Политика
  1. Политика
Политика
Свердловская область
0

«У чиновника здесь нет права выбора». Свердловские политики присматриваются к TikTok

Новый формат может быть интересен, несмотря на ограничения
Новый формат может быть интересен, несмотря на ограничения

В России набирает популярность китайская соцсеть TikTok, ориентированная на публикацию коротких роликов. Вслед за коммерческими брендами на нее начали обращать внимание государственные ведомства. О том, как уральцам удавалось разбогатеть в TikTok, что рекламируют в «соцсети для школьников» сейчас и есть ли у нее перспективы для политического пиара, – в материале «ФедералПресс».

Пародии, лайфхаки и транснациональные корпорации

Китайская соцсеть TikTok появилась всего два года назад и уже набрала около 18 млн пользователей в России. Основной контент – короткие ролики, как правило, юмористического или развлекательного характера: танцы, песни, эксперименты с видеомонтажом, челленджи и так далее. Благодаря возможностям для редактирования видео прямо в приложении соцсеть стяжала популярность у подростков, а затем и у некоторых взрослых.

По мере увеличения числа пользователей на TikTok стало обращать внимание государство. Еще зимой соцсетью заинтересовались в Минобрнауки – там считают, что с помощью роликов можно привлекать абитуриентов в вузы. В мае аккаунт завела уполномоченная по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова, а летом Ростуризм объявил конкурс видео, связанных с популяризацией отдыха в России. Есть и попытки политического пиара: например, на официальный аккаунт ЛДПР подписано около десяти тысяч пользователей.

В Свердловской области китайская соцсеть также популярна: о братьях Артеме и Кирилле Верзаковых, набравших 5,5 млн подписчиков, рассказывал журнал Forbes. Верзаковы прославились своими пародиями на сцены из знаменитых мультфильмов. Среди других местных «звезд» – жительница Алапаевска Юлия Тако (в реальности – Юлия Тамко), демонстрирующая различные лайфхаки, и таинственная студентка, известная под псевдонимом Ян Лис и вошедшая в моду среди подростков благодаря андрогинной внешности.

Все сколько-нибудь популярные тиктокеры стараются заработать на рекламе: зачастую они продвигают друг друга, но среди заказчиков есть и крупные производители одежды, косметики, еды и напитков – например, Coca-Cola и PepsiCo. Та же Юлия Тако рекламировала китайскую платформу AliExpress, а братья Верзаковы – чипсы Lay’s.

«Подавляющее большинство там – школьники или молодежь до тридцати лет, поэтому и товары рекламируют, направленные больше на молодежь. Сейчас там еще очень мало рекламы, так как TikTok взлетел в России только во время пандемии, но маркетологи уже обратили на это внимание. Реклама поэтому там пока дешевле, чем в других местах, но цена будет постепенно повышаться», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» пиарщик из Екатеринбурга, пожелавший остаться анонимным. Он отметил, что во многие курсы по продаже интернет-рекламы сейчас начали включать уроки продвижения в TikTok.

«Чиновник должен идти туда, где есть аудитория»

Не исключено, что в соцсети увеличится и присутствие уральских политиков.

«Сейчас это одна из самых массовых соцсетей, которая стремительно набирает свою аудиторию – в основном, конечно, молодежную, но и не только. Естественно, как и любая площадка, на которой много пользователей, она для политики и для политиков интересна», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» пиарщик Платон Маматов.

Тем не менее, формат TikTok накладывает свои ограничения, предупреждает он.

«Нарастить узнаваемость кандидата, привлечь внимание к какой-то проблеме, которой он хочет заниматься, попиарить партию можно, но это все вещи достаточно поверхностные. За ними должна идти глубинная смысловая проработка, и она должна вестись уже не на этой площадке. Допустим, «Единая Россия» может путем челленджа заявить, что собирается бороться за экологию, но уже суть проблемы и пути ее решения надо раскрывать не в TikTok, а в других соцсетях», – объясняет Маматов.

В частности, недавно очень активно TikTok начали использовать сторонники арестованного хабаровского губернатора Сергея Фургала. В соцести стали размещать короткие видеоролики, рассказывающие о каких-то положительных моментах работы Фургала. По мнению экспертов, TikTok задействовали намеренно, в первую очередь он ориентирован на сидящую в соцсети молодежь, которая «является топливом уличного протеста». Так в коротких видео экс-глава хабаровчан то разносит чиновников за разбитые дороги, то ругает за некачественную организацию школьного питания. Причем ролики в TikTok появились сразу после ареста Сергея Фургала.

Импресарио Ярослав Ширшиков также не исключает дальнейшего появления политиков в TikTok.

«Политические шутки там хорошо заходят, как вирусный пиар можно использовать», – заявил он корреспонденту «ФедералПресс».

Сами екатеринбургские политики пока не решаются переходить на новую платформу.

«В целом, наверное, можно любую соцсеть рассматривать как возможность взаимодействия, поэтому я не исключаю, но, если честно, не собираюсь», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» самый молодой депутат думы Екатеринбурга Андрей Пирожков.

Координатор свердловского отделения «Молодой гвардии» Артем Николаев сообщил, что в движении уже обсуждали создание аккаунта в TikTok.

«Мы обсуждали эту тему, но пока ни к чему конкретному не пришли. Пока не до конца есть понимание, как мы должны доносить ту повестку, которая у нас есть, используя именно эту соцсеть. Но в перспективе мы ее будем использовать, от этого никуда не деться», – рассказал он корреспонденту «ФедералПресс».

В связи с этим можно вспомнить взлет соцсети Instagram, которая в России начиналась с фотографий еды, stories с пляжей и рекламы «ноготочков». Теперь же она стала излюбленным каналом глав регионов: именно в аккаунте губернатора Евгения Куйвашева жители Свердловской области узнают о смягчении ограничений, введенных в связи с пандемией коронавируса.

«Меня это абсолютно не удивило, и я считаю большим шагом то, что чиновники туда пошли. Задача госслужащего – работать с людьми там, где они есть. Если исторически сложилось, что Instagram у нас популярная площадка и люди там сидят, значит, надо идти в Instagram. Если завтра они будут сидеть не в Instagram, а в TikTok, значит, надо будет идти в TikTok. У госслужащего здесь нет права выбора – он должен идти туда, где есть аудитория», – объяснил корреспонденту «ФедералПресс» Платон Маматов.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1