Дождевая канализация – больная точка юга России. Одной из главных причин затопления улиц прежние власти называли забитые ливневки, которые просто не в состоянии справиться с дождевым потоком. Администрации городов признают, что системы находятся в неисправном состоянии. Кто из южных городов – Ростов или Краснодар – получит ливневую канализацию, разбирался «ФедералПресс».
Проект первого этапа развития системы ливневой канализации Ростова должен быть завершен до конца 2021 года, заявил в конце июля губернатор региона Василий Голубев. Примерно в это же время глава Краснодара Евгений Первышов обратился к депутату Госдумы Владимиру Евланову с просьбой оказать содействие в получении средств на аналогичную задачу.
Во всем виноваты предыдущие чиновники
Экс-глава Ростова-на-Дону Сергей Горбань заявил, что только 15 % от общего числа ливневок находится на балансе муниципалитета. Остальные либо бесхозные, либо принадлежат различным структурам. Сити-менеджер объяснил это просчетами предыдущей команды управленцев во главе с Михаилом Чернышевым.
«Я, конечно, могу пойти к губернатору и попросить у него денег на ливневую канализацию, но с чем мне идти? Что я могу сделать, если, к примеру, тогдашняя мэрия заключила соглашение с инвестором о строительстве в Суворовском жилья без инфраструктуры, тех же ливневок? Или когда началось строительство Левенцовки, опять же без ливневых канализаций?» – заявил тогда Сергей Горбань.
Позже ливневки обещали привести в порядок к ЧМ-2018. На их содержание городской бюджет в 2017 году потратил 40 миллионов рублей. Согласно официальной документации на сайте госзакупок, деньги планировалось потратить на промывку канализации, очистку ее от мусора, замену более трех тысяч старых люков и установку новых дождеприемников. Работы предполагалось провести по основным улицам столицы Дона.
Но в прошлом году Ростов из-за дождей даже лишился трамвайного сообщения – движение было приостановлено из-за проблем с канализацией на проспекте Буденновском. В конце июля текущего года город снова затопило. Например, в торговом центре «Парк» из-за потопа закрылся гипермаркет, который находится в цокольном помещении.
Тем временем в Ростовской области утверждают, что ливневки города находятся в исправном состоянии.
«Могу с полной уверенностью сказать, что в городе ливневая система канализации находится в рабочем состоянии. Мы очень серьезно сейчас подходим к вопросу ее обслуживания. Однако со стихией человек не всегда может справиться. Самое главное, что мы ситуацию сдержали и никто не пострадал», – прокомментировал последний ростовский потоп и. о. главы администрации Ростова Юрий Овчинников.
Кубанское правительство поступило ровным счетом наоборот. Глава Краснодара Евгений Первышов раскритиковал состояние ливневок. Он заявил, что дождевая канализация не справилась с нагрузкой.
«Фактически дождевая канализация в Краснодаре находится в неработоспособном состоянии. Мы понимаем, насколько колоссальный объем работы по очистке и содержанию ливневки предстоит провести в Краснодаре. Выпавшая менее чем за сутки месячная норма осадков еще раз доказала необходимость этого», – сказал Евгений Первышов.
В июне прошлого года мэр Краснодара поручил создать службу по содержанию ливневой канализации. Сейчас в ней работает 16 специалистов, содержится 12 единиц спецтехники, в том числе гидродинамические и илососные машины. С начала создания службы к августу текущего года было прочищено почти 194 километра коллекторов. Из ливневок специалисты вывезли больше 1,4 тысячи кубических метров ила, откачали почти две тысячи кубических метров дождевой воды. В общей сложности прочистили около 5,5 тысячи дождевых колодцев.
Города-соседи с разными подходами
В конце июля этого года Евгений Первышов обратился к экс-главе Краснодара, депутату Госдумы, члену комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимиру Евланову с просьбой помочь реконструировать ливневые канализации и вынести проблему городских ливневок на обсуждение в правительстве России.
В общей сложности на реконструкцию требуется порядка 30 миллиардов рублей. Власти города выделили 29 участков города, на которых ливневки надо реконструировать в первую очередь. Владимир Евланов ответил, что поднимет этот вопрос в правительстве. Экс-глава Краснодара уверен, что получит поддержку членов профильных комитетов Госдумы.
В это же время власти Ростовской области заявили о намерении завершить до конца 2021 года проект первого этапа развития системы ливневой канализации города. Это нужно делать поэтапно, начинать – с самых проблемных и подтопляемых территорий, считают в правительстве региона.
Рост многоэтажной застройки, автомобильных дорог, укладка асфальтобетонного и плиточного покрытия привели к увеличению площади водосбора на 40–50 га ежегодно. Модернизация существующей сети ливневой канализации не проводилась много лет, заявили в правительстве региона.
На первом этапе развития системы ливневок планируют разработать проект и построить главный коллектор с высокой пропускной способностью вдоль улицы Малиновского, а также создать сеть второстепенных коллекторов, обеспечивающих сбор поверхностных стоков, их очистку и выпуск в естественные водотоки. Губернатор Ростовской области Василий Голубев заявил о намерении построить ливневые коллекторы длиной 42,7 км.
