Народный контроль за реализацией нацпроектов, взаимодействие с волонтерскими организациями и отклик населения на разработку генерального плана Краснодара – все это есть на Кубани, считает Виктор Тимофеев, заместитель директора по земельно-правовым вопросам ООО «Кубань-Транспортная экспедиция».
Как оценивается состояние южных городов, в частности, Краснодара?
– Я считаю, что у нас проводится взвешенная политика. Губернатор Краснодарского края уделяет большое внимание Краснодару и как столице, и просто как красивому зелёному городу. Но трудности имеются. Например, перекосы в точечной застройке Краснодара. Она тянет за собой важные с социальной точки зрения проблемы. Главная из них – это перегрузка коммунального хозяйства города. Строятся-то весьма активно. А канализационные и ливневые коллекторы? Протяжка водоводов, линий электропередач? Строительство новых подстанций? Такая работа ведется, но она не выполняется в объемах, сопоставимых со строительством. Естественно, увеличивается нагрузка на существующие сети. А это напрямую влияет на качество жизни жителей, которые уже здесь проживают. Получается, что возрастает нагрузка, а объем поставки энергоносителей не увеличивается. Вследствие этого падает качество услуги.
Как вы думаете, может ли сейчас гражданское общество полноценно влиять на развитие города, его устройство, на распределение бюджета?
– Однозначно может и влияет. Наша Общественная палата, губернатор и мэр города регулярно видятся с населением. Принимают бюджет взвешенно, так, чтобы участвовать в программах по большему привлечению финансовых средств в коммунальную и социальную жизнь, спорт. Возьмем конкретный пример – разработку генерального плана города Краснодара. Проект был вывешен на официальных сайтах. Жители города имели возможность вносить свои пожелания и корректировки. В обшей сложности поступило десятков тысяч сообщений от населения. Все толковые предложения были услышаны и приняты. Представили губернатору генеральный план со внесенными изменениями. В этой ситуации, конечно, очень помог интернет. Но цифровые коммуникации – это только один из возможных способов взаимодействия. Важнейшая функция власти, администрации города – живое общение с населением. В интернете всего не напишешь. Да и не все напишут. Так что живые встречи очень эффективны и нужны.
Может ли население контролировать исполнение конкретных нацпроектов?
– Во-первых, жители изначально заявляют о своих желаниях: мы бы хотели, например, парк. Их территория участвует в конкурсе. Если победит, то администрация заказывает проект, согласовывает его с жителями этой территории. И они сами говорят при согласовании проектов: «Вот тут мы бы хотели побольше лавочек, вот тут – зелени, тут – освещение». Им лучше знать, где нужнее детская площадка, а где – спортивная. Поэтому диалог здесь как раз очень активный. А после того, как отыгран тендер и подрядная организация занимается выполнением работы, жители приходят и смотрят. Их встречи постоянны. Если с точки зрения населения есть какие-то нарушения, они сообщают в администрацию. По-моему, на сегодняшний день у нас налаженный контроль со стороны населения при выполнении работ по нацпроектам.
Наш президент регулярно говорит о важности взаимодействия разных групп общества, таких как активисты, волонтеры, власть. Как это происходит на практике?
– Волонтерское движение хорошо развито. Возьмем ближайший и не счастливый пример. Когда был введен карантин в связи с пандемией, волонтерское движение включилось на полную катушку. Многие люди оказались закрыты в своих квартирах. Откликнулось немало представителей бизнеса, собрали деньги, купили продуктовые и хозяйственные корзины, куда попали предметы первой необходимости, то, что нужно любому человеку. Деньгами поделились около 1470 кубанских предприятий. Развозили корзины по адресам ветеранов, инвалидов, многодетных семей. В 80% случаях это были люди старшего поколения. Известно, что эта категория наиболее подвержена риску. Мы работали совместно с ветеранскими организациями, они делились контактами, помогали раздавать корзины. В сложной и неординарной ситуации волонтерское движение сработало отлично и показало свою нужность.
На ваш взгляд, чего не хватает в диалоге между властью и обществом? Может, нужны какие-то организации?
– Общественных организаций очень много. Я думаю, что скорее надо уметь слышать друг друга. Часто у жителей одна точка зрения, у администрации она может немного отличаться. Я думаю, что нужно увеличить количество площадок для встреч, чаще видеться и открыто рассказывать о своей работе. Наш губернатор и мэр ходят на разные мероприятия, к ним обращаются люди – то есть такие площадки показывают свою эффективность.
Есть ли какие-то регионы, где этот диалог находится на таком уровне, что с него стоит брать пример?
– Есть. Мы как раз один из таких открытых регионов, где хорошо налажен диалог между властью и жителями города. Конечно, есть нюансы, но без них не обойтись. Надо разговаривать и находить общие точки соприкосновения. У нас более-менее все взвешенно в отношениях власти и жителей.
Бытует мнение, что власть боится некоторых активистов, а активисты думают, что во власти все коррупционеры. Как выстроить диалог?
– Только открытостью и практикой. Есть активисты, с которыми приятно общаться. Они выдвигают разумные требования, все по существу. А есть те, которые говорят: «мне так хочется». Не могу согласиться с тем, что власть боится активистов. Боялась бы – не проводила бы встречи. А у нас зовут и прессу, и телевидение, и активистов. СМИ – очень важное звено между властью и жителями, которое доносит информацию о том, что сделано и какие проблемы есть. Но и активисты могут прийти на заседание Думы или комитетов. Другое дело, что у нас достаточно много неконструктивных активистов. А те, кто говорит толковые вещи, вносит предложения, на самом деле очень нужны. Их предложения максимально конкретны и детальны. Они часто сами ищут встреч с администраций – и это правильно, к диалогу должны стремиться все стороны.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий