В одиннадцати субъектах страны 13 сентября пройдут выборы депутатов законодательных собраний и формирование новых муниципальных представительных органов. Казалось бы, 2020 год был полон потрясений – вирусная пандемия, отставка правительства во главе с лидером партии Дмитрием Медведевым, отложенное голосование по поправкам в Конституцию, общее мировое падение экономики. Но, судя по всему, именно кризис помог самой большой политической партии России сохранить лидирующие позиции и даже упрочить свое положение. Тем не менее расслабляться рано. В чем заключаются риски регионов и что поможет ЕР победить?
О том, как полезно создавать инфраструктуру
Аналитический доклад АПЭК начинается с весьма комплементарного тезиса: «В региональные избирательные кампании 2020 года «Единая Россия» вступает с сильными стартовыми позициями, обусловленными активной работой партии на пике пандемии с конца марта по начало июня 2020 года, а также мобилизующим эффектом общероссийского голосования по одобрению поправок в Конституцию».
Что правда, то правда. За годы своего существования ЕР создала прекрасно действующую инфраструктуру, способную очень эффективно работать «хоть в миру, хоть на пиру». Отлаженный до мелочей механизм взаимодействия партии с местными органами власти годами помогал мобилизовать граждан на избирательные кампании всех уровней, собирал социологию, волонтеров, проекты. Да и, как ни крути, именно региональные депутаты от бизнеса чаще всего занимаются реализацией федеральных проектов по благоустройству территорий, выполняют подряды в строительстве. Опять же, именно им россияне обязаны победами и провалами в здравоохранении. Минувшая пандемия коронавируса показала, что региональное здравоохранение способно эффективно мобилизоваться на выполнение сверхсложных задач.
Большой опыт в мобилизации электората помог «Единой России» провести голосование по поправкам в Конституцию с максимально возможной долей комфорта и достоверности. И свет популярности президентских решений отразился на рейтингах партии. Из доклада АПЭК следует, что в процентах доверия партия подросла на несколько пунктов. По данным ВЦИОМ, с 32 до 36 % за июнь 2020-го. Голосование показало и процент лояльного власти электората, который грех будет не использовать на выборах в заксобрания. Причем как в традиционно патернальных регионах, так и в традиционно протестных.
Следующим фактором успешности партии власти АПЭК считает авторитет губернаторов. В большинстве регионов именно главы субъектов возглавляют партийные списки или являются представителями партии. Многие главы медийны и популярны как политики и являются проводниками федеральной воли. С ними же ассоциируется реализация в территориях федеральной политики социальной поддержки.
Оказались полезными
Исследования показывают, что на авторитет исполнительной власти и самой ЕР очень благотворно повлияли те меры социальной поддержки, которые были предложены федеральным центром. Именно представители «Единой России» были инициаторами многих законопроектов, способствующих стабилизации настроений в период кризиса. В этот список аналитики АПЭК поместили:
1. Более справедливое перераспределение федеральных субсидий между регионами. Член думской фракции «Единая Россия» Надежда Максимова в ходе отчета правительства подняла этот вопрос. И если первые 100 миллиардов были направлены туда, где и так все хорошо, то после замечания Максимовой премьер Михаил Мишустин решил, что второй транш будет направлен наиболее нуждающимся.
2. Комплекс поддержанных, представленных или доработанных партией инициатив в сфере здравоохранения. Причем не только с поправкой на пандемию, но и на долгосрочную перспективу. Акцент на первичное звено здравоохранения, меры поддержки медицинским работникам, расширение списка бесплатных лекарств.
3. Самая популярная мера – поддержка семей с детьми. Речь идет и об увеличении пособий, и о расширении льготной линейки, и о выделении 10 тысяч рублей на несовершеннолетних детей.
4. Выстраивание коммуникаций между федеральным центром и регионами. Именно благодаря ЕР к работе над поправками были привлечены некоммерческие НКО, волонтерский корпус и региональные парламентские объединения. Эта же группа станет значительным ресурсом поддержки на предстоящих выборах в заксобрания.
В целом же АПЭК отмечает хорошую работу как партийных организаций в регионах, так и губернаторов – в качестве силы, консолидирующей элиты. При этом есть здоровая тенденция на обновление кадрового состава политического актива за счет привлечения новых лидеров общественного мнения и волонтеров, работавших в период кризиса. За новичками не тянется негативный шлейф подпорченной репутации, и они показали свою работоспособность и активную гражданскую позицию.