Городские власти признают, что в последние десятилетия создание ливневой канализации проводилось только в рамках строительства или реконструкции автомобильных дорог и не было рассчитано на прием стоков с развивающихся территорий.
За последние пять лет в Ростовской области отремонтировано, реконструировано и построено почти 3,5 тысячи км дорог, капитально отремонтировано и построено 5226 км искусственных сооружений. В планах области к 2024 году отремонтировать 2268 км автодорог, объем финансирования на дорожное хозяйство составит 110 млрд рублей.
В прошлом году на реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Ростовской области было выделено порядка 7 млрд рублей из бюджетов разных уровней. Выполнялись работы по реконструкции, ремонту, в том числе капитальному, на 204 объектах регионального и местного значения.
В этом году запланировано отремонтировать 181 объект, из которых 102 являются дорогами регионального значения и 79 – местного. На реализацию нацпроекта в текущем году будет направлено 8,2 млрд рублей, в том числе из средств федерального бюджета – 2,6 млрд рублей.
«Серые городские ливневки в обязательном порядке должны входить в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Без системы дождевой канализации дорога не может быть качественной. И когда планируют ремонт или строительство улицы, ливневки надо обязательно учитывать. Но идеальная картина – это серые ливневки в качестве базы плюс зеленые, вспомогательные. Последние тоже могут входить в нацпроекты – в «Экологию», например», – считает привлеченный эксперт Общественной палаты РФ Александр Водяник.
В Краснодарском крае за пять лет построено и отремонтировано более 2,5 тысячи км дорог местного значения. По нацпроекту в Краснодарской, Сочинской и Новороссийской агломерациях запланировано выполнить ремонт 194 объектов протяженностью около 180 км.
Ростов консервативнее, чем Краснодар
«Я сильно сомневаюсь, что весь город избавится от традиционных, практически ежегодных потопов. Но допускаю, что в значительной степени ситуация улучшится. Давайте конкретнее: у нас регулярно заливает улицу Малиновского, одну из самых загруженных в городе. И скорее всего от этого удастся избавиться, поскольку есть куда отводить воду. А что делать, например, с районом Лендворца, за которым плотно громоздится жилая застройка? Куда там ее отводить? Это очень сложный вопрос», – сказала депутат заксобрания Ростовской области Татьяна Иващенко.
По ее словам, у Краснодара и Ростова практически равные шансы получить финансирование из средств федерального бюджета.
«Не имеет значения, кто будет просить денег – мэр города вместе с депутатом Госдумы или губернатор региона. К тому же от Ростовской области тоже есть депутаты, наш губернатор может обратиться к ним точно так же, как и Первышов. Я думаю, что финансирование будет зависеть от политического веса и отношений на верхах. А кто быстрее получит деньги, тот скорее построит ливневку», – говорит Иващенко.
Ростов уступает и будет уступать Краснодару по части ливневок, заявил привлеченный эксперт Общественной палаты РФ Александр Водяник. По его словам, дело в самой инициативе: Ростов выбирает более традиционный метод работы с ливневками в отличие от Краснодара. Сложностей добавит и то, что большая часть ливневок столицы Дона находится в бесхозном состоянии.
«Еще в годы Советского Союза был разработан проект, по которому обычные серые ливневки совмещались с так называемыми зелеными ливневками – системой каркасов и канав, которая берет на себя значительную часть водного потока. Сколько именно, сложно сказать. Китайцы утверждают, что до 70 %, американцы – что до 40 %. Такая система давно используется в общемировой практике, отлично себя показывает и доказывает свою эффективность. Ростов словно создан для нее – наш холмистый, неровный рельеф такой системе активно способствует. И был у нас профессор ЮФУ, который разработал соответствующий проект конкретно для Ростова-на-Дону, разделил город на семь соответствующих зон, учитывающих особенности рельефа и других условий. Но проект загнулся, наши чиновники его не приняли. А теперь посмотрим на Краснодар: это же совсем другое дело. Город стоит на равнине, и там будет значительно сложнее ввести такую систему, но ведь собираются! Первышов знает, что делает, он учитывает зеленые ливневки», – сообщил Александр Водяник.
Если говорить о том, кто быстрее получит качественную систему ливневок, то это однозначно Краснодар, считает Александр Водяник.
«Я думаю, Евланов гораздо быстрее добьется выделения денег на финансирование. Обратиться к нему было правильным решением. А Ростов в принципе город очень консервативный, трудно принимает новые проекты. Мы опираемся на то, что у нас есть ливневки. Проблема не в том, что их нет, а в том, что ливневки не справляются с дождевым потоком. Они и не будут справляться, поскольку рассчитаны на среднюю норму осадков, а первичный дождевой поток всегда ее выше. Такую проблему можно решить только комплексно. Я убежден, что даже когда Краснодар успешно построит комплексные ливневки и они докажут свою эффективность, Ростов навряд ли возьмет с них пример и повторит этот опыт», – говорит эксперт.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий