Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Москва
0

Аферы на страхе и жадности. Эксперты рассказали о новых способах обмана в пандемию

Пандемия подстегнула мошенников на удаленные действия
Пандемия подстегнула мошенников на удаленные действия

Финансовые мошенники изменили тактику действий в период пандемии коронавируса. Как и во всех прочих сферах, личные контакты перешли в онлайн-формат. Число сайтов-обманок возросло в разы. Количество телефонных звонков от аферистов гражданам эксперты называют «безумным». Вопреки стереотипам атаке все больше подвергаются не пенсионеры, а люди среднего возраста. Ущерб гражданам составляет миллиарды рублей. О новых тенденциях в мошенничестве на финансовом рынке и актуальной статистике в этой сфере – в материале «ФедералПресс».

Пирамиды, липовые форекс-дилеры и черные кредиторы

Большинство аферистов в период пандемии коронавируса переместилось в интернет и телефон. К такому выводу пришли участники дискуссии «Мошенничество на финансовом рынке», которая состоялась в четверг в рамках Дальневосточного медиасаммита.

По словам директора департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерия Ляха, пандемия изменила поведение мошенников. Фейковые конторы стали отказываться от офисов, собраний и якобы обучающих курсов: часть этих методов, которые были основными до пандемии, стали недоступны по причине введенных ограничений.

При этом число тех нелегалов, которые всегда использовали интернет для поиска жертв, значительно возросло. Прежде всего речь идет о так называемых форекс-дилерах, которые предлагают гражданам заработать на разнице курсов валют, завлекая их фантастической доходностью. За время пандемии число нелегальных организаций такого плана возросло с 81 до 134 из тех, о которых известно Центробанку.

Классическим методом мошенничества осталась финансовая пирамида (инвестиционная схема, дающая доход за счет постоянного привлечения денежных средств новых участников. – Прим. ред.). В первом полугодии 2020-го в стране было обнаружено 77 таких организаций. «Это немногим меньше, чем год назад, – отметил Валерий Лях. – Связано это с тем, что пирамиды [обычно] действовали офлайн, привлекая людей при личных встречах, на массовых собраниях. Сейчас таких собраний нет, и даже мошенники стремятся не заразиться и действуют из дома».

По этой же причине практически не изменилось число так называемых черных кредиторов (зарабатывают не только на высокой кредитной ставке, но и на сопутствующих расходах: скрытых платежах, незаконных комиссиях, необоснованных штрафах и прочем. – Прим. ред). «Они также больше используют контактный метод. Как только будут сниматься ограничения, их число начнет расти. Эта категория также работает удаленно, но потребители предпочитают работать с кредиторами контактным способом», – пояснил эксперт.

Массовые фишинговые атаки

Участники дискуссии отметили, что в пандемию стало больше массовых рассылок от аферистов и телефонных обзвонов. По словам первого замдиректора департамента информационной безопасности Банка России Артема Сычева, количество прозвонов от представителей якобы финансовых организаций в первом полугодии этого года увеличилось в 300 раз. Без согласия граждан было проведено порядка 160 тысяч финансовых операций. Ущерб от них составил порядка 1,5 млрд рублей.

«Пандемия привела к тому, что мошенники сильно активизировались. Это не только телефонные мошенничества, но и рост фишинговых атак на наших граждан (фишинг – от англ. «рыбная ловля, выуживание» – метод, используемый для взлома паролей и кражи конфиденциальной информации: данных банковских карт, личных документов, счетов, номеров телефонов и т. д. – Прим. ред.). Поводом тому стал даже не сам COVID, а незнание и неумение граждан правильно сориентироваться в тех мерах, которые предпринимало государство. Как только пошла информационная госкампания о том, как получить госуслуги и выплаты, волна фишинга резко сократилась, как и эффективность злоумышленников», – сказал эксперт.

Даже привычные сайты при внимательном изучении могут оказаться подделкой

За время пандемии специалисты департамента информационной безопасности Центробанка выявили не менее 119 тысяч сайтов различной фишинговой направленности, каждый из которых атакует в день порядка 10 тысяч человек. Это сайты – подделки страховых компаний, банков, легальных магазинов и прочего. Удалось прекратить деятельность только 400 из них. Эксперты объясняют это тем, что большинство интернет-проектов действуют из-за рубежа. «У Банка России нет механизмов воздействия на заграничные сайты. Если бенефициары находятся за пределами российской юрисдикции, мы получаем определенные проблемы. Иногда зарубежные коллеги идут нам навстречу, но обычно они не реагируют на наши обращения», – сказал Артем Сычев, выразив надежду, что в скором времени будет принят закон о блокировке таких сайтов.

На удочке мошенников

В целом в пандемию население стало осторожнее относиться к своим деньгам. Поэтому мошенники сейчас в основном играют не на жажде людей заработать больше, а на их страхе потерять то, что уже есть. По этой причине хорошо пошла схема со звонками от псевдобанков с сообщениями о якобы подозрительной активности по карте клиента и совете срочно перевести деньги ради их сохранения на другой счет. При этом жертву стараются мотивировать на то, чтобы она действовала без промедлений.

Еще одна тенденция этого периода – мошенники переключились с пенсионеров на работающее население: они менее подозрительны, активны в интернете и с них есть что взять. Вообще же на удочку мошенника может попасть любой человек.

Пенсионеры перестали быть главной мишенью телефонных мошенников

Основными методами борьбы с мошенниками, по словам экспертов, являются финансовая бдительность и огласка. Важно не действовать импульсивно, брать паузу для принятия решения о переводе денег, читать отзывы об организации, проверять наличие и подлинность ее лицензии, есть ли она в перечне субъектов Банка России. В случае звонков из банков – обращаться туда по официальному номеру и проверять информацию.

В случае если деньги все-таки были переведены злоумышленникам, а факт мошенничества осознан, нужно сразу сообщать в банк, со счета в котором произошел перевод средств. Следующий шаг – сообщение в Центробанк, который занимается разоблачением нелегальных схем, в том числе благодаря заявлениям граждан.

Полученные мошенниками средства, как правило, обналичиваются в течение 2-3 часов, поэтому оперативно вернуть их – да и вернуть в принципе – маловероятно. Как отметили участники дискуссии, правоохранительные органы часто бессильны и отказывают в возбуждении уголовных дел, ссылаясь на то, что жертвы добровольно перевели свои деньги. Если дело все-таки возбуждается, оно тяжело расследуется и часто затягивается. Поэтому, по мнению экспертов, следователи не любят таких дел.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский; pxhere.com. Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
Москва Россия
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Telegram 1