Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

«Люди вынуждены пойти в наем». Качканар переживает вынужденный передел автобусного рынка

Люди вынуждены пойти в наем. Качканар переживает вынужденный передел автобусного рынка
«Люди вынуждены пойти в наем». Качканар переживает вынужденный передел автобусного рынка

В начале мая администрация Качканара объявила тендер на городские автобусные маршруты. К удивлению многих индивидуальных предпринимателей, большую часть маршрутов выиграл один человек. Люди, которые занимались пассажироперевозками многие годы, были вынуждены пойти работать на победителя конкурса. Законны ли эти действия, какое продолжение будет у этой истории и происходили ли раньше подобные случаи в Свердловской области – в материале «ФедералПресс».

Один на всех и все на одного

В мае администрация Качканарского городского округа провела конкурс на автобусные маршруты. Многие местные ИП, которые в течение нескольких лет занимались пассажироперевозками, заявились на тендер. Однако решением комиссии большая часть маршрутов была отдана одному бизнесмену, Юрию Решетникову.

В этой истории есть три стороны: простое товарищество индивидуальных предпринимателей «РАТНИК», администрация Качканара и ИП Юрий Решетников. И два лагеря – команда предпринимателей вместе с качканарским депутатом Габбасом Даутовым и власти города с победителем тендера.

До конкурса у Юрия Решетникова по городу курсировали всего 2 маршрута: № 6 и 2. После тендера к нему отошли еще два – № 7 и 10. Согласно Росреестру, в собственности у Решетникова четыре автобуса, которые были приобретены в период с 2001 по 2007 год. Остальные девять он берет в аренду. Отсюда и возникли к предпринимателю некоторые вопросы.

Так, один из участников тендера – уполномоченное лицо товарищества «РАТНИК» Александр Нехай – написал претензию к победителю конкурса. По его словам, у Решетникова в наличии 13 автобусов, тогда как, согласно условиям конкурса, у потенциального перевозчика их должно быть 20. Кроме этого, отмечает представитель РАТНИКа, у перевозчика при подаче заявки на конкурс отсутствовали документы, которые подтверждают право собственности или договор лизинга/аренды на владение транспортными средствами.

«Полагаю, конкурсная комиссия, допустив вас к участию в открытом конкурсе, нарушила не только порядок проведения открытого конкурса, но и права простого товарищества индивидуальных предпринимателей «РАТНИК», – пишет Александр Нехай в обращении к Решетникову.

В своем обращении представитель товарищества заявляет, что в случае недопуска Юрия Решетникова к участию в конкурсе РАТНИК стал бы единственным его участником и победителем конкурса, подходя по всем условия.

Известно, что сейчас у Юрия Решетникова заключены договоры субподряда с 25 индивидуальными предпринимателями, которые решили продолжать работать. Лишь пять человек отказались с ним сотрудничать. По словам Габбаса Даутова, подрядчики платят бизнесмену от пяти до шести тысяч рублей за право выходить на маршруты. Правда, сам победитель тендера опровергает эту информацию.

«Мне никто и ни за что не платит. Эти обвинения изначально прозвучали после того, как я выиграл тендер. Я не знаю, как они работали до конкурса, но я не беру никаких денег с предпринимателей», – заверяет Юрий Решетников.

Первым шагом товарищества «РАТНИК» и предпринимателей было обращение в УФАС. Служба провела собственную проверку и действительно нашла нарушения в документации конкурса. Однако к порядку проведения тендера вопросов у проверяющих не возникло: он был соблюден, а потому его итоги не подлежат пересмотру. Это стало поводом для недовольных перевозчиков обратиться в Арбитражный суд Свердловской области. Дело сейчас находится на рассмотрении в первой инстанции. Решения суда ждут и в качканарской мэрии.

«Давайте подождем, когда будут приняты окончательные решения. Тогда уже можно будет говорить о дальнейших действиях. Мы сами уже их, если честно, ждем», – сообщил корреспонденту «ФедералПресс» заместитель главы Качканара Петр Блинов.

Чем меньше, тем лучше

За последние годы похожие войны вокруг пассажироперевозок периодически вспыхивали и в других свердловских городах. Такие случаи происходили в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Первоуральске. В последнем городе в дело пришлось вмешаться Первоуральской городской думе, прокуратуре и УФАС.

В ноябре 2019 года администрация Первоуральска подала заявление в арбитражный суд на ИП Александра Бронникова. Предприниматель в августе 2018 года выиграл тендеры на часть городских маршрутов, а другую часть получил в придачу. Другие предприниматели, которые не смогли выиграть конкурс, подали заявление в антимонопольную службу.

Тем не менее Бронников выиграл все суды и продолжил заниматься своим делом. По словам представителей администрации Первоуральска, многие пассажиры начали подавать жалобы на предпринимателя местным депутатам и в прокуратуру. Ведомство организовало собственную проверку и не выявило нарушений, а также пообещало навести порядок среди нелегальных перевозчиков.

О качканарской истории стало известно директору Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилии Саранчук. В разговоре с «ФедералПресс» она заявила, что ситуация полностью находится под контролем администрации Качканара, а вся процедура была проведена в рамках федерального закона № 220-ФЗ. По ее мнению, конкурсы всегда выигрывает тот, у кого лучшие показатели и транспортные средства, а не тот, кто работает на этом месте долгое время.

«Город должен был в течение пяти лет провести конкурс. Но он сделал это в последний месяц установленного срока. Если бы он это не сделал, администрацию бы все равно заставили это сделать прокуратура и Федеральная антимонопольная служба. Через такие ситуации проходили и другие города, в том числе и Екатеринбург. Нельзя не проводить конкурс», – отметила Лилия Саранчук.

Если говорить об уральской столице, то раньше на городских маршрутах работало 24 перевозчика. Сейчас их осталось восемь. Коммерческие маршруты были сокращены в сторону МУАП. Это связано с тем, что администрациям городов комфортнее и удобнее работать с одним перевозчиком, задавать ему вопросы и предъявлять претензии. По мнению директора НП «Городские пассажирские перевозки» Юрия Минина, похожая ситуация могла произойти и в Качканаре.

«Если перевозчик имеет лицензию и на каком-то этапе раньше был заключен договор с городом на обслуживание одного маршрута, то администрации города невыгодно заниматься только одним маршрутом. Проще сгруппировать лоты и сделать их более обширными», – заявил он.

На данный момент рынок пассажирских услуг практически переполнен. По мнению Лилии Саранчук, зачастую качество предоставляемых услуг может не соответствовать требованиям проведения конкурса. В Союзе автотранспортных предпринимателей Свердловской области надеются, что администрация Качканара возьмет под контроль исполнение муниципальных контрактов и будет следить за качеством.

«Никто и никогда в автотранспорте не обещал личного процветания только потому, что кто-то пришел работать на этот рынок много лет назад. Пришел – молодец, но ты должен давать показатель», – резюмировала глава союза.

Фото: ФедералПресс / Оксана Порицкая, Елена Майорова, Евгений Поторочин; личный архив Габбаса Даутова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.