Политика
  1. Политика
Политика
Москва
0

«Не допускать избирательности». Счетная палата представила доклад об открытости органов власти в России

Ведомствам рекомендовали больше использовать мессенджеры и социальные сети
Ведомствам рекомендовали больше использовать мессенджеры и социальные сети

Счетная палата России выпустила второй доклад об открытости федеральных органов власти. В исследовании «Открытость государства в России в 2020 году» приняли участие ведущие эксперты, СМИ были представлены в том числе РИА «ФедералПресс». В докладе размещен рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), а также дана оценка их работы с журналистами. Выводы Счетной палаты не для всех будут утешительными. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Доклад Счетной палаты России составлен совместно с АНО «Информационная культура» и Центром перспективных управленческих решений. Авторы сформировали рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти и составили рекомендации по ее совершенствованию. «Инструментально открытость является абсолютно необходимым средством общественного контроля, например в сфере госзакупок и любого расходования бюджетных средств. В то же время очевидно, что любая деятельность, которая финансируется из средств налогоплательщиков (за исключением секретной в соответствии с законодательством), должна быть открыта для их внимания и рассмотрения, – говорится в докладе. – Таким образом, Счетная палата рассматривает открытость государства как составляющую эффективности расходования бюджетных средств и в этом качестве продолжает анализировать то, насколько открытой является деятельность ФОИВ».

По словам авторов исследования, существует проблема «открытости и прозрачности ряда ведомств, которые обеспечивают национальную безопасность и работают с большими массивами секретной информации». Этот фактор учтен. Тем более что по многим вопросам, не связанным со спецификой работы силовиков, эти ведомства «являются более открытыми, чем многие госорганы, у которых такой специфики нет».

В общей сложности анализ охватывает 72 федеральные структуры – это 21 министерство и 51 ведомство, в том числе федеральные службы, агентства и управления.

По результатам оценки открытости российских ФОИВ максимальный балл не получил никто. Высокая степень открытости отмечена только в трех ведомствах – в Минэнерго России, Росмолодежи и Федеральной службе судебных приставов.

Большинству федеральных министерств дана низкая оценка открытости. Это Минпромторг, Минпросвещения, Минвостокразвития, МИД России, Минобороны, Минюст, Минсельхоз, Минтруд, Минкомсвязь, Минэкономразвития, Минобрнауки. Аналогичная картина и по ведомствам – абсолютное большинство из них получило низкую оценку открытости.

Эксперты отмечают, что показатели, которые ведомства получили в этом году, ниже прошлогодних. Хотя методология рейтинга и была существенно доработана, тем не менее «как и прошлогодний рейтинг, анализ этого года показывает слабые и сильные стороны каждого ведомства, те направления, по которым ведомство может совершенствовать свою открытость».

По показателю «Открытость информации» максимальный рейтинг получили лишь два федеральных министерства – МЧС России и Минэнерго России, а также шесть ведомств – Ространснадзор, Росстат, Рособрнадзор, Росрезерв, Росмолодежь и Федеральная служба судебных приставов.

Оценка сайтов федеральных структур показала позитивную динамику. По данным авторов доклада, по сравнению с прошлогодними результатами средняя экспертная оценка сайтов министерств выросла с 17 до 19 баллов, а вот средняя оценка сайтов федеральных ведомств осталась на прежнем уровне – 16 баллов. Лидерами среди министерств (с 21 баллом) стали МИД России, Минсельхоз России и Минкультуры России.

При этом эксперты отмечают улучшения в работе некоторых структур над своими страничками в интернете. Это, в частности, касается сайтов Минпросвещения и Минобрнауки. Но, возможно, качественный рост связан с тем, что это новые министерства и за год они просто дополнили свои страницы полезной и содержательной информацией.

Меньше всего баллов за официальный сайт второй год подряд получило Министерство обороны. В этом году эксперты оценили портал на 15 баллов, в прошлом – на 13. «Такой низкий уровень открытости вполне объясним для министерства, в чьем ведении находятся в том числе вопросы национальной безопасности», – поясняется в докладе.

Не все федеральные структуры оказались оперативны в обработке запросов от граждан и СМИ. В работе с журналистами из 21 министерства высшие оценки качества ответов получили только 12. «Три министерства (МЧС России, Минобороны России и Минюст России) получили по 2 балла за качество ответов от всех трех редакций. Нули за качество ответов от всех трех редакций получили Минздрав России и Минэкономразвития России. Такая низкая оценка работы пресс-служб именно этих ведомств вызывает недоумение, учитывая напряженную обстановку в связи с распространением коронавирусной инфекции. Пресс-службы этих ФОИВ должны были проявить еще большую открытость и своевременно предоставлять, в том числе журналистам, информацию о своей работе», – говорится в докладе.

Отдельная глава в документе посвящена открытому диалогу федеральных органов исполнительной власти с обществом. Эксперты, в частности, делают вывод, что «процесс внедрения работы в социальных сетях в постоянную работу органов власти все еще находится на стадии формирования». «Ведение официальных аккаунтов ведомств регулируется на уровне рекомендаций и требований к персональным аккаунтам госслужащих», – отмечают авторы.

Выводы также оказались неутешительными для ФОИВ. Ни одно из ведомств не получило максимальный результат. У министерств средний балл составил лишь 8,5 из 17 возможных, для ведомств – всего 6,4 балла. «Такие низкие средние значения оценки вызваны в том числе и полным отсутствием у некоторых ФОИВ аккаунтов в четырех социальных сетях, которые являются самыми популярными в России. В частности, ни одного аккаунта нет у Минюста России, Минтруд России ведет только «Твиттер», – резюмируется в докладе. – 14 ведомств из общего списка федеральных агентств, служб и управлений (всего – 51 ФОИВ) не имеют представительств ни в одной из ключевых социальных сетей».

При этом самой невостребованной соцсетью стали «Одноклассники».

По результатам исследования, эксперты Счетной палаты выработали рекомендации федеральным органам исполнительной власти. Чиновникам советуют при публикации информации на официальных сайтах уточнять время размещения, давать точные источники данных и ориентироваться на модели пользовательского наблюдения, более детально раскрывать сведения о структуре органа власти. Необходимо также расширять функционал электронных форм обратной связи и стараться отвечать на запросы сразу, не дожидаясь установленного законом 30-дневного срока.

В работе с журналистами ведомствам рекомендовано выстраивать более плотное взаимодействие. При этом использовать не только формальные каналы связи (официальные запросы и электронная почта), а больше мессенджеры и социальные сети. Ведомствам рекомендовано давать более содержательные ответы, которые важны не только журналистам, но и широкой аудитории: она заинтересована в получении информации, запрашиваемой СМИ. Эксперты Счетной палаты также советуют «не допускать избирательности в работе с журналистами».

Что касается деятельности в социальных сетях, то здесь федеральные структуры должны активизироваться и использовать их как «инструмент диалога». Причем каждая соцсеть – это связь с определенным сегментом аудитории. ФОИВ также не рекомендуют наращивать объемы пользователей, а стремиться к повышению качества взаимодействия с ними и «отказаться от искусственного раскручивания популярности аккаунтов».

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
Москва
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1