Природа Дальнего Востока – безусловно, одно из главных богатств региона. Огромное пространство от озера Байкал до тихоокеанского побережья является, пожалуй, наиболее экзотичным в России. Полноводные реки, действующие вулканы, леса с тиграми и таежным виноградом – ДФО неспроста называют одним из самых перспективных мест для развития туризма. В то же время экологические проблемы в регионе с каждым годом лишь множатся. От последствий техногенных аварий, незаконного промысла и вредных производств страдают как природа, так и люди. Многие проблемы не решаются годами. «ФедералПресс» рассказывает о наиболее серьезных экологических кризисах Дальнего Востока.
Черное небо Улан-Удэ
Одна из наиболее устойчивых ассоциаций со словосочетанием «экологические проблемы» – это загрязнение воздуха. Парниковый эффект, Грета Тунберг, задыхающиеся люди– вот это вот все. Многие считают, что этой напасти подвержены исключительно крупные города: там и машин много, и разных вредных производств. На самом деле это далеко не так. Действительно больших городов на Дальнем Востоке нет – а вот проблемы с воздухом есть, и подчас очень серьезные. Пожалуй, наиболее тревожная ситуация сложилась в столице Бурятии Улан-Удэ. Город ежегодно попадает в списки самых загрязненных городов России. Этой зимой там даже объявляли режим «черного неба»: из-за слишком сильной концентрации вредных веществ город погружается в смог. В такое время лучше не находиться на улице, а окна в помещениях плотно закрывать, иначе можно серьезно подкосить здоровье. На тяжелую экологическую ситуацию жаловался даже губернатор Бурятии Алексей Цыденов.
Улан-Удэ вряд ли можно назвать крупным промышленным центром. Причины столь плачевного положения дел кроются в другом. По сути в столице республики повторяется история с лондонским «великим смогом». Крупнейшие электростанции города – ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТГК-14 – работают на угле и производят огромное количество дыма. Кроме того, за последние годы в Улан-Удэ стремительно разрастается частный жилой сектор, в котором нет централизованного отопления. Местные жители греются с помощью печек. По данным городской администрации, таких домов в городе насчитывается порядка 45 тысяч. Совокупно они выделяют треть всех вредных веществ в Улан-Удэ.
При этом Улан-Удэ располагается в низине, и безветренная погода здесь не редкость. Зимой это становится настоящей проблемой: выбросы электростанций и печек никуда не уходят, а скапливаются в городе. Этой зимой ситуация достигла критической точки: в воздухе скопилось запредельное количество формальдегида, фенола и диоксида азота. СМИ тогда сообщали о многочисленных жалобах местных жителей на здоровье.
Проблемы с качеством воздуха в регионе обсуждают уже не первый год. Однако решить их не смогли до сих пор – прежде всего из-за отсутствия денег. Как рассказали «ФедералПресс» в правительстве Бурятии, решить экологическую проблему планируют с помощью реконструкции ТЭЦ-2. Однако работы в этом направлении застопорились еще несколько лет назад.
«Стоимость проекта оценивается примерно в 33 миллиарда рублей. После модернизации электростанции в городе закроют более полусотни старых угольных котельных. Они будут просто не нужны. Проблема в том, что Улан-Удэ пока не удалось попасть в ряд профильных госпрограмм – например, «Чистый воздух». Но работа в этом направлении активно ведется», – пояснили в пресс-службе правительства.
Чиновники отмечают, что за последние несколько лет в Бурятии удалось серьезно снизить число вредных выбросов в атмосферу – почти на 45 тысяч тонн. Впрочем, жителям столицы эти цифры мало о чем говорят: перед глазами у них все та же печальная картина.
Такие же проблемы наблюдаются еще в двух регионах ДФО – Амурской области и Еврейской автономной области. Масштабы бедствий там меньше, но все равно довольно серьезные. Причины загазованности те же – устаревшие угольные электростанции. Впрочем, в ЕАО ситуация довольно интересная. По данным Минприроды, по качеству воздуха регион находится на одном из последних мест в округе, хуже дела обстоят только в Бурятии. Но при этом официальные данные показывают существенные улучшения по ряду показателей. Так, согласно официальным данным, в 2019 году объем автомобильных выбросов в регионе составил 4,4 тысячи тонн. Это, на минуточку, один из лучших показателей в стране. Есть, правда, одно но: в 2018 году эта цифра составляла 16 тысяч тонн. Четырехкратное снижение объясняется просто: местные специалисты изменили методику расчетов. Насколько точнее она стала, сказать сложно.
Портовая напасть
Еще одна причина загрязнения воздуха на Дальнем Востоке – перевалка угля. Наиболее остро эта проблема стоит в Приморском крае. Жители Владивостока, Находки и поселка Посьет уже несколько лет подряд борются с угольной пылью. В холодное время года, когда ветер начинает дуть в сторону берега, мелкий черный песок облаками накрывает районы рядом с портами. Спрятаться от нее невозможно: она забивается в окна, машины, подъезды… В особо ветреные дни на улице просто нечем дышать.
Причина бедствия проста: открытая перевалка угля. Раньше в Приморье перевозили в основном древесину и другие несыпучие грузы. Однако в двухтысячных ситуация на рынке поменялась и стивидоры перешли на транспортировку угля. Надо ли говорить, что инфраструктуры для защиты от вредного воздействия твердого топлива не было? Конечно, добросовестные стивидоры принимают специальные меры, чтобы минимизировать выбросы пыли. Кто-то ставит защитные экраны, кто-то переходит на закрытый или полузакрытый вид перевалки. Однако многие компании работают по старинке. Их периодически штрафуют: в прошлом году, например, порт Вера оштрафовали на полмиллиона рублей. Но прибыли позволяют портовикам спокойно работать дальше.
Сейчас власти региона решили всерьез взяться за стивидоров. Губернатор Олег Кожемяко потребовал от всех портовых компаний перейти на закрытый способ перевалки угля. В противном случае их грозятся закрыть. Исполнит ли глава края свое обещание, покажет время. Если его слова действительно возымеют действие, жителям приморского побережья станет гораздо комфортнее жить.
Стоит отметить, что те же самые проблемы наблюдаются в Хабаровском крае (Совгавань и Ванино), а также на Сахалине. Впрочем, на островах объем проблем значительно меньше: объемы перегрузки в Невельске и Шахтерске не очень большие.
Бухта погибших кораблей
Другая больная тема дальневосточной экологии – это загрязнение воды. Разливы нефти регулярно случаются во всех регионах ДФО, имеющих выход к морю. Иногда – из-за аварий, иногда – из-за сознательного вредительства. Во Владивостоке, например, рыбаки и военные регулярно сбрасывают льяльные (загрязненные нефтепродуктами. – Прим. ред.) воды в бухту Золотой Рог. В результате главный водоем приморской столицы стал совершенно непригоден для купания. Притом что еще 25 лет назад можно было спокойно купаться прямо в черте города! Сейчас власти Приморья прикладывают усилия для исправления ситуации. В городе планируют запустить новые очистные сооружения, которые хотя бы немного улучшат состояние воды.
Однако зоной настоящего экологического бедствия является Авачинская бухта, на берегу которой располагается Петропавловск-Камчатский. Это крупнейшая бухта в мире, способная принять любое существующее на сегодняшний день судно. И вместе с тем – одно из самых загрязненных мест региона. В бухте дислоцируется практически весь флот, приписанный к Камчатскому краю. Вокруг бухты располагается множество промышленных предприятий и электростанций, сливающих стоки в море. Проблем добавляют горы металлолома: списанные суда десятилетиями ржавеют на дне Авачинской бухты, отравляя воду. Очистные сооружения Петропавловска-Камчатского являются устаревшими и не справляются с объемом поступающих отходов. На их модернизацию требуются огромные суммы. В итоге в самой бухте, а также в прилегающих реках с каждым годом уменьшаются популяции организмов. Это отражается и на экономике: становится меньше красной рыбы, а значит, уловы путинщиков также сокращаются.
К решению накопившихся проблем только готовятся приступить. Нынешний глава региона Владимир Солодов на днях обсудил вопрос подъема затонувших судов из бухты с премьер-министром. Михаил Мишустин поручил проработать пути решения проблемы – и взял работу под свой личный контроль. Действовать власти Камчатки будут совместно с Минприроды и Росморречфлотом.
