Политика
  1. Политика
Политика
Челябинская область
0

Сколько стоит стать депутатом. Расценки в Челябинске

Выборы в Челябинской области обходятся в солидную сумму
Выборы в Челябинской области обходятся в солидную сумму

Менее месяца остается до выборов в муниципальные Советы депутатов и Законодательное собрание Челябинской области. Агитки, праздники дворов, субботники – все это неотъемлемые атрибуты большинства избирательных кампаний. «ФедералПресс» решил посчитать, в какую сумму в среднем обходится кандидатам самопрезентация.

В Челябинской области полным ходом идет избирательная кампания. В регионе общественные места, обочины дорог пестрят баннерами с изображением кандидатов и логотипов партий, почтовые ящики и подъездов завалены газетами и агитками, проводятся праздники дворов, субботники, встречи с жителями. Все это стоит немалых денег. Однако агитация – только внешнее проявление. На самом же деле затраты кандидатов и партий куда более солидные.

«Когда я выдвигалась на главу поселения, потратила примерно 50 тысяч. А вот мои конкуренты выложили более миллиона рублей за политтехнолога, чтобы не допустить меня. А в этот раз я пошла в поселковые депутаты, там партия помогла оплатить работу агитаторов, но раз партию не допустили до выборов, то сейчас мы не работаем, никаких затрат нет», – рассказала свою историю несостоявшийся кандидат в депутаты поселения в Сосновском районе Челябинска Татьяна Дегтярева.

Эксперты-политтехнологи подтверждают, что стоимость кампании зависит от того, насколько сильны у кандидата конкуренты, какими ресурсами они обладают. В среднем при участии в простой муниципальной кампании претендент на депутатский мандат должен планировать свои расходы из расчета примерно 300 рублей на привлечение одного избирателя. Таким образом, если на округе проживает пять тысяч человек, необходимо иметь в запасе 1,5 млн рублей.

Политтехнолог Евгений Маклаков рассказал «ФедералПресс», что основные расходы идут на оплату работы политтехнолога и штаба, в который входят агитаторы, юристы, секретари, доверенные лица, наблюдатели на день голосования и так далее, на агитационно-пропагандистские материалы, включая билборды и рекламу в СМИ. Средняя норма на одного агитатора – обход ста квартир. Не очень много тратится на организацию праздников дворов, подарки.

«Есть же определенный фонд, который может потратить кандидат. Но ведь не секрет, что многие вещи не проходят через него. Если кампания конкурентная, случается так называемая «листовочная» война, то расходы растут: надо постоянно агитационный материал подклеивать, нанимать на это агитаторов», – рассказал Евгений Маклаков.

Сами кандидаты тоже говорят, что цена кампании зависит от уровня конкурентности. При этом признаются: даже вложив два – три миллион в муниципалитете можно проиграть. Гарантии в этом деле чаще не дается.

«Моя прошлая кампания стоила 2,5 млн рублей. У меня был конкурент серьезный. Я выиграл с отрывом примерно в 30 голосов. Сейчас есть кандидаты, которые укладываются в 30-50 тысяч. А средняя стоимость кампании – миллион-полтора. Зависит от конкурентов, проблематики в районе, от того, какой технолог. Самое главное – пиарщик. Технолог может с одними ресурсами сделать кампанию, может с другими», – рассказал действующий депутат и кандидат одного из самых напряженных в политическом плане муниципалитетов Южного Урала.

Новая социально-экономическая реальность, сформировавшаяся в результате кризиса, вызванного пандемией коронавируса, оказала влияние на избирательные процессы. Несмотря на рост конкуренции, в целом эксперты замечают тенденцию к экономии средств кандидатов.

«Конечно, ситуация достаточно сильно изменилась. Во-первых, общий экономический кризис наложил свой отпечаток. Второе – ковидная тема увеличила значимость диджитал-технологий, Интернета. Люди за эти полгода привыкли находиться в Сети, решать там массу вопросов, потому что это безопасно. Плохо открывают и пускают в квартиры, даже если агитатор в маске. Идет сокращение бюджетов кампаний. Эти выборы в заксобрание показали, что бюджеты сокращаются, потому что людских ресурсов требуется меньше, так как больше используется наружная реклама, опять же Интернет, в меньшей степени – телевидение. Соответственно, снижаются и гонорары политтехнологов, штабистов и так далее. Но зато выросли траты на наблюдателей, так как работать им придется трое суток», – отметил политтехнолог Евгений Маклаков.

Напомним, выборы в муниципальные Советы депутатов и Законодательное собрание Челябинской области состоятся 13 сентября. Однако будет два дополнительных дня – 11 и 12 число.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1