Где тонко, а где не порвется
Политический климат регионов, которым этой осенью предстоит обновить свой парламент, не однороден. Среди них есть стабильно лояльные власти субъекты, есть стабильно склонные к лояльности, а есть те, в которых сильны лидеры оппозиционного меньшинства. Риски и преимущества каждого субъекта проанализировали в АПЭК.
В Республике Коми фактором риска могут стать застарелые проблемы в системе здравоохранения. На это стоит обратить внимание, выстраивая диалог с избирателями. Но преимуществом кандидатов от ЕР станет авторитет врио главы республики Владимира Уйбы. Его команда показала хорошие результаты в борьбе с пандемией и при ликвидации последствий половодья. Популярной мерой оказался и перерасчет платы за отопление для жителей.
Белгородская область кажется стабильной, традиционно патернальной. Возможны риски в информационном пространстве, федеральные медиаатаки против руководства области (например, в связи с трудовыми отношениями на предприятиях крупных агрохолдингов), что может создавать негативный информационный фон вокруг кампании партии.
В Воронежской области оппозиция активна. Дополнительные трудности может создать совмещение областных и муниципальных выборов. Но губернатор и депутаты достаточно заметно работали с локальной повесткой и местными проектами. Это окажет благотворное влияние на ход кампании.
Калужская область будет тревожной. Во-первых, избирательная кампания совмещает выборы губернатора, депутатов заксобрания и муниципального совета Калуги. Во-вторых, есть электоральная часть, привыкшая ориентироваться на решения предыдущего главы Анатолия Артамонова, бывшего губернатором с 2000 по 2020 год. Плюс влияние экономического кризиса на промышленность региона. Но аналитики отмечают высокий уровень контроля за внутриполитической стратегией, который был выстроен еще при Артамонове. Это поможет стабилизировать ситуацию.
Костромская область. Рейтинг партии в регионе крайне невысок. По итогам выборов 2016 года – 36 %. Но есть надежда на то, что работа врио главы региона Сергея Ситникова, баллотирующегося на новый срок от партии, покажет позитивную повестку.
В Курганской области заметный протестный потенциал, застарелые социально-экономические проблемы и низкий партийный рейтинг. Помочь может только хорошая работа партии с локальными проектами «Городская среда», «Народный контроль», «Крепкая семья». На эту работу стоит обратить внимание избирателей. Ну и, конечно, на рост дополнительной федеральной поддержки. Особенно после посещения региона Михаилом Мишустиным.
Магаданская область, как и большинство территорий Дальнего Востока, – с заметным протестным потенциалом. Плюс активность оппозиции. Помочь может авторитет губернатора Сергея Носова с его антибюрократической повесткой и работой в направлении развития инфраструктуры региона.
Новосибирская область традиционно оппозиционная с сильными представителями лидеров общественного мнения. Список КПРФ на выборах в заксобрание возглавляют мэр Новосибирска Анатолий Локоть, вице-спикер заксобрания Владимир Карпов и глава федерации профсоюзов региона Александр Козлов.
Тут можно только выстраивать эффективную схему взаимодействия с властью посредством локальных проектов и проектов по развитию здравоохранения и инфраструктуры.
Рязанская область имеет большие проблемы из-за последствий экономического кризиса и застарелых социальных трудностей. Однако специалисты оценивают протестный потенциал как низкий. Сказываются близость региона к столице (многие жители ездят работать в Москву) и хорошая работа местной партийной организации.
В Челябинской области рейтинг ЕР значительно ниже общероссийского. Плюс постоянная угроза чрезвычайных ситуаций природного характера и плохая экологическая обстановка. Однако у нового губернатора Алексея Текслера довольно высок личный рейтинг, а он выдвигался от партии и продемонстрировал хорошую работу своей команды в кризисных ситуациях.
Ямало-Ненецкий автономный округ будет стабилен. Впрочем, возможны информационные атаки на партию в связи со скандалами, связанными с ЖКХ и аварийным жильем. Также могут быть претензии к работе в связи с условиями работы вахтовиков из-за коронавируса. Но в целом рейтинг партии стабильно высок.
Фото: ФедералПресс / Кирилл Дедюхин
Выборы-2020