«Требуется определенная бюрократическая работа. Для начала мы разработаем перечень судов, которые требуется поднять в первую очередь. Речь идет о тех судах, которые визуально влияют на облик города», – заявил Солодов.
Ядовитое золото
Еще одной угрозой водным ресурсам ДФО являются золотодобывающие предприятия. Камчатка, Магадан, Хабаровский край, Якутия – там множество рек оказались отравлены в результате работы ГОКов. Например, в Магаданской области, где золотодобыча особенно развита, сильно загрязнены крупнейшие реки – Колыма, Омчак, Тенька. Специалисты обнаружили там повышенное содержание свинца, меди, марганцы. В Якутии точкой напряжения стала река Иенгра – на ней с недавних пор добывают золото. Добыча проходит совсем недалеко от водозабора села Иенгра, и его жители вынуждены бороться с предприятием. Из-за золотодобытчиков вода стала сильно загрязняться медью.
На Камчатке горняки испортили воды реки Аги, из-за чего там резко снизилось поголовье лосося. Реки Асача и Вывенка, ручьи Пенистый, Хомут, Ольховый – лишь небольшой список объектов, пострадавших из-за разработки недр. При этом раньше это были популярные туристические места.
Характерно, что при недобросовестном подходе золотодобыча наносит ущерб природе в течение многих лет. В Магаданской области, например, насчитывается 127 очагов ртутного заражения. Их источниками являются заброшенные прииски, где скапливаются отходы производства. Общий объем ртути в таких приисках составляет почти 48 тонн. Сейчас эти объекты нужно рекультивировать.
Но, пожалуй, наиболее серьезный урон золотодобытчики наносят Амуру – одной из крупнейших рек ДФО. В Хабаровском крае и Амурской области действует несколько сотен предприятий, добывающих золото (это если не считать незаконные). Соответственно каждый год растет число вредных веществ, сбрасываемых в реку. Примечательно, что до 2010-х годов главными отравителями реки были китайцы. Крупный приток Амура, Сунгари, служил местом сброса отходов для предприятий Поднебесной. В итоге в реку постоянно попадали отравляющие вещества. Купаться или ловить рыбу там было довольно рискованным делом. Однако в КНР наконец оборудовали мощную систему очистных сооружений и ущерб природе стал меньше. На этом фоне последствия деятельности золотодобытчиков стали особенно заметны.
Чукотские бочки
Ну и, конечно, одной из главных проблем экологии Дальнего Востока остается мусор. Несанкционированные свалки, отсутствие переработки отходов – с этими явлениями сталкиваются все без исключения регионы ДФО. Шутка ли: мусорная реформа фактически провалилась во всех субъектах округа. Однако на Чукотке проблема мусора достигла совершенно космических масштабов.
Чукотский полуостров – это не только бескрайняя тундра и снежные степи. Это еще и горы, груды, поля старых ржавых бочек. Более полувека сюда привозили в этих самых бочках топливо. Увозить тару обратно никто не спешил. Во-первых, затратно, во-вторых, во времена Союза про экологию не то чтобы сильно думали. В итоге перепачканная нефтью бочкотара копилась, продолжая годами отравлять грунт. Всерьез озаботились образовавшимися мусорными свалками уже в нулевых, но решить эту проблему долго не могли. Ситуация сдвинулась с мертвой точки лишь несколько лет назад благодаря активности губернатора Романа Копина.
«Основной объем использованных металлических бочек находится в порту Певек, оттуда ежегодно вывозится несколько тысяч тонн металлолома. Кроме того, много бочкотары находится в прибрежных населенных пунктах. В планах правительства решить эту проблему к 2023 году – у региона есть для этого возможности», – отметили в пресс-службе правительства Чукотского АО.
Помимо этого, на Чукотке имеется огромное количество самых обыкновенных свалок, в том числе незаконных. Бороться с ними довольно сложно: для этого требуется прежде всего инфраструктура по утилизации отходов. С этим в регионе пока не очень густо.
Фото: primorsky.ru, ФедералПресс / Елена Маойрова