До единого дня голосования в России осталось менее двух недель. Вскоре мы все узнаем, как проголосуют россияне, а сегодня политологи на площадке Экспертного института стратегических исследований обсудили ход предвыборной кампании, которая начиналась в весьма депрессивной ситуации. Но внешние факторы критически изменились к концу лета. Как кандидаты использовали это время – в материале «ФедералПресс».
Модератор дискуссии, руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Соколова начала разговор с презентации, посвященной основным трендам заканчивающейся кампании в регионах. По ее оценке, в 18 регионах, где пройдут прямые выборы губернатора, ситуация достаточно стабильна и вероятность вторых выборов крайне мала. Похожая обстановка сложилась на выборах мэров: преобладает положительная оценка деятельности чиновников.
При этом электоральный ресурс основных кандидатов в ряде регионов превышает 70 и даже 80 %. В то же время важные тенденции – запрос на стабильность и опасение политической дестабилизации, разочарование от избранных ранее популистов – только подпитывают электоральный ресурс кандидатов от власти или действующих глав.
Руководитель отдела политических исследований ВЦИОМ Степан Львов отметил, что главный вывод, который можно сделать по итогам социологических замеров на исходе кампании, – «ожидать сюрпризов не приходится». Он привел подробную статистику социологических замеров, суть которой такова: врио и действующие главы значительно обгоняют по своей популярности оппонентов во всех регионов. При этом есть такая особенность: там где потенциал основного кандидата колеблется от 50 до 60 % крайне высок процент неопределившихся – от 15 до 21 %. По мнению Львова, итоговые цифры на голосовании могут быть выше, потому что в опросах есть выборка от тех, кто пойдет на выборы. Более активные избиратели из сел, пенсионеры старше 60 лет более активно голосуют за действующих глав.
Сама кампания была загнана в довольно специфические условия, отметил президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов. В начале лета было очень много напряженности и неопределенности, было непонимание перспектив будущего, угроза заразиться коронавирусом и прочие негативные факторы. Однако к середине августа экономика не рухнула, урожай начал созревать и началась уборочная кампания, люди вышли на работу и психологически людям стало гораздо проще.
«Состояние стабилизировалось к концу лета. В начале лета предполагалось возбуждение в некоторых территориях, где могут быть вторые туры, таких было не меньше 10 регионов. Сейчас везде ситуация успокоилась. Это удивительно», – отметил Куртов.
В качестве иллюстрации эксперт привел два региона с диаметрально противоположной ситуацией. В Архангельской области, по его оценке, всегда крайне скептическое отношение к власти, но новому врио удалось ситуацию сгладить, показав готовность к диалогу и эффективному решению серьезных проблем, в том числе и Шиеса. В Краснодарском крае, где всегда была «могучая стабильность», наоборот, карантин навел людей на мысль «а тот ли у нас губернатор». В этих условиях власти включили режим общественного мониторинга, начали контактировать по наиболее конфликтным и сложным вопросам и смогли ситуацию стабилизировать.
Политолог Григорий Казанков предложил разделить кампании на те, где переизбираются действующие главы, и те, где завоевывают популярность новые врио. Если с действующими главами все понятно, то врио пришлось в крайне непростых регионах и крайне сложной ситуации искать «правильный тон и правильный подход к коммуникации с людьми». Особенно эффективно, и это подтвердили несколько участников мероприятия, выстроили кампанию главы дальневосточных регионов, таких как Камчатка и ЕАО, а также Иркутская область.
«Им приходилось найти связь, они смогли и регион узнать, проблемы и они начали с людьми говорить об этом на понятном языке. Искренность либо есть, либо нет. Мне кажется, что новые врио искренне хотят что-то сделать и у них есть видение, что они хотят сделать в регионе», – считает эксперт.
Впрочем, помимо мотивирующих трендов есть и противоположные по направлению, считает политолог Евгений Минченко. Он перечислил несколько негативных трендов, например отставка Сергея Левченко и арест Сергея Фургала – двух из четырех оппозиционных губернаторов – снизила мотивацию оппозиционных партий участвовать в выборах. Начинают деградировать и прежние старые подходы, вроде «крепкого хозяйственника». Гораздо более позитивно воспринимаются те, кто демонстрирует заботу и искренность, готов совершать «подвиги Геракла», а не решать только свои профессиональные вопросы.
При этом эксперт не готов быть таким категоричным в отношении вторых туров. Даже предварительные социологические замеры не гарантируют победы, если все участники кампании решат принять их как данность.
«Электобилити может сыграть дурную шутку. Когда есть ожидание про 50–60 %, это демотивирует сторонников, расслабляются команда и избиратели, с другой стороны, увеличивается число тех, которые показывают фигу», – считает политолог.
Глава «Bakster group» Дмитрий Гусев рассказал об особенностях кампании в южных регионах. Он отметил, что здесь были одни из наиболее пессимистических настроений в стране: с одной стороны, все надеялись на туристический сезон, который был под угрозой срыва, с другой, в Краснодаре например, был один из самых жестких карантинов в стране. Позже туристический сезон включился на полную мощность, урожай оказался просто «золотым» на фоне роста цен на зерно, и ситуация кардинально изменилась. На этом фоне главы регионов сделали ставку на отчете о сделанных делах и конкурентам на фоне «запроса на стабильность» «нечего предъявить».
Еще один опытный политтехнолог – Олег Матвейчев – обратил внимание на одну, с одной стороны, ироничную мысль, с другой – не лишенную оснований. Он предположил, что главный фактор протестного голосования и протестности в целом – интернет. По его оценке, «хуже всех» люди живут в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, где они мучаются и всего боятся. А лучше всего – на селе, где люди видят новые дороги, собранные урожаи и полные амбары.
«Если человек живет в раю, но есть интернет и субъект, который будет говорить о другом, люди будут думать, что живут в аду», – иронизирует Матвейчев.
Подводя итоги дискуссии, эксперты подчеркнули, что непростые внешние условия нынешней кампании, которые ограничивали в спектре действий не только политиков, но и избирателей, породили новые тренды, которые играют не в пользу популистов. В моде «новая искренность», когда «человек не говорит искренно о себе самом, а другим показывает свою искреннюю заинтересованность в решении их проблем». Те участники кампании, которые смогли показать свою заботу и готовность совершать реальные дела, решать реальные застарелые проблемы, и смогли расположить в свою сторону избирателей.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин