Экономический кризис 2020 года охватил весь мир. Вызвавшая его пандемия коронавируса, привела к карантинным мерам невиданного размаха. Они еще долго будут влиять на ситуацию в экономике. Что нас ждет в ближайшем будущем, разбирался «ФедералПресс».
Китайская причина
Глобальный экономический кризис 2020 года имеет все основания войти в историю как самый необычный: причиной для него послужил не обвал фондового рынка или резкий рост просрочек по ипотечным кредитам, как это было в США в 1929 и 2008 годах соответственно. Ему помог «появиться» коронавирус, пришедший из китайского города Ухань, про который до недавнего времени мало кто в России вообще что-то знал. Он за короткий срок быстро распространилась по всему миру, заставив правительства многих стран принять жесткие карантинные меры.
Удар коронавируса был настолько силен, что в конце марта Международный валютный фонд официально зафиксировал старт глобальной рецессии. В апреле он опубликовал доклад, где охарактеризовал нынешний кризис как наихудший со времен Великой депрессии и дал прогноз, согласно которому потери экономики планеты могут составить порядка 10% мирового ВВП.
В первую очередь от эпидемии коронавируса пострадал сам Китай. Его власти были вынуждены ввести настоящий блокадный режим в отношении зараженных городов, прекратило сообщение между ними, остановили работу предприятий. Последствия не заставили себя ждать – в первом квартале 2020 года ВВП Китая упал на 6,8 % (относительно уровня аналогичного периода 2019 года), сумев увеличиться во втором квартале лишь на 3,2 %.
В США ситуация оказалась куда более тяжелой, чем в КНР: если в январе-марте его ВВП уменьшился на 4,8%, то в апреле-июне – на рекордные 32,9 %, положив конец продолжавшемуся одиннадцать лет росту главной экономики мира. Число безработных в США достигло 20,5 млн человек (14,7 % от всего трудоспособного населения).
Не меньшие потери понес Европейский Союз. В первом квартале 2020 года его ВВП сполз на 3,6 %, во втором – слетел на 14,4 %. Состояние экономик членов Европейского Союза оказалось просто удручающим: в Германии экономика вернулась на уровень 2011 года, в Испании – к результатам 2002-го.
В Италии она откатилась аж в начало 1990-х годов. И не мудрено, так как одним из столпов ее благополучия является туристическая отрасль, зарабатывающая до 150 млрд евро в год или 12 % ВВП. На нее трудятся свыше 220 тыс. гостиниц и 12 тыс. агентств путешествий. Из-за снижения притока туристов подавляющее большинство из них прекратило работу.
Положение дел усугубилось огромным государственным долгом Италии и отсутствием роста ее экономики на протяжении двух последних десятилетий. Ее можно с полным основанием назвать камнем, тянущим на дно Европейский Союз.
Скованные одной цепью
В отраслевом плане также вырисовывается далеко не радостная картина.
«Пандемия сильнее всего затронула такие сектора как туризм и транспорт, а также сферу услуг, ресторанный и гостиничный бизнес. Многие компании из этих сфер не пережили полной̆ остановки экономики и продолжительных мер социальной изоляции», – указал Александр Бахтин, инвестиционный стратег «БКС Премьер».
Пожалуй, больше всех пострадал туризм. Только за первые пять месяцев 2020 года число международных туристов, согласно данным World Tourism Organization, сократилось на 56%, к концу года данный показатель может составить 78 %. Его финансовые потери уже составили 320 млрд долларов (в три раза больше, чем во время кризиса 2008 года) и есть прогнозы, что они могут увеличиться до 1,2 трлн долларов.
Удручающая картина наблюдается в гостиничном и ресторанном бизнесе. Карантин привел к снижению заполняемости отелей и гостиниц до критического уровня – многие из них оказались незаполненными на 95 %. Запреты на посещение общественных заведений привел к массовому закрытию кафе и ресторанов и увольнениям официантов, поваров и барменов.
Вряд ли в ближайшие годы три вышеназванные отрасли смогут полностью оправиться от последствий кризиса, учитывая масштабный рост безработицы и ожидания второй волны пандемии коронавируса.
Серьезные трудности испытывает и реальный сектор. Из-за значительного уменьшения международных и внутренних рейсов «просела» авиация. По оценкам International Air Transportation Association, в целом за 2020 год мировые авиаперевозчики получат убытки более 84 млрд долларов. В среднем каждый день авиация планеты теряет 230 млн долларов.
Проблемы авиаперевозчиков бьют по авиастроению. Два его гранда, Airbus и Boeing, столкнулись с отменами или сдвигом сроков заказов на самолеты.
В сходном положении оказался автопром. Согласно данным European Automobile Manufacturers’ Association, вследствие временного закрытия автомобильных предприятий в Европе в вынужденных отпусках оказалось 1,1 млн человек из 2,6 миллионов, непосредственно занятых в отрасли. То же самое происходило в Азии и Северной Америке. В США в марте машины вообще не производились. Емкость авторынка в Старом Свете сузилась на 41,5 % и сейчас прогнозируется, что падение продаж автомобилей на нем в 2020 году составит 25 %.
Рост будет, но не сразу
Восстановление мировой экономики будет идти постепенно и ожидать ее скорейшего оживления не стоит – пандемия коронавируса еще не закончилась и может быть вторая волна.
«Весь мир оказался под ударом эпидемии коронавируса - от Китая до США. В результате карантинных мер, изоляции мировая экономика ушла в рецессию, ВВП во многих странах стал отрицательным. Однако, я бы не говорил о необратимых последствиях, так как спад был вызван не экономическим причинами, карантин ввели, а затем отменили. Так уже в третьем квартале, после снятия карантина началось быстрое восстановление китайской экономики, улучшается ситуация в США и Европе. Да, есть сложности в наиболее пострадавших секторах – туризм, сфера услуг, транспорт, но и там процесс восстановления просто займет больше времени», - считает ведущий аналитик QBF Олег Богданов.
По его мнению, отдельные секторы вообще не пострадали, а наоборот получили новый стимул к развитию. «Речь идет о бизнесе, связанном с интернетом и цифровыми технологиями. Безусловно, видоизменится сектор офисной недвижимости, так как многие компании перевели сотрудников на удаленную работу, что уменьшает издержки. В целом, пандемия просто ускорила развитие трендов, которые сформировались в последние несколько лет», – добавил он.
Фото: ФедералПресс /Елена Сычёва