Рынок проституции и эскорт-услуг в России растет, как и оборот денег в этой сфере. «Инстаграм» пестрит фитнес-коучами и тюнингованными дамами на яхтах и в дорогих брендах. Но что скрывается за красивой обложкой? Обратная сторона лакшери, ловля «на живца», рейды по притонам, новый закон и комментарии психологов – в материале «ФедералПресс».
Ночной рейд
Члены общественного движения «Гражданин» на днях провели очередной рейд совместно с правоохранительными органами по притонам в центре и на севере Москвы. Такой мониторинг гражданские активисты проводят регулярно, помогая сотрудникам правопорядка ловить «ночных бабочек» на месте совершения правонарушения.
Юноши и девушки сидят в машинах и дожидаются специального сигнала. После связи с дамой по вызову один из активистов направляется «совершать покупку». После получения денег заходят полицейские и общественники. Иногда в одной квартире находится сразу несколько проституток.
Руководитель линейного направления общественного движения «Гражданин» Кирилл Левченко отметил, что только за ночь активистами совместно с сотрудниками полиции выявлено четыре притона по занятию проституцией в жилом секторе Москвы. «В результате слаженных действий активистов движения и сотрудников правоохранительных органов работа борделей была пресечена. Нарушителей доставили в территориальные отделы внутренних дел, на всех составлены материалы по статье 6.11 КоАП РФ и по признакам статьи 241 УК РФ», – сообщил Левченко.
Всего было выявлено 12 девушек, в том числе гражданки стран Азии и Европы. По словам лидера общественного движения «Гражданин» Юрия Шарковича, во многих случаях у девушек даже нет при себе правоустанавливающих документов на квартиру. В большинстве случаев они говорят полицейским, что мнимый риелтор не предоставил им договор аренды либо они прямо сейчас решили менять соглашение и завтра его готовы подвезти. «Конечно, это профанация, потому что в большинстве случаев ключи от квартиры оставляются организаторами буквально под ковриком у входа. Девушки приезжают на озвученный диспетчерами адрес, открывают квартиру и начинают работу. Постепенно она наполняется вновь прибывающими девушками на смену тех, кто ее заканчивает. Смена может длиться от суток до вахтовых двух недель», – рассказал собеседник «ФедералПресс».
Дамы обязательно проходят систему идентификации. Выходя на рабочую точку, они выкладывают в чате фотографию с приложенной датой, иногда – с паспортом и доказательством места пребывания. Многие получают потом инструкции, вплоть до формы одежды и нижнего белья. «Это слаженная противозаконная община получается. Зачастую сутенеры прибегают к хитростям, чтобы избежать ответственности. Когда мы совместно с полицией пресекаем деятельность крупного притона, чтобы не потерять «накормленное» расположение, сутенеры снимают посуточные квартиры в этом же районе и оставляют там девушек как индивидуалок. Им кажется, что они таким образом избегают ответственности по 241-й статье Уголовного кодекса и исчезают из нашего и правоохранителей поля зрения. Но это не так – в таком случае работа ведется комплексно, привлекается больше групп для пресечения», – сообщил Шаркович.
По словам лидера движения «Гражданин», бывает, что в трехкомнатной квартире находятся всего три девушки, а может и в двушке их быть сразу 12 – это зависит не от ценовой категории, а от проходимости притона.
Квартиры – это некий перевалочный пункт, из которого девушки также могут выезжать «на работу», используя базы пробивки для определения платежеспособности и опасности клиента. Иными словами, если активист, замаскированный под клиента, звонит девочке по вызову, она может и не ответить, потому что у нее есть специальная база, по которой можно вычислить, кто звонил.
На квартиру доставляется все необходимое – от средств контрацепции, зачастую плохого качества, до одноразовых тапочек, влажных салфеток и обеззараживающих средств. Также в эти квартиры ночным бабочкам могут доставлять косметику, нижнее белье или каблуки. «Некоторые притоны в зависимости от ценовой категории полностью подготавливают девушек, которые к ним приезжают. Там уже есть нижнее белье, кто-то его уже носил, но, возможно, оно проходит некую гигиеническую обработку. Стоят туфли на высоком каблуке, потому что они довольно дорогие. А многие притоны просто считают, что женщины – лишь мясо и, независимо от их вида, найдется свой клиент», – отметил Юрий Шаркович.
Он также отметил, что есть разные спектры противозаконных услуг. Одно из таких направлений – БДСМ. Тут часто девушки приобретают оборудование за свои деньги. А такие приборы довольно дорогие, поэтому девушки оберегают их как зеницу ока, готовы отдать за них свое здоровье, сопротивляясь сотрудникам полиции при изъятии оборудования для проведения экспертизы.
Активисты «Гражданина» отмечают интересную деталь про собственников квартир – столичных притонов: многие из них, сдавая жилье, даже не знают, что там происходит. «Но есть жилье, которое может признаваться выморочным. Умер владелец, и его родственники не вступили в право наследства или их нет. Но есть люди, у которых был доступ в квартиру. Эти люди понимают, что не несут юридической ответственности, и так ее реализуют. А иногда собственниками квартир-притонов являются мертвые души», – рассказал Юрий Шаркович.
Ради фоточек в «Инстаграме»
Проблема проституции в России носит характер социальной катастрофы. По данным, озвученным движением «Гражданин», только в 2000 году в России было зарегистрировано порядка 267–400 тысяч проституток с общим оборотом 618 тысяч долларов. А спустя десять лет прошел опрос среди женщин. Более 60 % респонденток сказали, что не видят смысла в отношениях с мужчинами, у которых нет денег.
В 2017 году 4,5 млн долларов составил доход эскорт-услуг и 1,5 млн – проституция. «Это каждая пятидесятая девушка в России. Наша группа мониторинга и аналитики, которая работает с информационной средой и оперативными мероприятиями, говорит, что 12,5 млн российских граждан вовлечены в эту деятельность. Это сами лица, оказывающие услуги, менеджеры, диспетчеры, рекламщики и сутенеры. Пугающий рост», – сообщил Юрий Шаркович.
Почему это происходит? Многие назовут в качестве причины нехватку рабочих мест, невозможность работать в регионах. По словам эксперта, это мнение сформировано огромной машиной сладких речей организаторов занятий проституцией. Кроме того, бытует мнение, что девушек либо насильно вовлекают в эту деятельность, либо по нужде. Но эксперт подчеркивает, что это выбор нередко неосознанный. И подтолкнуть к нему – задача рекрутера, который занимается пропагандой и вовлечением в эту деятельность. «В первую очередь пропаганде проституции уже удалось создать соответствующий «лайф стайл». Он обширный. Миллионы аккаунтов в соцсетях пестрят постами с баснословно дорогой одеждой, пьяными вечеринками в топовых заведениях, эксклюзивными СПА-процедурами. Но как эти безработные фитнес-тренеры и коучи могут позволить себе такую жизнь, ведь их заработок никак не соответствует такому глянцу на фото? Ответ кроется в полуобнаженных снимках – люди себя таким образом продают», – пояснил Шаркович.
Индустрия растет, и не только за рубежом. В России популярность набирают сериалы «Содержанки» и «Чики». По мнению эксперта, эта пропаганда формирует в обществе сопереживание героям и мнение, что такое явление, как проституция, обыденно. «Таким образом формируются подменные культурные ценности. Этот противозаконный бизнес достиг небывалых оборотов в структурной обеспеченности и поддержке. Есть тысячи рекрутеров в соцсетях и агентствах модельного бизнеса. Организуют конкурсы красоты. Кандидатуры выбираются по выверенной статистике. Рекрутеры знают возраст, социальную и территориальную группу», – отметил общественный деятель.
Целевая группа – это граждане 18–21 года из регионов с низкой зарплатой и ограниченной инфраструктурой. Хотя с течением времени такие критерии сходят на нет и потенциальной жертвой может стать любая, кто откликнется на вакансии, начиная с косметолога или массажиста и знаканчивая знакомствами в интернете с успешными богатыми мужчинами.
Проработанными способами рекрутеры подводят кандидата к выбору между сияющим миром, но с оказанием интим-услуг, либо «нищетой и старением». «Шаблонные фразы: какой смысл в твоем упорстве, ведь ты можешь жить в мировых столицах, помогать родителям, ходить по лучшим курортам и, возможно, найти обеспеченного спутника жизни. В России появились даже сообщества работников интим-сферы. Они объединяют систематически нарушающих законодательство граждан. На деле к такому лоску выбиваются далеко не все», – говорит Шаркович.
В интим-сфере отмечается рост дорогого сегмента. По данным эксперта, раньше 60–70 человек в сутки выезжало из России для оказания эскорт-услуг. А перед самым началом пандемии коронавируса эта цифра была уже 700 человек в сутки. Причем специалисты специально говорят «граждане», поскольку в этом секторе задействованы не только девушки, но и молодые люди разной ориентации.
