Политика
  1. Политика
Политика
Ростовская область
0

«Нет человека, который бы зажигал толпу и собирал трибуны». Эксперт о составе гордум

Гордума
Астрахань, Краснодар и Ростов выберут гордумы

В Краснодаре, Астрахани и Ростове 13 сентября 2020 года будут проходить выборы городских дум. Жители юга России в целом положительно оценивают работу политиков, считает политолог Марат Баширов. Он рассказал «ФедералПресс», почему у общества нет мощного запроса на перемены и как поправки в Конституцию изменят работу органов исполнительной власти.

Почему на городском уровне нет ярких политиков? Что нужно, чтобы они появились?

— Нет человека, который бы зажигал толпу людей и собирал огромные трибуны. Но причина этому очень проста – это значит, что население довольно своей жизнью. Потому что обычно такие яркие персоны в политике появляются, когда в обществе назревает мощный запрос на перемены, когда люди ищут, кто бы мог изменить уклад жизни. А у нас сейчас скорее устойчивость социального взаимодействия между гражданами и теми людьми, которые занимаются управлением.

Другой вопрос, что появляются люди, которые занимаются не такими масштабными, но не менее значимыми делами. На муниципальном уровне таких людей достаточно много.

Локальные вопросы, затрагивающие интересы малых групп населения, двух-трех тысяч человек, поднимаются регулярно. Активные люди у нас не перевелись. Например, население заявляет о том, что городская набережная в плохом состоянии, и ее благоустраивают. Или есть мост, по которому не могут ездить большегрузные машины, а неподалеку имеется такое предприятие, в котором работают сотни человек. И им приходится ехать в объезд. Вроде бы проблема мелкая – всего лишь мост, но это же тоже затрагивает интересы населения, пусть и малой группы. Такие процессы есть. А больших конфликтных – нет. Это говорит о том, что градус социального самочувствия на юге России достаточно низкий, население довольно.

Вы не думаете, что это говорит о том, что население в принципе далеко от городской политики и не интересуется деятельностью думы?

— Человек всегда чем-то недоволен. Но когда социальный запрос мощный, то этого попросту нельзя не заметить. Текущий процесс свидетельствует о том, что все основные запросы, на которые население обращает внимание власти, удовлетворяются.

Возьмем конкретный пример. В Ростове жители Левенцовки жалуются на мусорный полигон под своими окнами. Проводили митинги, выходили с пикетами, обращались в правительство и к депутатам. Это ли не конфликтная ситуация, когда интересы людей должен отстаивать тот самый яркий политик?

— Это очень хороший пример. Он прекрасен тем, что в лучшем случае касается нескольких тысяч человек. Тех, кто купил квартиры, вложился, а потом оказалось, что им придется жить над мусорным полигоном. Разумеется, их это очень волнует, а проблема не исчезает с годами. Такое в России встречается сплошь и рядом.

Давайте по существу: миллионный город производит мусор, его надо куда-то вывозить. А потом оказывается, что тот самый полигон, куда вывозят мусор миллионов людей, мешает жить нескольким тысячам. Они чувствуют запах, беспокоятся о детях, здоровье. Такую проблему надо решать, и это, конечно, упущение власти на муниципальном уровне.

Политики городской думы могут решить такую проблему. Даже не так – они обязаны ее решать, поднимать ее и доходить с ней до вышестоящих руководителей, а если надо, то и выходить на правительство и президента. Главным образом это задача тех людей, которые избираются от этих округов.

В данном случае такой яркий политик необходим. Ведь по большому счету совершенно неважно, кто где живет: я, например, живу около полигона, а вы – нет. Но у нас с вами равные права, и они должны быть одинаково защищены. Именно для этого и существуют городские думы – бороться за комфорт даже нескольких домов.

Как поправки в Конституцию изменят работу муниципальной власти?

— На сегодняшний день есть поправка, которая включила органы местного самоуправления – имеются в виду органы исполнительной власти – в общую вертикаль публичной власти в стране.

То есть планируется, что будет единая вертикаль от президента и до того человека, которого мы называем мэром или сити-менеджером. Должен быть механизм, который позволит эту единую публичную вертикаль обеспечить, в том числе в кадровом вопросе. Это очень важно, потому что сегодня муниципалитеты часто работают не в интересах населения, а в интересах определенной группы лиц, которая находится у власти. Это мешает претворять в жизнь некоторые федеральные решения.

Далеко ходить не надо – возьмем нашумевшую историю с коронавирусом. Правительство принимает решение, что все врачи, которые работают с заболевшими COVID-19, должны получать доплаты. Но по всей стране множество врачей дополнительных выплат не получает. Идет громадное возмущение, возникает вопрос: почему так происходит?

Потому что деньги попали на муниципальный уровень и начались игры. Представьте: вам упало несколько миллионов и вы начинаете думать: как сделать так, чтобы врачи их не получили? Таких примеров искажения сигналов от верхушки до низа множество. Это касается дорог, здравоохранения, жилищного строительства. За счет поправок в Конституцию эти искажения должны исчезнуть. Как это будет реализовываться, пока не до конца понятно. Но должно получиться прозрачнее с точки зрения принятия решений.

Будет ли в этом году в краснодарской думе увеличено количество мест в связи с тем, что город вырос?

— Такое решение должно основываться на соответствующем законе. Это право региональной власти. Надо ориентироваться на план законотворческих работ. Юристы или общественники знают, что надо посмотреть, есть ли в плане работы законодательного собрания поправки о том, что касается представителей органов власти.

Но такие решения не принимаются быстро, на них уходит несколько месяцев.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1