У жителей центральной части России о Курилах очень поверхностное представление – как о затерянных в океане островах, где есть лишь тюлени, каланы, рыбаки и пограничники. В действительности рыболовство играет важную роль в экономике Курил, но им не ограничивается. Здесь может быть налажена добыча полезных ископаемых, сюда могут приезжать в большом числе туристы. Могут, однако пока их мало. Какие рецепты должны быть использованы для роста экономики Курил, разбирался «ФедералПресс».
Три года пролетели незаметно
23 августа исполнилось три года со дня образования территории опережающего развития (ТОР) «Курилы»: она была создана в соответствии с постановлением правительства России в целях формирования центра глубокой переработки водных биоресурсов, привлечения капитальных вложений и укрепления позиций нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
По тогдашней оценке Министерства России по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее – Минвостокразвития России), в результате реализации инвестиционных проектов в ТОР «Курилы» появится не менее 700 рабочих мест. До 2026 года в бюджеты всех уровней должно поступить свыше 5,8 млрд рублей.
Якорным резидентом ТОР «Курилы» стал рыбокомбинат «Островной», намеревавшийся построить комплекс по выпуску консервов и замороженной рыбы. В него должны были входить консервный и два морозильных завода, предприятие по глубокой переработке тресковых и лососевых пород рыб, склад. Комплекс должен был заработать до 2020 года и поставлять свою продукцию как на внутренний рынок, так и за границу – в Японию, Китай, Южную Корею и другие страны.
Судя по пресс-релизу Минвостокразвития России, посвященному трехлетию ТОР «Курилы», проект «Островного» все еще находится в стадии реализации и до его завершения пока далеко. В нем говорится о намеченных вложениях в 5,6 млрд рублей и планах по созданию более 700 рабочих мест.
Как следует же из информации Seldon.Basis, в 2017 году «Островной» получил 23,8 млн рублей убытка, зато в 2018 году его чистая прибыль составила 443,8 млн рублей, в 2019-м – почти 1,6 млрд рублей. Похоже, он попросту не смог осуществить проект в намеченные сроки – ему явно не хватало денег.
Островов много, людей мало
Деньги нужны не только «Островному», они требуются всем Курильским островам, заселенным крайне неравномерно. Постоянно люди живут на четырех из более чем 30 островов – Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане, на остальных население отсутствует (если не считать семей смотрителей маяков).
Проживают в двух городах, Курильске и Северо-Курильске, поселке Южно-Курильске и 16 селах. В административном плане Курильские острова делятся на три городских округа (Северо-Курильский, Курильский и Южно-Курильский) с численностью жителей 2,5, 11,8 и 6,5 тыс. человек соответственно.
Жизнь их нельзя назвать сладкой. До большой земли можно добраться на пароме, плывущем на Сахалин, либо авиарейсами с небольших аэродромов на отдельных островах. На Курилах имеется всего 13 километров асфальтированных дорог, остальные – грунтовки. Сотовая связь появилась там в 2005 году, высокоскоростной Интернет – в 2019-м.
Подавляющая часть местных жителей задействованы в рыбном бизнесе – либо ловят рыбу, либо ее перерабатывают; сравнительно небольшое число работает в административных учреждениях, школах и больницах, в отделениях банков.
Нельзя сказать, что правительство России не уделяет внимание Курильским островам. В 2015 году оно приняло федеральную целевую программу, направленную на стимулирование их социально-экономического развития на период до 2025 года.
В рамках программы в текущем году должно быть затрачено 5,9 млрд рублей на различные цели – строительство нового жилья на Кунашире, Шикотане и Итурупе, больницы в Северо-Курильске, нескольких школ, реконструкцию магистральных тепловых сетей и др.
Энергия под ногами
Подлинная боль Курил – энергетика. Несмотря на то что все они имеют вулканическое происхождение, энергия земных недр используется отнюдь не на 100 %. Есть две геотермальные электростанции – «Океанская» и «Менделеевская».
