшением зеленых насаждений. Также она не всегда сопровождается прокладыванием ливневых стоков, систем отведения влаги.
Впрочем, если исходить из национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», то ливневые канализации должны появляться вместе с обновленной проезжей частью, которая в том числе и благодаря системам отвода воды должна приводиться к необходимому уровню.
Так или иначе, но не на всех новых, да и не только, дорогах появляются ливневые канализации.
Например, в Краснодаре в 2019 году на ремонт 64,8 км дорог было потрачено 1 миллиард 155 миллионов рублей. Например, в списке есть многострадальная улица Ставропольская от Суворова до Вишняковой. Также капитально отремонтировать должны были и Ломоносова от Буденного до Промышленной. Впрочем, список объектов ремонта с 2017 года достаточно длинный, в том числе и участки Ставропольской, Восточно-Кругликовской, видео затопления с которых активно делятся жители.
![]()
Если говорить о Ростове, то после дождя здесь также оказались затопленными как отремонтированные участки, так и те, к которым рабочим предстоит только подойти.
Эксперты обращают внимание, что во всех городах идет активный рост жилого фонда, который не обходится без вырубки зеленых насаждений, а также увеличение площадей, покрытых асфальтом или тротуарной плиткой. Напомним, Ростов и Краснодар являются лидерами по объемам строительства и ввода в эксплуатацию жилья.
Все достаточно просто, если смотреть комплексно
Общественник Мирослав Валькович обращает внимание на неоспоримый факт – нужно строить больше современных ливневых систем. Также он подчеркнул: с ростом города, изменением климата объемы отводимой воды будут расти.
«Что же можно сделать в такой ситуации? Увеличивать впитывающие поверхности. Город застраивается, все больше и больше поверхность города – бетон, асфальт, профнастил… Все меньше и меньше земли, через которую вода могла бы впитываться и уходить. Нужно увеличивать соответствующие нормативы при застройке территорий», – рассказал Мирослав Валькович.
Отдельное внимание общественник обратил на озеленение. Стоит отметить, что блогер-урбанист Илья Варламов неоднократно приводил в пример европейскую практику, где газоны и деревья включены в схему исключения подтоплений после крупных осадков.
Мирослав Валькович обратил внимание, что газон, кустарники, деревья ежедневно впитывают огромное количество воды.
Например, исходя из данных открытых источников, дуб – 250 л/сут. (вековой дуб – 600 л/сут.), ясень – 400 л/сут., клен – 250 л/сут., ива, тополь – 120–270 л/сут. и т. д.
«Вполне логично, что, вырубая деревья и снижая площади озеленения, мы создаем условия, при которых воде некуда деваться. Нужно значительно увеличивать количество зеленых насаждений в городе. Да, это не спасет одномоментно, процесс транспирации достаточно длительный. Но вот когда дожди день за днем, деревья вполне могут впитать влагу до наступления следующего ливня, «перезаряжая» впитывающую способность почвы», – прокомментировал Мирослав Валькович.
Помочь, по мнению эксперта, может и создание водного каркаса в северных частях города, так как увеличивается объем вод, которые необходимо перенаправить в водоемы.
«Главным из них всегда служила Кубань. Но город разрастается на север, все дальше и дальше от реки. Как следствие новые коллекторы, подключаясь к старым, требуют постоянного расширения. Очень сложно отводить воду через весь город. Вполне логичным представляется создание на севере сети водоемов, которые через каналы и очистные сооружения отводили бы воду в северные реки. А также создание искусственных водоемов для ливневых стоков, которые также могут быть облагорожены для отдыха местных жителей. Вот прямо напрашивается пруд в районе Музыкального микрорайона пока все не застроили окончательно», – подчеркнул Мирослав Валькович.
Одним из вариантов, который реализован в Копенгагене, может стать создание подземных накопительных резервуаров, которые накапливают воду в дожди, чтобы использовать ее при поливе в засушливое время.
«Но повторюсь еще раз. Все это не отменяет классических решений с ливневыми коллекторами – они нужны при любом раскладе в городской среде», – подытожил Мирослав Валькович.
Напомним, администрация Краснодара обещала предоставить копию обращения в Госдуму, согласно которому чиновники хотят получить дополнительное финансирование на развитие сети ливневой канализации.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий, графика: ФедералПресс