Как рассказал Шаркович, часто первый психологический слом интима за деньги происходит так. Первый клиент зачастую отличается от идеала и даже вызывает негативные эмоции. В этот момент к человеку приходят люди, которые «додавливают» сомневающегося «работника». «Этот шрам становится первым фактором, который привяжет к этой деятельности принявшего решение. Подействует отсутствие социальных навыков, которые помогают заниматься чем-то еще. Люди либо работают, либо отсыпаются, либо занимаются собой – косметология, хирургия, редко медицина. Некоторые проститутки пропускают через себя десятки клиентов в сутки, порой идут на извращения. И любые отношения сводятся к получению выгоды, не считая высокого процента пристрастия к алкоголю и наркотикам. Постепенно такой образ жизни замещает ту привычную личность, которую знали родственники и друзья», – рассказал эксперт.
В общественном движении также отмечают и другую сторону этого незаконного бизнеса – клиентов. «В рейдах совместно с правоохранительными органами и СМИ мы встречали представителей власти, журналистов, блогеров, многодетных отцов. Подавляющее большинство из них старались скрыть свое посещение борделя, потому что понимали аморальность происходящего. Причем у менеджеров целая масса компромата на клиентов, включая базу номеров с досье и пристрастиями, систему распознавания лиц и приложения для мобильных устройств – «шпионы». Это лишь небольшая часть в руках сутенеров», – сообщил Шаркович.
По словам эксперта, бороться можно путем ужесточением мер, в том числе увеличением штрафа до 30 тысяч рублей, а за получение прибыли – до 300 тысяч; также необходимо внести ответственность за пропаганду проституции со штрафом от 1 млн рублей. Кроме того, необходимы введение ответственности для лиц, которые пользуются интим-услугами, со штрафами до 30 тысяч рублей, а также меры профилактики среди определенных категорий граждан.
Родителям же нужно внимательно отслеживать факторы риска наряду с привлечением к употреблению наркотиков. «Желающие покинуть этот бизнес, построенный на чужом горе, могут обратиться в наш центр психологической помощи совершенно бесплатно и конфиденциально. Мы подготовили соответствующие информационные материалы для проведения профилактических бесед в школах, институтах, семейных центрах и запускаем национальную акцию с хештэгом #тыНЕмясо, в которой успешные граждане России своим примером покажут, что есть другой способ добиться того, о чем ты мечтаешь», – добавил Шаркович.
Что у них в голове?
Старший научный сотрудник психоневрологической клиники города Москвы Вадим Хайкин считает, что у каждой девушки свой мотив становиться на путь «ночной бабочки», и не всегда они об этом серьезно задумываются. «Проституция – это явление социальное, а не медицинское. Однако и медицинские причины у некоторых девушек есть. Это может быть насилие, осуществленное в детском возрасте, как правило, со стороны родителей или сверстников. Девушка становится проституткой, потому что пребывает в состоянии посттравматического стрессового расстройства. Такая девушка не может отличить здоровые отношения от нездоровых, правильные от неправильных. Если такая девушка попадает в социальную ситуацию, где ее принуждают к сексу за деньги, есть высокий риск того, что она на это пойдет», – пояснил Хайкин.
По словам психиатра, как правило, проститутки находятся под прессингом определенных лиц или принуждением, которое может быть довольно изобретательным, с умелой манипуляцией. Вадим Хайкин полагает, что проституткам зачастую нужна помочь специалистов, но в нашем обществе на бытовом уровне есть недостаточное понимание эффективности психологической и психиатрической помощи.
Структурный терапевт Элеонора Красилова отметила, что склонность к асоциальной манере поведения – «это на 90 % женщины, выросшие без отца и с негативным сценарием семьи». «В целом девушка, которая вступает на путь «ночной бабочки», не имеет идеи создания полноценной семьи и гармоничных отношений. Вариант того, что это возможно, у нее даже часто не стоит. Это не сказочный фильм с Ричардом Гиром, а люди, довольно глубоко травмированные семейными отношениями, которые могут длиться не одно поколение», – сообщила эксперт.
По словам Красиловой, у проституток также срабатывает глубоко жертвенный сценарий, из которого им будет выходить довольно тяжело. «Если это не эскортница. Там другой типаж: девушка заточена на богатую и легкую жизнь, ее семья может интересовать, а может и не интересовать, – пояснила Элеонора Красилова. – А проститутки – это всегда синдром жертвы».
Фото: Unsplash / Джейсон Хартоно