Запущенная в 2007 году рядом с вулканом Барановского на Итурупе, «Океанская» мощностью 2,5 МВт снабжала электроэнергией Курильск. В 2013 году на ней произошла авария, приведшая к выходу из строя одного из турбогенераторов и отключению Курильска. Восстановить энергоснабжение города удалось за счет дизельных электростанций, расположенных в селе Китовое.
Привести сломавшийся турбогенератор в нормальное состояние не получилось, и в 2015 году «Океанскую» пришлось закрыть. На ее месте предполагалось строительство современной геотермальной электростанции мощностью 16 МВт, но из-за больших инвестиций (порядка 8 млрд рублей) она так и не была создана.
Более старая электростанция «Менделеевская» на 3,6 МВт функционирует с 2002 года на Кунашире, снабжая электроэнергией и теплом Южно-Курильск. В 2011 году стартовали работы по ее модернизации для увеличения мощности до 7,4 МВт, и в 2017 году они должны были закончиться (по всей видимости, так и было).
Помимо «Менделеевской», энергосистема Курил состоит из пары гидроэлектростанций на Парамушире, ветровой электростанции на Кунашире, раскиданных по отдельным островам дизельных электростанций. Плюс есть еще несколько солнечных.
Тем не менее ветер, солнце и тепло глубин полностью не заменили дизельное топливо, до сих пор завозимое на Курилы для обеспечения тамошних электростанций.
Корни из Эстонии
Вулканические силы определили характер минерально-сырьевой базы Курильских островов: на них выявлены рудопроявления и месторождения железа, титана, серебра, золота и т. д.
На сегодняшний день эксплуатируется один объект – Айнское месторождение на Урупе с запасами около 14 тонн золота и 58,4 тонны серебра. Его разработчиком является компания «Курилгео», входящая в состав Solway Investment Group. Она владеет также Побужским ферроникелевым комбинатом на Украине, рядом проектов по освоению месторождений меди, никеля, кобальта и золота в Македонии, Аргентине и Индонезии (в собственности Solway Investment Group было даже металлургическое предприятие «Красный Октябрь» в Волгограде).
Владеет же Solway Investment Group эстонский предприниматель Александр Бронштейн, бывший в свое время членом советов директоров Волховского и Волгоградского алюминиевых заводов, СУАЛа, банка «Флора-Москва».
Деятельность «Курилгео» ведется не без проблем. В 2019 году управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области подавало в суд иск о ее банкротстве в связи с задолженностью по уплате налогов на 544,2 млн рублей. «Курилгео» смогла его избежать, в экстренном порядке погасив долги.
Добыча же руды в прошлом году снизилась на 9,2 %, до 690 тыс. тонн, выпуск из нее золота – на 16,5 %, до 1,1 тонны, серебра – на 8,6 %, до 4,2 тонны. Возможно, на нее повлияла конъюнктура мирового рынка драгоценных металлов: цены на них медленно ползли вверх. В 2020 году они взлетели, и «Курилгео» имеет шансы для существенного роста добычи.
Стратегический металл
В отличие от Айнского месторождения, другому объекту не повезло, хотя он уникален. Речь идет о вулкане Кудрявом на Итурупе. В 1992 году там было обнаружено месторождение рения, представляющее собой «поле» в кратере Кудрявого, непрерывно выбрасывающем в воздух горячие газы. В них и содержится рений. Кроме того, есть индий, германий и иные редкие металлы. Суммарный вынос металлов с газами оценивается в 20–36 тонн в год.
Рений обладает комплексом замечательных свойств – высокой температурой плавления и устойчивостью к химическим реагентам, хорошей каталитической активностью. Его используют для изготовления жаропрочных сплавов (без них невозможно производство современных двигателей для самолетов и ракет), нити накала в макс-спектрометрах, термопары, катализаторов, самоочищающихся электрических контактов.
Спрос на рений в России можно оценить в пределах 5–6 тонн в год. Он постепенно увеличивается и через десять лет может достичь 20 тонн. К сожалению, он не полностью удовлетворяется внутренним производством, и приходится рений закупать за границей.
Поэтому на протяжении многих лет ведутся разговоры о необходимости добычи рения из газов Кудрявого. В 2002 году ученые Института минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов установили на нем экспериментальную установку для сбора рения. До промышленного получения рения дело не дошло, и никакой инвестор им пока не заинтересовался.
Полная переработка
В рыбопромышленном комплексе Курильских островов ситуация выглядит повеселее. В отличие от вышеупомянутого рыбокомбината «Островной», не сумевшего реализовать свой проект в намеченные сроки, группа «Гидрострой» (занимающаяся, помимо строительства и ремонта разных объектов, ловом рыбы) в 2019 году торжественно ввела в эксплуатацию на Шикотане крупнейший в России рыбоперерабатывающий комплекс «Крабозаводск».
Он предназначен для выпуска мороженной продукции из рыбы, в частности филе минтая, трески, скумбрии, иваси, тихоокеанской сельди, кальмаров. «Крабозаводск» имеет холодильник на 15 тыс. тонн рыбы и жиромучное производство мощностью 25 тонн в сутки. «Гидрострой» потратил на его создание 6,5 млрд рублей.
В спину «Гидрострою» дышит компания «Алаид», открывшая совсем недавно завод, рассчитанный на переработку 150 тонн рыбы в сутки. Он будет поставлять потребителям филе, печень и икру трески, разделанные палтус, камбалу, навагу и макрурус. На нем, как и на «Крабозаводске», налажен выпуск рыбной муки и жира.
«Алаид» вложил в сооружение предприятия 785 млн рублей, еще 300 млн рублей он рассчитывает направить на строительство рыболовецкого судна на одной из верфей Дальнего Востока. В планы «Алаида» входит получение в ближайшие месяцы статуса резидента ТОР «Курилы».
Механизмов достаточно
Пускай в экономике Курил идут подвижки, ей все равно нужен рост. Отраслевые эксперты расходятся во мнениях, за счет чего она может совершить рывок вперед.
«Территория Курильских островов потенциально привлекательна за счет близости к азиатским рынкам и стратегическому положению на карте России, что всегда обеспечивает ей государственную поддержку. На текущий момент наиболее привлекательна для инвестиций рыбопереработка, несмотря на то что в ТОР «Курилы» уже открыты проекты в этой сфере. Также рентабельными могут оказаться проекты развития энергетической инфраструктуры с учетом того, что планируется открывать новые предприятия», – считает Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс».
Ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отчасти солидарен с ним, указывая на возможные сложности. «В регионе могут получить развитие несколько отраслей, в первую очередь это может быть рыболовство и развитие аквакультуры. Возможна реализация различных видов туризма на островах: экстремальный, активный отдых, экологический, медицинский и так далее. На островах и в их акватории есть различные полезные ископаемые, может быть организована их добыча, что также является перспективным, – перечисляет он. – Основной трудностью для реализации проектов здесь является удаленность данной территории от материка, что затрудняет доставку необходимых ресурсов, требует значительных средств. Кроме того, на островах сложные погодные условия, что может влиять на реализацию инвестиционных проектов, требовать больше средств и времени».
Максим Худалов, старший директор АКРА, констатирует определенные успехи благодаря функционированию ТОР «Курилы». «Достигнутые за три года результаты – некоторое восстановление рыбопромысловой отрасли и элементы переработки. Это безусловно полезное и нужное дело, но масштабного развития экономика островов с помощью таких микропроектов не получит, – рассказал он. – Удаленность островов, территориальные претензии Японии и высокие ставки кредитования для малого бизнеса делают надежды на приход частного капитала на острова маловероятным. Я полагаю, что локомотивом развития могла бы стать государственная компания, которая могла бы построить необходимую инфраструктуру, привлекая дешевые инвестиции под гарантии институтов развития, а уже на втором этапе провести приватизацию и на IPO окупить вложенные средства».
Фото: пресс-служба Минприроды России
Паспорт регионов Дальнего Востока