Около десяти лет блогер Алексей Навальный оставался одним из лидеров несистемной оппозиции в России. В последние годы он и вовсе стал самым медийно востребованным персонажем в этой среде. Именно с его деятельностью связаны наиболее скандальные протестные акции с незаконным привлечением несовершеннолетних. По оценке основателя фонда Cinema for Peace Яка Бизиля, занимавшегося перемещением Алексея Навального из Омска в Германию, политик выживет, но, как минимум, несколько месяцев не сможет участвовать в активной политической деятельности. Как это повлияет на расстановку оппозиционных сил в России, будет ли попытка выдвинуть на место Навального нового лидера, разбирался «ФедералПресс».
Опасности не представлял
Вскоре после резкого ухудшения здоровья Алексея Навального возникли версии, что его якобы специально убрали из политической игры, чтобы он не мешал выборам в региональные заксобрания 13 сентября или даже выборам в Госдуму РФ, которые могут состояться раньше положенного срока.
Однако в Госдуму как депутат Навальный не может попасть в принципе, имея непогашенные судимости. При этом авторитет его даже среди оппозиционеров давно «ниже плинтуса», считает публицист Анатолий Вассерман. «Ни организовать массовые беспорядки, ни убедительно оклеветать кого-нибудь ни у него, ни у его подельников уже не получается. Единственное, чем Навальный еще может пригодиться тем, кто хочет расшатать ситуацию в России, – ролью «сакральной жертвы». Но и тут Навальный «не выстрелил», – отметил Вассерман.
Даже если немецкие врачи не смогут спасти оппозиционера, резонанс от этого события будет недолгим и никак не повлияет на выборы в Государственную Думу, считает эксперт.
По мнению директора Центра политического анализа и социальных исследований Павла Данилина, популярность Навального давно снижается, о чем говорят и довольно слабые волны возмущения в оппозиционной среде по поводу его мнимого отравления. «Даже его сторонники ведут себя сдержанно. Нет никаких митингов, есть одиночные пикетики, но это всё несерьезно», – считает Данилин.
Произошедшее с Навальным директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной палаты России Валерий Коровин сравнивает с эвакуацией провалившегося агента. «Навальный как некий бренд, политическая корпорация, которую накачивали в течение многих лет западные политтехнологи, не выполнил ни одной из задач, поставленных создателями, – считает Коровин. – Он не смог консолидировать несистемную оппозицию, раскачать внутриполитическую ситуацию, хотя ему были предоставлены для этого очень многие ресурсы и возможности, включая закрытую информацию со стороны западных спецслужб».
Сакральной жертвой для старта новой волны внутрироссийских протестов, по мнению эксперта, Навальный тоже не стал. И в этом смысле даже не так важно, был ли он на самом деле отравлен, или у него неожиданно возникли проблемы с обменом веществ. «Есть все основания предполагать, что он выбывает из политической игры в качестве активной фигуры. И никаких угроз для власти и стабильности в стране он больше не представляет», – уверен Коровин.
Сдувание протестного электората
Очевидно, что Навальному, популярность которого и без того падала, попытаются найти замену. Однако, по мнению Павла Данилина, появление некого нового харизматического лидера, который мог бы предложить внятную программу оппозиционно настроенной части населения, маловероятно. «Скорее, мы будем наблюдать сдувание протестного электората уже потому, что многие из сторонников Навального худо-бедно взрослеют и умнеют. А новых сторонников особо не появляется», – отмечает эксперт.
При этом уже сейчас в рядах несистемной оппозиции исподволь разворачивается борьба за влияние на этот тающий электорат Навального.
Бороться будут несколько групп, считает Данилин.
Во-первых, прямые «наследники» Навального, которые с ним вместе работали. Они будут пытаться подобрать под себя достаточно большую группу сторонников оппозиционера, в основном из молодёжи. Это Леонид Волков, Илья Яшин, Любовь Соболь. Свою долю попытаются получить «яблочники», в том числе бывшие. Например, Максим Резник. В борьбу, возможно, вступит Дмитрий Гудков. «Возможно, что-то попытаются для себя получить такие либералы старого формата, как Михаил Касьянов и Гарри Каспаров. Но их шансы в этой борьбе крайне малы», – уверен Данилин.
Не исключает эксперт и жестких разборок. «Когда Борис Березовский выделил деньги на создание партии «Либеральной России», дело дошло до стрельбы, – напомнил политолог. – Не хочу нагнетать, но сейчас ресурсы у оппозиционеров достаточно ограничены, а чем меньше ресурсов, тем жестче борьба за их распределение».
Политолог Валерий Коровин считает, что произошедшая с Навальным история положила конец эпохе, когда Запад пытался влиять на Россию с помощью так называемой мягкой силы через либеральную несистемную оппозицию, через локальное финансирование отдельных политических групп и проектов. «Российская власть достаточно адекватно оценивает, что такое сетевое воздействие Запада, и умеет с ним справляться. Если Навальному и придумают замену, то это будет кто-то более военизированный и жесткий. Возможно, начнут поддерживать кого-то из радикальных националистов», – предположил эксперт.
Люди без идей
А вот по мнению Анатолия Вассермана, неудачи несистемной оппозиции в России запрограммированы самой логикой развития русской цивилизации: здесь оппозиция была всегда слаба, поскольку характерное отличие русской цивилизации в том, что на протяжении всей истории практически не было избытка людей, как это периодически случалось в соседней Европе. И всегда наиболее способные и востребованные люди оказывались либо в одной упряжке с властью, либо, на худой конец, в рядах системной оппозиции, предлагающей альтернативную программу развития страны. «А вот в несистемную оппозицию идут люди, элементарно не способные что-то создавать, вести полезную деятельность. Именно потому, что среди несистемщиков нет людей, способных предложить внятные альтернативные программы», – уверен эксперт.
И именно это, считает Вассерман, еще больше подстегивает конкуренцию в оппозиционной среде – среди них такая жесткая конкуренция. «Все, что они могут – «бить себя пяткой в грудь» и кричать о свержении «кровавых режимов». Поэтому, если Навальный уйдет из политики, его место обязательно найдется кто-то, кто сможет аккумулировать на себе протест несовершеннолетних и несовершенноумных людей. Я уверен при этом, что на смену ему не придет харизматичный оппозиционер, способный быстро заработать популярность в народе. Если бы в поле несистемной оппозиции были такие люди, Навальный бы вообще не появился в публичном пространстве», – резюмировал Анатолий Вассерман.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский