Социальные сети кардинально изменили мир не только тех, кто уже не мыслит жизни без виртуального пространства, но и тех, кто пока слабо ориентируется во всемирной паутине. Героем или антигероем интернета сегодня может стать каждый. Любой человек может подвергнуться нападкам, клевете и оскорблениям, любой человек на сетевых просторах может узнать о себе даже то, чего никогда не было в его жизни. Можно ли защититься от этого? Что делается государством для этого? Расскажем в материале «ФедералПресс».
В Великобритании буквально месяц назад большой резонанс вызвал арест 12-летнего подростка. Мальчишку, который называет себя членом расистской организации ку-клукс-клан, задержали за оскорбление в одной из социальных сетей полузащитника клуба «Кристал Пэлас» Вильфрида Заа. Футболист сделал скриншоты сообщений с угрозами и направил их в полицию. Виртуальный агрессор незамедлительно поплатился за свои слова. И это не первый случай в Туманном Альбионе, когда футболисты подвергаются нападкам в Сети. Ранее агрессии подвергся экс-игрок сборной Иан Райт, после чего английская футбольная премьер-лига запустила целую систему противодействия оскорблениям спортсменов в соцсетях.
В России подобная система пока не создана. Вместе с тем эксперты постоянно поднимают тему защиты репутации в интернете. И первые шаги на законодательном уровне были сделаны буквально этим летом: в первом чтении Госдума приняла законопроект, который приравнивает оскорбления в интернете к публичным.
При этом меняется само понятие «оскорбление». До сих пор таковым признавались нецензурные выражения в отношении того или иного лица. Теперь же законодатели предлагают считать оскорблением любое «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность, форме». Ожидается, что ко второму чтению депутаты Госдумы предложат «закрытый перечень оскорблений». Это позволит избежать недопонимания и двояких толкований.
Как и сейчас, за оскорбление в Сети придется заплатить штраф. Они будут распространяться не только на простых граждан, но и на чиновников, должностных и юридических лиц, которые, объективно, последнее время нередко стали позволять себе лишнее во время выступлений, в постах на своих страницах в соцсетях. Согласно документу, чиновников будут привлекать к ответственности и «при исполнении», и «в связи с осуществлением» возложенных на них должностных обязательств. Иначе говоря, после принятия закона каждому госслужащему придется круглые сутки помнить о том, что он несет ответственность за свои слова.
Таким образом все участники публичных процессов уравниваются в правах – поплатиться за некорректное поведение в Сети и в реальной жизни может любой, независимо от статуса. В России формируется единая культура общения офлайн и в онлайн-пространстве. И первые случаи разбирательств вокруг оскорблений в Сети уже есть.
Например, в Забайкалье правоохранители проводят проверку по факту размещения в социальных сетях нашумевшего видеоролика. На записи двое подростков, нецензурно выражаясь, зашли в православный храм, и один из парней прикурил сигарету от свечи. Действия подростков квалифицированы следствием по статье «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Видимо, это в том числе побудило одного из подростков записать новый ролик – с извинениями за свое поведение.
В Кисловодске резонанс вызвала ситуация, когда чиновники через оскорбления в социальных сетях решили бороться с «непослушным» экоактивистом. Это произошло после комментария главы общественного экологического совета города Павла Мартиросова о новой развязке дороги на привокзальной площади, размещенного в соцсетях. Видео посмотрели тысячи пользователей интернета. Сам же Мартиросов тут же подвергся нападкам. Кульминацией стало сообщение в паблике gorod_kislovodsk, на который подписано около 40 тысяч пользователей, где секретарь главы администрации Кисловодска Екатерина Мелихова прокомментировала ситуацию и назвала Мартиросова «уголовником», который «подставил коллег и бежал за границу». Вскоре эта публикация Мелиховой была удалена, но чиновница разместила свой комментарий уже на личной странице в «Инстаграме», да еще и попросила сделать «максимальный репост». После разразившегося скандала в отношении секретарши прокуратура Ставропольского края возбудила уголовное дело по факту клеветы.
Кстати, после внесения поправок в законодательство чиновникам за их неуважение к гражданам придется расплачиваться в том числе рублем. В обновленной редакции Административного кодекса за оскорбление для госслужащих будет предусмотрен штраф от 50 до 100 тысяч рублей либо дисквалификация на срок до одного года. А за повторное нарушение заплатить придется уже от 100 до 150 тысяч рублей либо лишиться права замещать должности государственной и муниципальной службы на срок до двух лет.
Описанные выше случаи – лишь единичные примеры ситуаций, когда конкретные люди поплатились за оскорбление, равно неуважение, других. На самом деле в виртуальном пространстве подобных роликов, сообщений, постов, содержащих оскорбление группы лиц или конкретных персон, огромное количество, и пока их размещение не повлекло юридических последствий для авторов. Эксперты полагают, что с принятием поправок в федеральное законодательство таких случаев станет меньше и пользователи будут думать, прежде чем что-то размещать в Сети.
Оскорбление и клеветничество зачастую авторы связывают с желанием кого-то «разоблачить». Но мало кто задумывается о последствиях. Ведь даже действующее законодательство, как видно по приведенным выше примерам, позволяет привлекать к административной и даже уголовной ответственности. Так, в Уголовном кодексе России существует несколько статей, по которым можно ответить за оскорбление военнослужащего сослуживцем, начальника подчиненным или подчиненного начальником во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (статья 336 УК РФ), за нарушение права на свободу совести и вероисповедания в части осуществления публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу и совершенных в целях оскорбления религиозных чувств верующих (часть 1 статьи 148 УК РФ), за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, оскорбление судьи, присяжного заседателя, иного участника судебного заседания (статья 297 УК РФ), за клевету, сопряженную с унижением чести и достоинства лица, подрывом репутации (статья 128.1 УК РФ).
Существуют, конечно, некие правовые издержки. Например, в Кодексе об административных правонарушениях не урегулированы оскорбления в интернете (статья 5.61 КоАП), не урегулированы нормы в части мелкого хулиганства, явного неуважения к институтам власти, обществу, государству и его символам (статья 20.1 КоАП), в действующей редакции Уголовного кодекса пока не урегулирован вопрос времени исполнения должностных обязанностей чиновников (статья 319 УК РФ). Все эти юридические коллизии будут устранены с принятием нового закона.
Эксперты отмечают своевременность разработки и принятия законопроекта о защите репутации в интернете. И важно его подкрепление правоприменением в дальнейшем. По словам директора РОЦИТ Сергея Гребенникова, «если правоприменительная практика будет действительно одинаково работать и для обычных пользователей, и для чиновников, это будет здорово». «Мы все понимаем, что все люди перед законом должны быть равны. Очень часто мы сталкивались с ситуацией, когда что-то можно чиновнику, но запрещено обычному пользователю Сети. Поэтому очень бы хотелось, чтобы каждый понимал, что он имеет определенные права и в то же время несет ответственность за оскорбление кого-то в Сети», – подчеркнул Гребенников.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский